В ПРЕОБРАЗРВАНИИ БИОСФЕРЫ
Основные проблемы, которые мы рассмотрим в этой теме: 1. Вернадский Владимир Иванович и его идеи о биосфере, функции живого организма. 2. Основные положения учения В.И.Вернадского о ноосфере как альтернативе потребительскому антропоцентризму. 3. Наука как основной фактор ноосферы. Задачи по созданию ноосферы. 4. Переход биосферы в ноосферу – прогноз и реальность. Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 г.г.) родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И.В.Вернадского и А.П.Вернадской. Он обладал широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром, новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса новых, в настоящее время прогрессирующих научных направлений. Это генетическая минералогия, геохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, история науки и научного мировоззрения, теории философии. Как естествоиспытатель он был исследователем истории природы, но изучал её в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составило основу научного творчества и мировоззрения В.И.Вернадского. Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил, это относится к учению о биосфере и её переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях обострения глобальных проблем современности, становятся ясными пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном – биосферном – аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества – это единая судьба. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и её соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общества и стремлением к миру народов планеты, расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и выводит понятие ноосферы. Биосфера – сфера жизни – это часть земной поверхности, преобразованная живыми организмами. Понятие биосферы выражает единство всего живого и окружающей его среды. Ноосфера – сфера разума. После возникновения человека, биосфера начинает постепенно превращаться в ноосферу – часть природы, которая контролируется и преобразуется человеческим разумом.
3. Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования: 1. Какие исторические возникшие идеи о природе человека сохраняют актуальность в наше время. 2. Какое влияние оказывает экономика на развитие личности и рост его потребностей? 3. Как объяснить такую потребность как труд? Почему люди хотят трудиться? 4. Что входит в понятие «ценности благосостояния»? 5. Охарактеризуйте прочие ценности: власть, уважение, любовь и дружба, моральные ценности (доброта, великодушие, справедливость, честность и др.). 6. Какие из этих ценностей вы бы поставили на первое место, а какие на последнее? 7. Какие потребности удовлетворяет духовная сфера?
Основные понятия: - динамика общества; - совершенствование; - структура общества; - образование; - общественные отношения; - благотворительность; - сфера общественной деятельности; - ценностные ориентации человека; - социальная деятельность; - духовная сфера. - саморазвитие;
Основная литература для самостоятельной работы: 1. Абчук В. Занимательная экономика и бизнес. СПб, 2001, с. 310 – 314. 2. Барабанов В.В. Обществознание. Учебно-справочное пособие. – М., 2006, с. 244 3. Мир философии. Книга для чтения. ч.2. – М.: Политиздат, 1991, с. 232, 237 4. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности Учебное пособие. «Питер», 2007, с. 108 – 110 5. Оганян К.М. Человек и его потребности. учебное пособие. СПб, 2000, с.19 6. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Учебное пособие для вузов. Ростов Н/Д: Феникс, 2004, с.46
Ф.Энгельс выделил три главных человекообразных фактора – труд, членораздельную речь и организованный, коллективный образ жизни (социальную организацию). Он рассматривает, прослеживает процесс усложнения потребностей человека в соответствии с развитием труда и мышления. Какие факторы влияют на изменение, увеличение потребностей. В развитии потребностей взаимодействуют как биологические, так и социальные механизмы. Постепенно дарвиновский и марксистские подходы к объяснению потребностей человека объединяются (Чарльз Дарвин (1809 – 1882 гг., Карл Маркс (1818 – 18883 гг.)). Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые сформировались ранее. Маркс и его соратники и единомышленники Фридрих Энгельс (1820 – 1895) рассматривали человека как «внешний продукт», вершину развития материи. Они одним из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют так, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работников. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что задача созидания ноосферы – это задача сегодняшнего дня. Её решение связано с объединением всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Вернадский писал о необходимости выделить в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос «... Человек с его разумом и направленным этим разумом его трудом... может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни...».14 Науку В.И.Вернадский рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Особое место он отводит науке ХХ столетия, когда наблюдается её небывалый расцвет и наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей планету. Вернадский обращал особое внимание на гуманистическое содержание науки, на её роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Важно, чтобы наука не принимала форму абстрактного, имеющее независимое существование наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Её содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основном она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным – живым содержанием является в ней научная работа живых людей...»15 Совершенно новыми и неожиданными научными факторами являются вскрывшаяся неоднородность Космоса. Вернадский писал, что сейчас надо различать три реальности: реальность в области жизни человека, т.е. наблюдаемую реальность; микроскопическую реальность атомных явлений не наблюдаемую человеческим глазом; реальность в глобальном космическом масштабе. _____________ 14 Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки». – М.: Наука – 1981, 359 с. 15 Вернадский В.И. «Труды по истории науки в России. – М.: Наука, 1984, 464 с.
Основные понятия:
- человек – историческое существо; - религия, Бог; - формационная концепция развития; - христианство; - цивилизационная концепция; - ислам; - культура; - Буддизм; - духовная жизнь человека; - Библия; - духовная жизнь общества; - Коран; - созидательная деятельность; - Типитака – «Три корзины». - наука, образование;
Основная литература для самостоятельной работы: 1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989 2. Лихачев Д.С. Культура русского народа. – М., 1991 3. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007 4. Маркс К., Энгельс Ф., соч. 2-е изд. Т.20, с.307 5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М. 1992 6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987 7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986 8. Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. – М., 1991 9. Философский энциклопедический словарь, с. 874
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |