Технология диагностирования в системе методической работы
Содержание
Педагогическая диагностика в системе методической работы…………………………….. 2 Методы диагностики……………………………………………………………………………….. 2 Анкета «Каков ваш творческий потенциал»……………………………………………………. 3 Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов»……………. 5 Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности………………………………………………………………………………………… 5 Опросник «Эмоциональное возгорание»………………………………………………………. 8 Методика выявления уровня педагогического мастерства…………………………………. 9 Анкета на наличие потребностей в изучении своей профессиональной деятельности и отношения к инновациям………………………………………………………………………….. 10 Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии……………………………………………………………………….. 10 Диагностика личностных качеств учителя………………………………………………………12 Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения……………………….. 14 Самооценка эмпатических способностей……………………………………………………….16 Тест «Самоконтроль в общении»…………………………………………………………………17 Психологический портрет учителя………………………………………………………………. 18 Оценка удовлетворённости профессией учителя…………………………………………….. 23 Мотивация успеха и боязнь неудачи……………………………………………………………. 26 Анкета на наличие чувства юмора………………………………………………………………. 27 Тест «Мотивация успеха»………………………………………………………………………… 28 Анкета для выявления характера взаимоотношений в педагогическом коллективе…… 29 Карта образовательных запросов педагогов………………………………………………….. 29 Методика изучения качественных эмоциональных характеристик………………………... 30 Умеете ли вы контролировать себя?.....................................................................................32 Тест «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе……… 32 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей………………………………………………………… 36 Диагностика дидактико-методических умений учителя………………………………………38 Карта «Затруднения педагога»……………………………………………………………………39 Анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков…………………………………………..41 Анкета «Какой вы педагог»…………………………………………………………………………41
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. Назначение его – дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Диагностировать надо все компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.). Исследования показывают, что педагоги-мастера отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке. Изучение деятельности и личности педагога – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Методическая работа призвана помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении детей. Выполнить эту задачу можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого педагога. Диагностический подход позволяет: – точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства; – объективно оценить промежуточные и конечные результаты; – определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности; – наметить программу роста педагогического мастерства каждого педагога путем совершенствования учебно-воспитательной работы всего коллектива; – учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости в создании микрогрупп и школ передового опыта; – обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой воспитателей, с повышением их общего культурного кругозора; – обеспечить оптимальное планирование методической работы в детском саду, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления; – систематизировать всю работу школьных учреждений. Таким образом, диагностирование переворачивает управленческую пирамиду и во главу угла ставит личность педагога, его профессиональные запросы, потребности. С целью их изучения и оказания помощи школьным учреждениям можно использовать различные диагностические методики Технология диагностирования в системе методической работы 1. Определение целей и задач педагогического диагностированияв системе внутри (до)школьной методической работы. 2. Планирование предстоящего диагностирования. 3. Выбор оптимальных диагностических средств (критериев, уровней, методов) 4. Сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с оптимальным). 5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, ее анализ. 6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство, на основе анализа достоверной информации. 7. Прогнозирование перспектив дальнейшего методического педагога. 8. Обоснование и оценка педагогического диагноза. 9. Практическое использование результатов педагогического диагноза в организации внутри (до)школьной методической работы. 10. Осуществление коррекции по управлению методическим процессом с целью профессионального развития педагогов. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Тест “Какой Ваш творческий потенциал?” Выберите один из предложенных вариантов ответа. 1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорошо; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете: а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание: а) да; б) часто думаю, что смогу; в) да, часто. 6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное меня привлекает; б) неизвестное меня не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться; в) да, но только если мне это нравится. 8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все: а) да; б) нет, хочу научиться только самому необходимому; в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство. 9. Когда Вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу; б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна; в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. Профессию следует выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли: а) да; б) нет, боюсь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не могу; в) запомню только то, что меня интересует. 13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторю, по не совсем правильно. 14. В свободное время Вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться вкомпании; в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) более-менее доволен (а); в) не все удалось сделать. 16. Когда Вы одни (одна): а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие; в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем нахожусь; б) могу делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею: а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов; б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а): в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2. вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопрос 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым (ой); вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности. Эти способности составляют основные качества творческого потенциала. 49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.
АНКЕТА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА» 1. Ф. И. О. 2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения. 3. Не основные профессиональные знания и умения. 4. Дополнительные интересы (хобби). 5. Что мешает Вам работать (основные профессиональные проблемы). 6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения. 7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо.) 8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть. 9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности. 10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь. 11. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному уроку (в среднем). 12. Последнее время вы работаете над: – составлением новой программы; – разработкой новой методики; – написанием статьи, учебного пособия, сценарием; – разработкой средств наглядности; – допишите недостающее. 13. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать. 14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде). 15. Каких знаний Вам не хватает. 16. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению. 17. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися.
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова) Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.
ПРИМЕЧАНИЕ: наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в колонке. Интерпретация
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2556)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |