Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преломление принципов полистилистики в Concerto grosso № 1



2015-11-27 1841 Обсуждений (0)
Преломление принципов полистилистики в Concerto grosso № 1 0.00 из 5.00 0 оценок




Перу Альфреда Шнитке принадлежит шесть concerto grosso.

Жанр Concerto grosso возник в XVII веке. Concerto grosso – это виртуозное оркестровое произведение, написанное в форме старинной сюиты. Этот вид концерта строится по принципу контраста, как бы соревнования между солирующей группой инструментов – concertino (итал. – малая концертная группа), и общим ансамблем – ripieno (полный).

Будучи по существу одной из ранних форм симфонической музыки, concerto grosso как самостоятельный жанр получил наибольшее распространение в конце XVII века. Родоначальником этой формы считается итальянский композитор Лодовико Виадана. Большое значение для развития жанра внес итальянский композитор, скрипач и дирижер Арканджело Корелли, новые тенденции в жанр большого концерта внес Антонио Вивальди. Дальнейшее развитие жанр получил в творчестве Баха и Генделя. Но если у Вивальди господствовала виртуозная сторона музыки, то у Баха концерты наполнены драматизмом контрастного сопоставления, динамикой развития музыкальных тем.

Во второй половине XVII века concerto grosso как жанр ансамблевой инструментальной музыки отмирает в связи с развитием симфонии и сольного концерта. В эпоху классицизма и романтизма жанр Большого концерта внимания не привлекает, так как в этот период появляются новые формы и жанры. В ХХ веке интерес к жанру концерта возник в течении «неоклассицизма». В связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру concerto grosso. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).

Шнитке подчеркивал, что «concerti grossi – это одна логика: не противостоящий оркестру солист. В концертах эти отношения часто приобретают конфликтное качество» (19, с.100). Композитор отмечает, что его concerti grossi опираются « на тот тип concerto grosso, который дошел до нас через Баха, чем на concerti grossi Вивальди или Корелли» (там же).

Многие принципы жанра концерта были установлены в Первом concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (1977). «Произведение стало одной из трагических вершин творчества композитора – глубина его философско-символической концепции приближена к симфонии» (там же).

Это произведение является ярким примером полистилистики. Основу полистилистического диалога создают контрастные сферы. В этом диалоге участвуют три пласта, определенные в моногоафии В.Холоповрй и Е.Чигаревой.

Ориентация на стиль барокко ощущается в шестичастной композиции (Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо, Постлюдия). Но, учитывая, что Прелюдия играет роль вступительной пьесы, а в Каденции осуществлен переход к финалу, Постлюдия замыкает всю композицию как ее эпилог, можно сказать, что concerto grosso № 1 А. Шнитке восходит к трехчастному циклу, что можно встретить в творчестве Баха, Генделя и Вивальди. Основными частями становятся Токката (аналог быстрой части старинного concerto grosso), Речитатив – аналог его медленной части и Рондо – финал. Нужно отметить, что концерт не чередование отдельных частей, а напротив это произведение, имеющее сквозное развитие образных сфер, приведенных выше.

Каждое сочинение А. Шнитке – это размышление о судьбе музыки. Именно она является главным героем его произведений, и concerto grosso № 1 не стало исключением. Именно столкновение тем-стилей является основой драмы этого произведения. Кроме того «связь времён становится внутренней пружиной действия, скрытым сюжетом» (39, с. 122).Симфонизация проявляется в персонификации тем.

Со сферой «авторской музыки» мы сталкиваемся уже в первой части. Во вступлении появляется тема, названная композитором «темой часов».

Пример 1

Она звучит глухо, отрывисто, надтреснуто, на органном пункте, такому звучанию способствует подготовленный рояль, в партии которого она и проходит.

В основной части излагается две темы, которые являются лейттемами авторского пласта. В основу первой темы положен интервал секунды. « Это – тема – процесс, становление, она вся строится на эхообразном повторении отдельных мелодических импульсов – секундовых и терцовых интонаций»( 39, с. 123).

Пример 2

 

Ведущую роль во второй «авторской» теме также играет интервал секунды, несмотря на это в теме можно услышать мелодическую линию.

Пример 3

 

Вновь с авторской сферой мы встречаемся в III части – Речитатив и IV Каденция. Они объединяются в одно целое. Здесь проявляется напряжённый внутренний диалог. Речитатив и каденция (3, 4 части) – реакция на «ситуацию» токкаты, это область тяжелого размышления, напряженного внутреннего диалога, сфера драматической образности. Это сфера медитации.

Медитативность – одна из ярких признаков творчества композитора, «Медитативность, вошедшая в 70-е годы в музыкальное мышление Шнитке, далее уже не исчезает из его творчества» (42, с.14).Сосредоточенность на внутреннем, концентрация на одной мысли, одном чувстве подчеркивают музыкальные детали: такие элементы, как звук, интервал, становятся «участниками» длящегося действия-состояния. Шнитке обращается к элементам микрохроматики, сонорности, алеаторики.

В этих частях возвращается материал Прелюдии. Причём в III части преимущественно развивается вторая тема, а в четвёртой части – первая тема I части. Секундовые интонации составляют основу тематизма этой сферы, и в этих частях подвергаются « активизации и тональному заострению» (Чиг. 126):

Пример 4

Это достигается различными способами:

– заменой простых интервалов составными, например в Ц. 8 третьей части параллельные ноны со скачком на нону;

– сужением секундового мелодического хода до четверти тритонов (Ц 7 третьей, начало четвёртой частей);

– использованием полифонических приёмов развития, глиссандо, пассажи скрипки без определённой высоты (алеаторика):

Пример 5

Но важно отметить, что медитативность 1 concerto grosso особого качества: «возникает особенно характерный для стиля Шнитке синтез медитативности и конфликтности, приводя к созданию совершенно особого типа драматургии, который можно назвать медитативно-конфликтным и который становится определенной нормой для творчества Шнитке 80-х годов (42, с.17).

В конце каденции «как вспышка света», звучит автоцитата из мультфильма «Бабочки». «Провозглашение ее на кульминационном пике воспринимается как последняя отчаянная попытка обрести опору в обращении к высшим духовным ценностям» (39, с.126).

Музыка прошлого находит своё отражение в Токкате, но это не просто её экспозиция. Здесь заложена основная идея части, столкновение классической сферы и сферы банального, а её выражению способствует форма токкаты – рондо. Рефрен рондо – это барочная тема своей моторикой напоминает баховские темы (пример 6).

Первый эпизод – простенькая песенка – претворение сферы «банального», второй эпизод – «игра в додекафонию».

 

Пример 6

Дальнейшее развитие «событий» – постепенное разъедание, разрушение светлой барочной темы рефрена: атональность, как коррозия, разъедает тональные структуры. Музыка поглощается «шумом», тонет, задыхается в нем» (35, с. 163). Токката словно обрывается.

В пятой части – Рондо мы вновь сталкиваемся с борьбой двух сфер: классической музыки и шлягерности. В финале можно различить три различных пласта:

1. Рефрен рондо – «врывается в заряженную предельным напряжением, наэлектризованную атмосферу, как свежий порыв ветра в широко распахнувшееся окно» (35, ?).

Пример 6

Шнитке указывал на то, «что прототипом темы рондо является музыка Вивальди (39, с.127)

2. Тема хорала – символ внеличного начала, близка к темам рока.

3. Танго – шлягерность – ему придаётся роковой смысл «Это танго взято из кинофильма «Агония» (о Распутине). В фильме это модный танец того времени. Я его оттуда извлёк и попытался, благодаря контрастному контексту и иному развитию, чем в фильме, придать ему другой смысл». (19, с 102 )

Наиболее конфликтно сопоставлены рефрен и банальное танго. Эти две темы противостоят друг другу, с каждым новым проведением рефрена он больше изменяется от восторженного звучания к трагическому. Тема танго впервые появляется у клавесина, на фоне которого крикливо звучит соло двух скрипок. После этого эпизода тема рефрена искажается, как реакция на чужеродное вторжение. Танго угрожает высокому, духовному образу и тема рондо начинает разрушаться, ломаться. И снова в этот критический момент на гребне волны провозглашается – как тоска по идеалу ставшая уже символом тема – перелом» (39, с.128). В самый драматический момент, когда мы ожидаем «освобождения, прорыва света», всё обрывается, обрушивается с появлением «темы часов» из первой части. Таким образом, «тема часов, тема времени, из нейтрального символа старины превращается в набатный звон – в тему разрушения» (там же). Все развитие музыки композитор приводит к жуткому обвалу и трагическому звучанию темы часов.

В последних тактах концерта – Постлюдии – трагическая развязка. Здесь на фоне органного пункта проходят, как воспоминание, «обрывки» барочной темы Токкаты. Всё постепенно исчезает и остаётся лишь воспоминание.

М.Арановский подчеркивает: «Музыка − герой этой симфонии. Но добавим – герой трагический» (2, с. 163). Действительно, музыка, как героиня этого произведения, полна противоречий, мучительно ищет истину, поддается заблуждениям и проходит через искушения, но, страстно жаждет гармонии. Гармония не достигнута. Столкнув в конфликтном противостоянии разные стили музыки, Шнитке не дает однозначного ответа. Так же разняться и мнения исследователей творчества композитора. Если М. Арановский подчеркивает трагичность произведения, то В. Холопова отмечает: «Трагизм концепции Сoncerto grosso. – вне сомнения. И все-таки чувства безнадежности не остается после прослушивания этого произведения. Его духовный потенциал, заложенная в нем сила противостояния, порыв к прекрасному, красота самой музыки таковы, что рождают катарсис» (39, с.128).


§ 2



2015-11-27 1841 Обсуждений (0)
Преломление принципов полистилистики в Concerto grosso № 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преломление принципов полистилистики в Concerto grosso № 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)