ЛЕКЦИЯ 3. Монополистическая деятельность
Монополия – это исключительное право, принадлежащее на том или ином сегменте рынка государству, организации, фирме. Также монополия – это определённый вид экономических отношений, который даёт возможность одному из их участников диктовать свои условия на тех или иных товарных рынках. Особенности монополистической деятельности: - есть 1 фирма и множество покупателей продукции; - нет товаров, могущих служить конкурентами; - полный контроль монополистов на ценой товара и объёмом его продаж; - наличие определённых преград для вхождения на рынок других фирм. Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, устанавливающийся не только под влиянием спроса и предложения , но и в результате господства монополистов на рынке данного товара. Монополия имеет различные формы: 1. Корнер – купцы или производители заключают соглашение о скупке или изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефициты и поднять цены; 2. Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объёмах продаж, ценах, рынках и областях сбыта, а также распределении прибыли посредством квотирования. 3. Синдикат – объединение предприятий, характеризующееся тем, что закупка сырья, организация заказов и реализация товара организуется через единую сбытовую организацию. При этом производственно члены синдиката они друг от друга не зависят. 4. Отраслевой холдинг – метод монополизации, заключающийся в скупке контрольных пакетов акций конкурирующих фирм и установления контроля над ними, с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен. 5. Трест – объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Руководство трестом осуществляется из единого центра, а прибыли получаемая по результатам, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. 6. Концерн – совокупность предприятий различных отраслей промышленности, организующихся с целью уменьшения межотраслевой конкуренции, централизованного руководства производством, снабжением и реализацией товаров, а также для планирования действий по внедрению новой техники и перспективных технологий. 7. Консорциум – временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. При этом участниками консорциума могут быть как физические и юридические лица, так и государство. 8. Конгломерат – слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. При этом, производственные подразделение такой совокупности обладают достаточно широкой автономией.
ЛЕКЦИЯ 4. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами без потери потребительских свойств, – в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Признаки естественной монополии: 1. Юридическое основание установления, реализации и прекращения режима естественной монополии; 2. Соотношение нормативно-правовых актов о естественных монополиях и законодательства о защите конкуренции; 3. Конкретизация сфер действия монопольных режимов на отдельных отраслях и видах хозяйствования; 4. Наличие общего правового статуса субъектов естественных монополий (т.е. специфический характер их прав и обязанностей по отношению к 3-им лицам); 5. Специально созданная система регулирования деятельности их субъектов; 6. Наличие санкций и ответственности за нарушения положений законодательства в указанной области. Сферы деятельности субъектов естественных монополий в РФ: - транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - услуги по передаче электрической и тепловой энергии; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; - услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Чтобы государственная политика в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий используются 2 вида контроля: 1. Предварительный контроль – заключается в обязательном предоставление ходатайства о согласии государственных органов на совершение каких-либо сделок; 2. Последующий контроль – заключается в обязательном оповещении органов регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии. Эволюция органов регулирования естественных монополий: - в 1995 г. была впервые образована Федеральная энергетическая комиссия по регулированию основных отраслей промышленности; - в том же году, по прошествии нескольких месяцев, была учреждена Федеральная служба по регулированию естественных монополий в сфере связи; - в 1997 г. была создана Федеральная служба по реглированию монополий в области транспорта; - в 1999 г. была образована комиссия Совета РФ по естественным монополиям. Особенности банкротства субъектов естественных монополий: 1. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов в случае 6-месячной просрочки исполнения обязательств, общий размер которых превышает 500.000 руб.; 2. В деле о банкротстве субъекта естественной монополии на стороне должника выступает антимонопольный орган.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |