ТЕМА 5. СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы для обсуждения: 1. Глобальные проблемы современности. Обратите внимание на: - появление необходимости переосмыслить пути общественного развития; - универсальный характер проблем; - три группы основных глобальных проблем: 1)общемировые – связанные с перестройкой международных отношений; 2) общепланетарные ресурсные проблемы; 3) общечеловеческие проблемы социокультурного, гуманитарного порядка. Чем они вызваны? - тенденция глобализации; - тенденция национального обособления.
2. Соотношение глобальной, социальной, космической антроэкологии. Рассматривая второй вопрос необходимо обратить внимание на: - понятия «глобальный» - межпланетарный, «социальный» - включает проблемы демографии – рождаемость и смертность, занятость населения – значимость человеческих ресурсов; - продовольственное обеспечение населения планеты; - космической – борьба за освоение космоса; - факторы, которые оказывают влияние на решение глобальных проблем и пути их решения.
Но роль НТП не может быть оценена однозначно. Будучи одной из причин обострения глобальных проблем НТП должен обеспечить научно-техническую базу их успешного решения. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется рядом особенностей: (см. Барабанов В.В., В.Г.Зарубин. Обществознание. Учебно-справочное пособие. М.: АСТ., 2006, с.32 – 33) 1. Увеличивающиеся затратами на научные разработки, требующие международного сотрудничества, например, освоение космоса и др.: 2. Проблема «безопасности достижений НТР»; 3. Обострение борьбы за «научное первенство»; 4. Углубление социальных последствий НТР; 5. Милитаризация общества и др. Из этого следует, что значение НТП для решения глобальных проблем современности может быть позитивным лишь при социально-политической обеспеченности, стабильности, при условии совместных усилий всего человечества. Перед человечеством стоит вопрос: ноосфера или техносфера, к чему стремится? Правомерно ли поставлен вопрос? Какие возможные сценарии будущего? По мере возникновения, совершенствования и распространения новых технологий (земледельческая культура, промышленная революция и т.д.) планетарная экосистема, адаптированная к воздействию природных факторов, стала испытывать влияние новых мощных и разнообразных воздействий. Вызваны они человеком и поэтому называются антропогенными. Под антропогенными воздействиями понимают деятельность человека, связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных (восстановительных), культурных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологически изменения в окружающую природную среду. Большая часть антропогенных воздействий носит целенаправленный характер, осуществляется человеком сознательно во имя достижений своих целей. Но существуют и другие – стихийные воздействия (например, подтопления территорий, возникающие после её застройки, обвалы, разрушения, высыхание водоёмов и др.). Все виды антропогенных воздействий можно разделить на положительные и отрицательные. Положительными воздействиями человека на биосферу считаются воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение (лесополосы), рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и др. Отрицательное воздействие человека на биосферу проявляется в разных масштабах акциях: вырубка леса на больших площадях, истощение запасов пресных подземных вод, в засолении и опустынивании земель, в резком сокращении и вымирании (исчезновении) редких видов животных и растений и т.д. Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение окружающей среды (такие как, например: Чернобыль, авария на АЭС, кислотные дожди, опасные отходы и др.).
2. Укажите социальные и природные факторы общественного развития. Каково их влияние на формирование и развитие потребностей людей. 3. Назовите существующие формы собственности и покажите влияние их развития на удовлетворение потребностей.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования: 1. Чем отличаются биологические потребности от социальных? 2. Что относится к общественным потребностям и какова их связь с индивидуальными? 3. Как постиндустриальное общество влияет на изменение потребностей. 4. Что такое «способности», «интеллект» и какое отношение они имеют к потребностям, есть ли связи? 5. Каковы интересы, мотивы людей, добивающихся удовлетворения высших потребностей? 6. Какие условия должны существовать в обществе, которые могут обеспечить удовлетворение духовных потребностей?
Основные понятия: - мировоззрение; - собственность; - мотивация; - форма собственности; - теория потребностей; - свобода (труда); - классификация; - социальная деятельность
Основная литература для самостоятельной работы: 1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. Учебное пособие. – М. 2005 2. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – М. 2004. с.130 3. Маслоу А. Мотивация и личность. 2-е изд. СПб, «Питер», 2003 4. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. – М., «Молодая гвардия», 1985 5. Черников В.Г. Человек и его потребности. Учебное пособие. Рыбинск:РГАТА, 2003
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |