Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По сферам деятельности хозяйствующих субъектов



2015-11-27 628 Обсуждений (0)
По сферам деятельности хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок




АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Лапина Екатерина Павловна

ЛЕКЦИЯ 1. Основные акты монопольного законодательства

по сферам деятельности хозяйствующих субъектов.

Необходимость наличия в государстве антимонопольного законодательства объясняется тем, что путём создания подобных нормативно-правовых актов (НПА), ориентированных на стимулирование наиболее эффективного использования ресурсов, правительство стремится достичь поставленных им ранее перед экономикой целей. Так, антимонопольная политика РФ направлена на укрепление внутреннего рынка и поддержку развития малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день в России принята череда НПА, направленных на борьбу с монополизацией – в том числе:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» – определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности на товарном и финансовом рынках.

2. Федеральный закон от 17.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» – регулирует отношения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара при отсутствии конкуренции, в сферах, определённых законодательством. Этот закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

3. Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – регламентирует вопросы применения процедур банкротства по отношению к субъектам естественных монополий.

4. Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в РФ» – регламентирует вопросы препятствования монополизации рынка услуг страхования в РФ.

5. Федеральный закон от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» – устанавливает запрет на распространение заведомо недостоверной и неточной информации в целях введения потребителей в заблуждение. Также данный НПА содержит санкции, применяемые к нарушителям антимонопольного законодательства.

6. Федеральный закон от 17.07.1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» – содержит основы экономической деятельности в сфере услуг почтовой связи и устанавливает санкции за создание и поддержание дефицита услуг почтовой связи, применяемые антимонопольным органом по отношению к правонарушителям.

7. Федеральный закон от 2.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» – устанавливает прямой запрет на совершение согласованных действий, направленных на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

ЛЕКЦИЯ 2. Недобросовестная конкуренция, доминирование и ограничение рынка.

I. Недобросовестная конкуренция.

Конкуренция в РФ фактически находится под охраной государства – т.к. в ст. 8 Конституции провозглашается свобода конкуренции, а в ст. 34 закреплено право граждан на свободу предпринимательства путём запрета экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Также, в ст. 10 ГК РФ постановлены пределы осуществления гражданских прав и недопустимость использования их в целях ограничения конкуренции или злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, – и могущие причинить (или уже причинившие) убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, искажённых или неточных сведений о хозяйствующем субъекте и его продукции;

- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, а также потребительских свойств и качеств товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг;

- получением, использование или разглашение научно-технической информации, а также сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями.

2. Подобные действия прямо противоречат положениям действующего законодательства, делового оборота и т.д.

3. Субъектами недобросовестной конкуренции являются хозяйствующие субъекты (т.е. российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью) или ИП.

4. Целью недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ на рынке.

5. В результате произошедших действий конкурентам наносится убытки или причиняется ущерб их деловой репутации.

II. Доминирующее положение на рынке.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего в данный конкретный момент времени полноценного заменителя.

Основным признаком доминирующего положения хозяйствующего субъекта является та доля, которую он занимает на рынке:

- 65% – однозначно доминирующий;

- 35-65% – может быть признан доминирующим;

- меньше 35% – не является доминирующим.

Прочие признаки доминирующего положения:

1. Оно устанавливается только в отношении непосредственных товаропроизводителей на конкретном товарном рынке;

2. С помощью доминирующего положения хозяйствующий субъект получает возможность непосредственным образом влиять на конкурентную среду.

III. Ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции – это действия, имеющие своей целью установление определённого уровня цен, раздел или ограничение доступа на рынок, а также устранение с него других субъектов экономической деятельности.

На практике, ограничением конкуренции зачастую занимается государство, преследующее модернизационные или протекционистские цели. Такое – законодательное, – ограничение возможно путём:

- санкций по отношению к иностранным производителям;

- установления патентов и ограничений на вхождение в отрасль;

- дифференциация продукции.

Признаки ограничения конкуренции:

1. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке.

2. Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных деятельности на товарном рынке.

3. Рост или снижение цены товаров, не связанное с объективными основаниями.

4. Определение общих условий обращения товара на рынке соглашением между хозяйствующими субъектами, или в соответствии с обязательными для исполнения указаниями иного лица.

IV. Вертикальные соглашения.

Хозяйствующие субъекты, в стремлении обойти антимонопольные нормы, – стремятся к заключению вертикальных соглашений, позволяющих им осуществлять действия согласованного характера.

Вертикальное соглашение – это соглашение между субъектами, которые не конкурируют между собой, и один из которых приобретает у другого товар для последующей реализации. Кстати, стоит отметить, что агентский договор не является вертикальным соглашением.

В принципе, многие вертикальные соглашения, носящие позитивный характер, прямо не запрещены законодательством, однако некоторые их формы всё-таки признаются незаконными – это:

- вертикальные соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

- в соответствии с которыми продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар конкурента для продажи.



2015-11-27 628 Обсуждений (0)
По сферам деятельности хозяйствующих субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По сферам деятельности хозяйствующих субъектов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)