Механизм функционирования и регулирования регионального рынка труда
Механизм функционирования рынка труда представлен на рис.8. Население (трудовые ресурсы) делятся на две основные группы: экономически активное население, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, и экономически неактивное население. Для анализа занятости населения выделяют: • вступивших в состав рабочей силы (вошедшие в трудоспособный возраст); • выбывших из состава рабочей силы (вышедших из трудоспособного возраста, досрочно вышедших на пенсию); • получивших работу, в том числе получивших работу впервые; • потерпевших неудачу в поисках работы (как официально зарегистрированные безработные, так и не имеющие данного статуса, но продолжающие поиск работы); • отказавшихся от поиска работы (в том числе отчаявшихся найти работу); лиц, у которых необходимость в работе, и др. Механизм функционирования рынка труда зависит от многих факторов: • государственной и региональной политики; • совокупности законодательных и нормативных актов по регламентации трудовой деятельности; • система мотивации на трудовую деятельность; • качества трудовой жизни; • возможности выбора на рынке труда. Выбор индивида на рынке труда в свою очередь определяется: • уровнем его конкурентоспособности (пол, возраст, профессия, квалификация, опыт, мобильность); • поставленными жизненными целями и установками; • мотивацией; • влиянием референтных групп (друзей, родственников, коллег); • форс-мажорными обстоятельствами. Участниками предложения собственной рабочей силы на территориальном рынке труда являются: • лица, вступающие в трудоспособный возраст и не занятые учебой; • высвобождаемые с производства работники; • лица, уволившиеся по причинам текучести; • молодежь, не продолжающая учебу; • лица, демобилизованные из вооруженных сил; • незанятое население, желающее приступить к трудовой деятельности; • мигранты трудоспособного возраста, прибывшие из других территорий (включая беженцев), и др. На основании расчета численности лиц по каждому из источников пополнения (или уменьшения) рынка труда строится прогноз изменения ситуации с предложением труда на нем. Не менее сложным представляется процесс формирования спроса на рабочую силу. С количественной стороны спрос зависит от изменения числа рабочих мест, которое может как возрастать, так и сокращаться. Этот процесс весьма неоднороден в различных отраслях и профессиональных группах работников. С качественной стороны спрос характеризуется теми требованиями, которые предъявляются работодателями к кандидату на рабочее место в отношении образования, специальной профессиональной подготовки, стажа работы и наличия практических навыков, личных качеств и т.д. Факторы, определяющие выбор работодателя, могут лежать за пределами чисто экономических соображений (расчет на максимальную производительность труда), касаться социальных моментов, психологических и др. Нормальное функционирование рынка труда во многом зависит от управленческих воздействий как на работодателя в отношении спроса на рабочую силу, так и на население в отношении предложения труда с целью обеспечения их лучшего сбалансирования. Кроме того, регулирование рынка труда с использованием цивилизованных методов обеспечивает реальную свободу предложения и спроса рабочей силы, более обоснованный выбор людьми профессии в соответствии с их желаниями и способностями. Рассмотрим вопросы регулирования рынка труда более подробно. Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д. Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как: • развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона; • развитие новых форм хозяйствования; • разрешение нестандартных форм занятости; • организация общественных работ; • стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения; • субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда); • льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости; • снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др. Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д. Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как: • изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства; • расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации; • миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион; • информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы; • разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения. А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся: • миграционная политика в регионе; • сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости; • увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме; • увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми; • повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию; • интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др. Применительно к локальным рынкам труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирования предложения и спроса на рабочую силу имеют свою специфику. Для управления процессами, происходящими на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, позволяющую оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений. Прежде всего необходимы данные: • о численности непосредственных участников рынка труда на определенную дату и среднею за период; • о количестве лиц, побывавших среди участников рынка труда за период; • о времени пребывания в категории безработных и распределении последних по срокам и т.п. Источником информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предполагаемом и фактическом высвобождении работников, сведения службы занятости о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |