Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность налогов с населения



2015-11-27 564 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налогов с населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

курсовой работы

«Платежи физических лиц в бюджет»

 

Объем работы: 40 с., в том числе 1 табл., 2 рис., 21 наим. лит., 2 прил.

 

Ключевые слова: подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог, государственная пошлина, пути совершенствования подоходного налогообложения

Основной целью написания работы выступало раскрытие ряда аспектов налогообложения физических лиц.

Исследование включает в себя следующие этапы:

1) изучение экономической сущности налогов с населения;

2) рассмотрение организации налогообложения в Республике Беларусь;

3) определение роли налогов с населения в бюджете Республики Беларусь, а также их проблем и возможностей совершенствования подоходного налога с физических лиц;

В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1) Налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого граж­данина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение го­сударством населению определенного набора «неделимых благ»;

2) Основным налогом с населения в Республике Беларусь является подоходный налог, далее по значимости следуют налог на недвижимость и земельный налог, государственная пошлина;

3) Существующая в настоящее время в Беларуси сис­тема подоходного налогообложе­ния имеет ряд недостатков. Неко­торые виды дохода не попадают под налогообложение (например, процентный доход), существует много налоговых льгот. Определенные проблемы появились в связи с произошедшими в 2012 году изменениями в налоговых вычетах. Ведь за 2011 год инфляция составила 108,7%, а налоговые вычеты увеличились всего на 41,6-67,9%. Таким образом видно, что в Беларуси подоходное налогообложение не выполняет социальной функции. Представляется, что определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении.

___________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...
1. Экономическая сущность налогов с населения……
2. Организация налогообложения населения в Республике Беларусь…………………………………………………..
2.1 Подоходный налог……………………………………………………......
2.2 Налог на недвижимость…………………………………………………...
2.3 Земельный налог…………………………………………………………..
2.4 Государственная пошлина………………………………………………..
3. Роль Налогов с населения в доходах бюджета и перспективы их развития……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников………………………..
Приложения…..…………………………………………………………….

 

 


Введение

 

Налогообложение представляет собой объективную реальность, свя­занную с существованием государства. Оно посредством налогов не только формирует бюджет и обеспечивает финансовую базу для общегосударствен­ных расходов, но и активно используется в качестве механизма государст­венного регулирования экономических отношений. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непо­средственное влияние на динамику социально-экономического развития об­щества. Налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны, поэтому государству необходимо уделять пристальное внимание формированию эффективной налоговой системы.

Не только предприятия, но и граждане несут налоговое бремя. В Беларуси взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но об­щая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом центра­лизованного управления экономикой страны. После 1917 г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственно­го бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% до­ходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8% [1]. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе Республики Беларусь по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и нало­гу на добавленную стоимость.

Подоходный налог с физических лиц возник в середине XIX-начале XX в. в Великобритании, где впервые в 1798 г. был вве­ден как утроенный налог на роскошь. В Японии подоходный налог был введен в 1987 г., в Пруссии - в 1873 г., в США -в 1913 г., во Франции — в 1917 г.

Актуальность данной работы обусловлена рядом проблем, связанных с несовершенством законодательной базы и с необходимостью совершенствования системы налогов и сборов с населения.

Основная цель работы заключается в рассмотрении поступлений налогов с физических лиц в бюджет Республики Беларусь.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить экономическую сущность налогов с населения;

- рассмотреть организационный механизм взимания налогов с населения в Республике Беларусь;

- определить роль налогов с населения в доходах бюджета Республики Беларусь, их проблемы и возможности совершенствования подоходного налога с физических лиц.

Объектом исследования выступают платежи физических лиц в бюджет

Предметом исследования выступают подоходный налог, налог на недвижимость, платежи за землю и государственная пошлина.

Методы исследования: диалектический метод познания, исторический подход, сравнение, дедукция и индукция, методы логического и системного анализа, синтеза.

Данная работа базируется на Налоговом Кодексе Республики Беларусь, использовалась специальная литература, в которой освещался предмет исследования, периодические издания.

 

Экономическая сущность налогов с населения

 

Налогообложение – социально-правовое явление, представляющее собой установленную законом процедуру отчуждения частей собственности физических и юридических лиц на общественные и государственные нужды во внесудебном порядке. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Существование государства предполагает разные цели, достижение которых требует определенных средств. Такие средства, способные удовлетворять общественные нужды, бывают разными и на определенном этапе в их роли начинают выступать налоги. Налоги — категория, появление которой связано с зарождением и развитием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги как один из важнейших экономических инструмен­тов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, осо­бенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективной налоговой системы.

Такая система позволит не только обеспечить необходи­мую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (Общая часть), «Налогом признается обязательный индивиду­ально безвозмездный платеж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оператив­ного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [2].

Экономическая сущность налогов с населения характеризу­ется денежными отношениями, складывающимися у государ­ства с физическими лицами в процессе формирования бюджет­ных или иных фондов [3, с.194].

В настоящее время основным налогом с населения, является подоходный налог. История подоходного налогообложения насчитывает немногим более 200 лет. Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь, построен на чисто внешних признаках и действовал до 1816 года. В 1842 году налог был введен вторично в виде, более или менее отвечающем основным идеям подоходного обложения. В других странах подоходный налог стали применять с конца ХIХ – начала ХХ века (Пруссия – с 1891 года, Франция – с 1914). В России в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества (своеобразная форма подоходного налога). Однако и до введения подоходного налога налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от размера фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика [4, с.38].

Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время, набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различия между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Идея подоходного налога – обеспечение равной напряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика.

Среди причин, побудивших страны перейти к подоходному обложению, можно назвать следующие: требования рабочего класса, интерес развивающейся промышленности, дефицит в бюджете и невозможность покрыть его повышением косвенных налогов.

Введению подоходного налога предшествовала упорная борьба. Рабочий класс и трудовое крестьянство, страдавшие под тяжестью косвенных налогов требовали их отмены. Промышленная буржуазия, опасаясь за свои прибыли, сопротивлялась введению подоходного налога, хотя высокие косвенные налоги, повышающие цены на товары, ее тоже не устраивали. Крупные землевладельцы и зажиточные фермеры выступали против реального обложения, не учитывающего ипотечную задолженность. Обострившиеся классовые противоречия способствовали появлению подоходного налога, который вскоре стал обеспечивать значительные регулярные доходы бюджету и позволил несколько сократить косвенные налоги.

Начало развитого подоходного обложения в бывшем СССР было положено введением в ноябре 1922 г. подоходно-имущественного налога. Взимался он с совокупного дохода, определяемого по декларациям плательщиков. Ставки налога зависели от размера дохода. В дополнение к окладам подоходного налога устанавливались оклады налога с имущества. В 1924 г. обложение имущества было отменено и подоходно-поимущественный налог преобразован в подоходный. Этот налог делился на 2 части: основной (классный) налог и дополнительный (прогрессивный). Основной налог взимался в твердых ставках, дифференцировавшихся по категориям и группам плательщиков. Дополнительным налогом по прогрессивным ставкам облагалась совокупность доходов, превышающих определенный размер. Подоходный налог обеспечивал льготное обложение заработной платы рабочих и служащих, а также других трудовых доходов.

В годы НЭПа была введена большая группа «коммунальных налогов и сборов» - квартирный налог, сбор с владельцев автотранспортных средств, гужевой сбор и т.д.

Сельское население в первые годы НЭПа продолжало платить налоги в натуре. После отмены продразверстки в деревне был введен натуральный налог на различные виды сельскохозяйственных продуктов, замененный в 1922 г. одним натуральным налогом.

В 1930-1931 гг. проводится налоговая реформа. Были внесены изменения и в налогообложение населения. В 1939 г. вместо единых твердых ставок сельхозналога, не зависевших от размеров доходов, полученных колхозником от личного хозяйства, введено прогрессивное обложение доходов колхозников от приусадебного хозяйства и заработков, полученных вне колхоза. При невыполнении колхозниками установленного обязательного минимума трудодней размер налога повышался. Сельхозналог с единоличников взимался в значительно больших размерах по сравнению с колхозниками. Был дифференцирован подоходный налог с рабочих и служащих, а также для кооперированных кустарей и ремесленников, работавших в помещении артели или на дому.

В годы войны были установлены дополнительные налоговые платежи с населения. В начале войны была введена 100%-ная надбавка к подоходному и сельхозналогам, замененная с 1 января 1942 г. особым военным налогом. По размерам поступлений военный налог превышал все довоенные налоги с населения. За период с 1942 по 1946 гг. он позволил мобилизовать 72,1 млрд. руб. В конце 1941 г. введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, который в 1944 г. был распространен и на малосемейных граждан [5, с. 62].

После окончания войны был отменен военный налог, прекратились перечисления в сберегательные кассы компенсации за неиспользованные отпуска, уменьшились суммы сельскохозяйственного и подоходного налогов.

В настоящее время доля подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений и в ВВП основных развитых, некоторых развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой значительно различается (приложение 1).

Наибольшую долю подоходный налог в общей сумме налоговых поступлений имеет в Дании - более 50%, тогда как в подавляющем большинстве стран этот показатель колеблется в пределах 25-35%. Наименьшую величину данный показатель составляет в Греции и Чехии - 13,2 и 13,6% соответст­венно.

По доле поступлений подоходного налога в ВВП лидирующее место также занимает Дания, где с его помощью перераспределяется свыше чет­верти ВВП. В основном в различных странах этот показатель колеблется вокруг 10% ВВП, а наименьшим он является в Греции и Ко­рее - 4,4 и 4,2% ВВП соответственно.

Налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого граж­данина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение го­сударством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граж­дан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно бе­речь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с граж­данами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы проти­воположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фи­скальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населе­ния увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же нало­гов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

 



2015-11-27 564 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налогов с населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность налогов с населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)