Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие одномерной и многомерной стратификации



2015-11-27 591 Обсуждений (0)
Понятие одномерной и многомерной стратификации 0.00 из 5.00 0 оценок




П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.
Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество:
1) по разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:
а) высший класс профессионалов;
б) технические специалисты среднего уровня;
в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;
г) квалифицированные рабочие;
д) рядовые рабочие.
Все они имеют разный престиж. Так, очевидно, что быть преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке. Однако сегодня престиж часто смещается и ассоциируется с уровнем доходов от занятия: чем выше доход — тем больше престиж работы;
2) по уровню доходов. Доход — это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год);
3) по доступу к ресурсам собственности и власти. Власть — право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле. Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:
1) рабство — закрепощение людей, граничащее с полным бесправием;
2) касты — группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. Каждая каста представляет собой замкнутую группу. Место каждой касты проявляется в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе передается по наследству, переход в другую касту практически невозможен:
а) сословия — своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны;
б) этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы — племена, народности, нации;
в) социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни;
г) общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

Понятие нации

Нация — тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.
Не существует единого подхода к определению этого исключительно сложного явления. Представители психологической теории видят в нации культурно-психологическую общность людей, объединенных общей судьбой. Этот взгляд разделяли О. Бауэр, Р. Шпрингер и Н. Бердяев, который определял нацию как единство исторической судьбы, а национальное сознание — как осознание этой судьбы.
Крупнейшие сторонники материалистической концепции акцентировали внимание на общности экономических связей как основе национальной общности.
Один из классиков современной социологии П. Сорокин считает нацию сложным и разнородным социальным телом, искусственной конструкцией без собственной субстанции. Часть исследователей в числе существенных признаков нации называют общность территории, экономических связей, языка, психологического склада, истории, культуры и самосознания.
Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX—XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.Последняя треть XX в. отмечена возникновением национальной государственности на обломках псевдофедеративных и союзных государств.

Понятие этноса

Этнос (от греч. — «общество», «группа», «племя», «народ») — устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.
Виды этноса — нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов.
В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.
Этническая группа — немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.
Этнографическая группа — общность, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая спецификой в быту, традициях, обычаях.
Взаимоотношения между видами этноса носят социально-этнический и межэтнический (личностный) характер. Совокупность методов и средств, регулирующих эти отношения, составляет содержание межэтнической политики государства.



2015-11-27 591 Обсуждений (0)
Понятие одномерной и многомерной стратификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие одномерной и многомерной стратификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)