Научная организация труда руководителя
Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой. Английская пословица
Нет, пожалуй, сегодня более трудной и ответственной профессии в отечественной экономике, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем — это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое у большинства руководителей во всем мире. И перед каждой экономически развитой страной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время тех, кто выполняет функции управления. Единственный выход — формирование целостной системы самоорганизации личного труда руководителя. Это очень важно, ибо любому менеджеру полезно и важно будет знать, как управлять своей деловой карьерой, как планировать дела, как принимать правильные решения, как организовать свое рабочее место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах окружения собственный имидж. На эти и другие вопросы отвечает наука о самоорганизации и самоуправлении человека — научная организация управленческого труда. Научная организация труда работников управления - это составная часть организации трудовой деятельности людей. В более широком смысле под научной организацией управленческого труда следует понимать проектирование, внедрение и непрерывное совершенствование всего процесса управления коллективом организации. Применительно к управленческому труду основными задачами научного управления труда являются: 1. экономические, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителей (влияющей в конечном итоге на производительность общественного труда) при экономии времени и энергии работника управления; 2. психофизиологические, направленные на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность работников; 3. социальные, смысл которых состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности работника управления, повышения его квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.
Научная организация управленческого труда использует положения и выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики, управления, социологии, эргономики, трудового права, психологии, физиологии, гигиены, санитарии и праксеологии (изучает и формулирует правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности. Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих общих принципов: • принцип экономичности, оптимальности - состоит в достижении наибольших (наилучших) результатов при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии; • принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие работников аппарата управления между собой и производственным персоналом; • принцип научности - заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе; • принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области НОТ управленческого труда (технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления); • принцип нормативности - предполагает, что все работы в области НОТ осуществляются на основе определённых нормативных материалов; • принцип заинтересованности и ответственности реализуется посредством материального и морального стимулирования труда; • принцип взаимопомощи.
Поскольку предметом труда в аппарате управления выступает информация, научная организация управленческого труда невозможна без своевременной информации, поступающей в органы управления в виде информационных потоков. Поэтому рационализация управленческого труда осуществляется на базе внедрения современной оргтехники, механизации и автоматизации труда работников управления.
В рамках научной организации управленческого труда выделяют такие понятия, как самоменеджмент и персональный менеджмент. Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование практических приёмов работы в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений) социальным управлением. Персональный менеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приёмов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать своё время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни. Разумная самоорганизация позволит руководителю получить следующие преимущества: Ø Выполнять работы с меньшими затратами; Ø Лучше организовывать свой личный труд; Ø Получать лучшие результаты труда; Ø Быть менее загруженным работой; Ø Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций; Ø Получать удовлетворённость от работы; Ø Уменьшать стрессовые перегрузки; Ø Повышать свою квалификацию; Ø Добиваться лучших результатов труда; Ø Достигать профессиональных целей кратчайшим путём.
К основным направлениям НОТ в сфере управления относятся: 1 совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональное использование кадров: подбор и расстановка, распределение функций, кооперирование обязанностей, организация творческого труда, сплочение коллектива; 2 улучшение организации и обслуживания рабочих мест руководителей: рациональная планировка, оснащение современными техническими средствами обслуживания; 3 рационализация приёмов и методов труда: планирование личной работы, изучение и отбор передовых приёмов и методов, освоение передовых методов труда, применение передовых методов и приёмов управленческого труда; 4 улучшение условий труда: моральный микроклимат, психофизиологические условия, санитарно-гигиенические условия, условия безопасности труда, эстетические условия; 5 совершенствование организации информации: оптимизация систем информации, автоматизация информационной работы, улучшение библиотечного обслуживания, совершенствование документооборота; 6 совершенствование нормирования и стимулирования труда: расширение сферы применения норм управленческого труда, повышения качества и обоснованности норм, модернизация нормативных материалов, внедрение в оплату труда дифференцированных показателей, оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов; 7 совершенствование подготовки и повышения квалификации руководящих кадров: повышение качества подготовки руководящих кадров, широкое использование систем повышения квалификации, тренировка и обработка техники личной работы, усовершенствование самообразования; 8 воспитание сознательного и творческого отношения к труду: укрепление дисциплины труда, плодотворное участие в научно-практической работе, активная общественная позиция.
В сфере научной организации труда руководитель должен знать: • модель качеств современного руководителя, в том числе модель системы персонального менеджмента; • историю развития и сущность персонального менеджмента; • технологию поиска и формулирования жизненных целей, выбора карьеры и получения хорошей работы; • правила эффективного использования рабочего времени; • технику планирования своего времени; • эффективную организацию рабочего места; • основные требования к составлению документов; • принципы и правила делегирования полномочий; • правила эффективного взаимодействия руководителя с секретарем; • технику публичного выступления; • виды убеждающих воздействий на собеседника; • правила подготовки и проведения деловых переговоров; • технику телефонного разговора; • пути рационализации личного труда руководителя; • принципы самоорганизации личного здоровья; • правила гигиены умственного труда; • правила подготовки и проведения совещаний; • правила адаптации в коллективе; • правила делового этикета; • критерии оценки уровня организации личного труда руководителя; • правила создания и поддержания собственного имиджа.
Современный руководитель должен уметь: • планировать личную работу; • организовать свое рабочее место; • работать с информацией, пользоваться записной книжкой; • выступать публично; • управлять своим эмоционально-волевым потенциалом; • формулировать жизненные цели; • находить и получать хорошую работу; • анализировать эффективность использования своего времени и находить резервы его оптимизации.
Научная организация труда руководителей — это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов управления в повседневной жизнедеятельности, для того чтобы, наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления. Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда руководителя. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих руководителей имеются общие правила и принципы работы. Современный руководитель должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента. Основными задачами на данном этапе является овладение приемами и методами самоуправления, рационализации собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей работоспособности. Овладение этими приемами позволит быстрее достигнуть профессиональных жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд подчиненных. Одним их необходимых качеств руководителя является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3063)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |