Выразите, пожалуйста, свое отношение к приведенным суждениям. Если Вы согласны с суждением, поставьте, пожалуйста, знак «+»; если Вы согласны лишь отчасти, то знак «+ -»; если Вы не согласны, то поставьте знак «-».
Результаты анкетирования необходимо внести в представленную ниже таблицу по следующей схеме: вместо знака «+» вписать 1, вместо знака «+-» вписать 0,5, а вместо знака «-» вписать 0.
№
| Суждение
| Ваш ответ
|
| Как учитель, глядя в будущее, я испытываю сомнения и безнадежность
|
|
| Обстоятельства на работе складываются совершенно не так, как бы мне хотелось
|
|
| Я плохо понимаю, как я должен воспитывать своих учеников
|
|
| У меня сейчас больше проблем, чем у многих других учителей
|
|
| Я хочу лучше разбираться в жизни
|
|
| Я пытаюсь влиять на педагогический процесс в школе
|
|
| Часто в трудностях учитель обретает смысл своей профессиональной деятельности
|
|
| Я стараюсь обсудить с другими учителями свои проблемы
|
|
| Мне трудно и неинтересно осваивать новые знания по предмету
|
|
| Часто после работы я чувствую себя очень усталым(ой)
|
|
| То, что раньше было для меня так важно, совершенно перестало быть таковым сейчас
|
|
| К сожалению, ученики плохо понимают меня
|
|
| Я считаю необходимым подвергать анализу свои профессиональные взгляды и позиции
|
|
| Я всегда могу придумать на уроке что-либо такое, что позволит реализовать мою задумку, идею
|
|
| Я знаю, что имеет высший непреходящий смысл и как я могу реализовать его в своей профессиональной деятельности
|
|
| Я с уважением отношусь к ученику, к его уникальности и проблемам
|
|
| Я не вижу серьезной необходимости обновлять используемые методы работы
|
|
| Раньше у меня было больше шансов добиться успеха, чем теперь
|
|
| Все чаще я перестаю видеть положительные результаты своей профессиональной деятельности
|
|
| То, что я делаю, коллеги часто понимают совершенно неверно
|
|
| Я люблю знакомиться с новым взглядом на вещи, с иной позицией
|
|
| Я всегда могу найти время на радость, даже на уроке
|
|
| Я хочу, чтобы людям жилось лучше, и знаю, что это зависит и от меня
|
|
| Я люблю праздники в школе, когда все ученики и учителя чувствуют единение
|
|
| Я не знаю, что будет дальше, но мои отношения на работе слишком мало устраивают меня
|
|
| Постоянные заботы, дела. У меня практически не остается времени на личную жизнь
|
|
| Я требую от учеников, чтобы они знали то, что я им даю, хотя часто думаю, что им это вряд ли пригодится
|
|
| Жизнь часто бывает ко мне несправедлива
|
|
| Мое мнение о мире изменяется на протяжении жизни
|
|
| Я верю, мне хватит внутренних сил, чтобы преодолеть сложности жизни
|
|
| По-моему, не следует придавать слишком большое значение ошибке, которую совершает человек. Важно найти способ исправить ее
|
|
| Я обдумываю с разных позиций себя, свое поведение. Часто я пытаюсь понять, как меня видят мои ученики, учителя, родители учеников
|
|
| В нашей школе вряд ли могут произойти позитивные изменения
|
|
| У меня есть задумки, но нет возможностей, чтобы реализовать их
|
|
| Я хочу, чтобы моя работа меньше затрагивала мое личное время
|
|
| Мои профессиональные проблемы кажутся другим незначительными
|
|
| Я знаю много людей, умело решающих проблемы самореализации в профессии
|
|
| Если обстоятельства на работе не благоприятствуют мне, я вполне реализую себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях
|
|
| Каждый человек может поставить перед собой цель, работать и добиться успеха
|
|
| Я стараюсь обращать внимание на успехи ученика, а не выискивать его недостатки
|
|
| То, что будет в будущем с моими учениками, мало зависит от меня
|
|
| Меня не устраивают роли, которые заставляет играть жизнь
|
|
| Я легко могу поменять свою работу
|
|
| Все меньше я вижу вокруг себя умных и справедливых людей
|
|
| Если я вижу, что мои действия не приводят к положительному результату, я могу остановиться и начать все совершенно по-другому
|
|
| В жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало
|
|
| Я люблю своих учеников и обретаю в работе смысл и радость
|
|
| Я открыто раскрываю коллегам свои проблемы, и они делятся со мной своими проблемами
|
|
| Я испытываю тревогу, когда задумываюсь о своей работе в школе
|
|
| Для меня важно получать за свою работу большие деньги
|
|
| Я не знаю, что сегодня правильно, а что нет
|
|
| Другие учителя видят в работе больше положительных результатов, чем я
|
|
| Чтобы учить детей, человек должен иметь представление о разных сторонах жизни
|
|
| От моего мнения и предложений зависит то, что делается в школе
|
|
| Я умею находить в своей жизни и в работе интересные, положительные моменты
|
|
| Меня волнуют интересы моих учеников, то, что они думают, чем живут, о чем переживают
|
|
Первый столбец (А) — фактор отсутствия перспективы.
Второй столбец (Б) — фактор негативного влияния внешних обстоятельств.
Третий столбец (В) — фактор потери смысла жизни.
Четвертый столбец (Г) — фактор отчуждения.
Для учителя, находящегося в кризисном состоянии, характерны высокие значения этих факторов. Он отчуждается от других людей, считает, что его плохо понимают. Такой педагог считает, что внешние обстоятельства негативно влияют на его жизнь и он не в состоянии самостоятельно определять свои жизненные ориентиры. В результате педагог перестает интересоваться новым, не стремится развивать себя. Следующие четыре столбца характеризуют представленность факторов преодоления кризисов.
Пятый столбец (Д) — фактор ориентации на новое, интенции на развитие.
Шестой столбец (Е) — фактор обретения самоконтроля.
Седьмой столбец (Ж) — фактор обретения целей.
Восьмой столбец (З) — фактор открытости миру.
Для учителя, способного эффективно преодолевать профессиональные кризисы, характерно высокое значение этих факторов. Такой педагог открыт людям, миру, его тревожат не только свои проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Все это позволяет ему лучше осознавать себя и вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.