Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 11. Обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах



2015-11-27 855 Обсуждений (0)
Глава 11. Обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах 0.00 из 5.00 0 оценок




Статья 86. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

2. Решения и действия (бездействие) Городской комиссии, окружных комиссий обжалуются в Московский городской суд, решения и действия (бездействие) комиссий муниципальных образований, территориальных, участковых комиссий обжалуются в районные суды.

3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

4. Решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов обжалуются в суды соответствующего уровня по подсудности, установленной частью 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов.

5. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.

6. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую избирательную комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

7. Решения и действия (бездействие) комиссии муниципального образования и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Городскую комиссию, а решения и действия (бездействие) Городской комиссии и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Городская комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решения в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

8. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

9. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую избирательную комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

10. По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

11. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

12. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

13. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 87. Основания аннулирования регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, отмены решения комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, исключении кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов, отмены регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов

1. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией в случае нарушения требования части 17 статьи 37 настоящего Кодекса. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.

2. Регистрация кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов, на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с частью 1, 2 или 3 статьи 42 настоящего Кодекса, а также в связи со смертью кандидата.

3. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.

4. Регистрация кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов, на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения. Регистрация кандидата, выдвинутого иным общественным объединением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения.

5. Регистрация городского (муниципального) списка кандидатов аннулируется соответствующей избирательной комиссией, если число кандидатов, исключенных из городского (муниципального) списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из городского (муниципального) списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по основаниям, предусмотренным частью 22 статьи 37 настоящего Кодекса и частью 9 настоящей статьи, превышает 50 процентов от числа кандидатов в заверенном городском (муниципальном) списке кандидатов.

Регистрация городского списка кандидатов аннулируется Городской комиссией, если в результате выбытия кандидатов число региональных групп кандидатов оказалось менее 10.

6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов — также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, городской (муниципальный) список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.

7. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11 или 14 части 20 статьи 37 настоящего Кодекса. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

2) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, более чем на 5 процентов;

3) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

4) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

5) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 1 или 1.1 статьи 55 настоящего Кодекса;

6) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 5.2 статьи 55 настоящего Кодекса;

7) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 4 части 10.1 статьи 4 настоящего Кодекса (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

8) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

8. Регистрация городского (муниципального) списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению соответствующей избирательной комиссии, избирательного объединения, городской (муниципальный) список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:

1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации городского (муниципального) списка кандидатов, предусмотренным пунктом 1, 6, 7, 9.1, 10 или 12 части 21 статьи 37 настоящего Кодекса.

При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации городского (муниципального) списка кандидатов, но не были и не могли быть известны соответствующей избирательной комиссии;

2) использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса, более чем на 5 процентов;

3) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;

4) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

5) несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных частью 1 или 1.1 статьи 55 настоящего Кодекса, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный городской (муниципальный) список кандидатов, ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 55 настоящего Кодекса, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с частью 10 настоящей статьи;

6) неоднократного несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных частью 5.2 статьи 55 настоящего Кодекса;

7) установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 4 части 10.1 статьи 4 настоящего Кодекса (но до выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационнотелекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный городской (муниципальный) список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

9. Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный городской (муниципальный) список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению соответствующей избирательной комиссии, избирательного объединения, городской (муниципальный) список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном пунктом 3, 5 или 8 части 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов, предусмотренным пунктом 1, 2, 3, 4 или 6 части 22 статьи 37 настоящего Кодекса. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации городского (муниципального) списка кандидатов, но не были и не могли быть известны соответствующей избирательной комиссии.

10. Избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав граждан по основанию, предусмотренному пунктом 5 или 7 части 8 настоящей статьи, вправе исключить из выдвинутого им городского (муниципального) списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу.

11. В случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 55 настоящего Кодекса, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им городского (муниципального) списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно пунктом 7 части 7, пунктом 7 части 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 8 части 7, пунктами 2, 3 и 4 части 8 настоящей статьи, регистрация кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению прокурора.

Статья 88. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, — о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

2. После установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Решение комиссии об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, внесении изменений в протокол об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу принимается по согласованию с комиссией, организующей выборы. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая этот протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».

3. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

4. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства:

1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее городской (муниципальный) список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса;

2) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее городской (муниципальный) список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

3) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее городской (муниципальный) список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации нарушили часть 1 статьи 55 настоящего Кодекса, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

5. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, в избирательном округе, на соответствующей территории, в муниципальном образовании, в городе Москве в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

6. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Кодекса, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов городские (муниципальные) списки кандидатов.

7. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

8. При голосовании за городские (муниципальные) списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в части 4 настоящей статьи, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.

9. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов, указанные в части 4 настоящей статьи, могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов.

10. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, на соответствующей территории, в избирательном округе недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный».

11. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Статья 89. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. № 33 в часть 2 статьи 89 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, о заверении, об отказе в заверении городского (муниципального) списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

3. После официального опубликования результатов соответствующих выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов.

4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

5. Заявление об отмене регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Статья 90. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах

Ответственность за нарушение настоящего Кодекса устанавливается федеральными законами.



2015-11-27 855 Обсуждений (0)
Глава 11. Обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 11. Обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)