Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю



2015-11-27 361 Обсуждений (0)
Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю 0.00 из 5.00 0 оценок




Модуль 1.Общая часть уголовного права

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права. Наука уголовного права.

2. Принципы уголовного законодательства и система уголовного права.

3. Понятие и структура уголовного закона. Принципы действия уголовного закона во времени и пространстве.

4. Понятие, виды и значение толкования уголовного закона.

5. Понятие и содержание уголовной политики России.

6. Понятие, виды и формы реализации уголовной ответственности (философский и юридический аспекты). Начало и окончание уголовной ответственности.

7. Понятие и признаки преступления. Преступление и малозначительное деяние.

8. Классификация преступлений.

9. Понятие состава преступления и его виды. Соотношение понятий "преступление" и "состав преступления".

10. Понятие и значение объекта преступления. Классификация объектов.

11. Понятие и значение предмета преступления. Отличие предмета преступления от объекта преступного посягательства, орудий и средств совершения преступления.

12. Понятие, признаки и значение объективной стороны преступления.

13. Преступное деяние. Понятие и формы.

14. Преступные последствия. Понятие и виды.

15. Причинная связь и ее уголовно-правовое значение. Теории причинной связи в уголовном праве.

16. Факультативные признаки объективной стороны преступления и их значение.

17. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.

18. Специальный субъект преступления.

19. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

20. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.

21. Понятие вины и ее уголовно-правовое значение. Формы вины.

22. Виды умысла и их правовое значение.

23. Виды и содержание неосторожности как формы вины.

24. Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение.

25. Двойная и сложная формы вины.

26. Невиновное причинение вреда.

27. Понятие и виды ошибок в уголовном праве. Влияние ошибок на квалификацию преступлений.

28. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления.

29. Понятие, признаки и юридическая природа добровольного отказа от совершения преступления. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния и специальных условий освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

30. Понятие и признаки соучастия в преступлении.

31. Формы и виды соучастия в преступлении и их уголовно-правовое значение.

32. Виды соучастников преступления. Различия в их деяниях и квалификации.

33. Ответственность соучастников преступления. Особенности ответственности соучастников при неудавшемся соучастии и эксцессе соучастника преступления.

34. Прикосновенность к преступлению.

35. Понятие и признаки множественности преступлений. Отличие множественности преступлений от сложных единичных преступлений.

36. Понятие, признаки и значение совокупности преступлений. Виды совокупности.

37. Конкуренция уголовно-правовых норм. Понятие и виды.

38. Понятие, признаки и значение рецидива преступлений. Виды рецидива.

39. Понятие, виды и юридическая природа обстоятельств, исключающих преступность деяния.

40. Понятие и сущность необходимой обороны. Условия правомерности причинения вреда при необходимой обороне.

41. Понятие и условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

42. Понятие и условия правомерности причинения вреда при крайней необходимости. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны.

43. Понятие и условия правомерности причинения вреда при обоснованном риске.

44. Понятие и условия правомерности причинения вреда в состоянии физического или психического принуждения.

45. Понятие и условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения.

46. Понятие, признаки и цели уголовного наказания.

47. Понятие и значение системы уголовных наказаний. Классификация наказаний.

48. Штраф как вид уголовного наказания и его отличие от штрафа как меры иного государственного принуждения.

49. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

50. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

51. Обязательные работы как вид уголовного наказания. Отличие обязательных работ от исправительных работ.

52. Исправительные работы как вид уголовного наказания. Правовые последствия злостного уклонения от исправительных работ.

53. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания.

54. Ограничение свободы как вид уголовного наказания. Отличие ограничения свободы от ареста.

55. Понятие и признаки ареста как вида уголовного наказания.

56. Содержание в дисциплинарной воинской части как вид уголовного наказания.

57. Уголовно-правовая характеристика лишения свободы на определенный срок как вида наказания. Правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

58. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы.

59. Проблема смертной казни в теории уголовного права. Конституционные положения и уголовно-правовые основания данного вида уголовного наказания.

60. Основные положения общих начал (правил) назначения наказания.

61. Понятие, виды и уголовно-правовая характеристика обстоятельств, смягчающих наказание.

62. Понятие, виды и уголовно-правовая характеристика обстоятельств, отягчающих наказание.

63. Основания и порядок назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление.

64. Принципы и пределы назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

65. Особенности назначения наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений.

66. Понятие, принципы и основания назначения условного осуждения. Порядок и основания отмены условного осуждения или продления испытательного срока.

67. Понятие, признаки и основание освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием преступника. Специальные виды деятельного раскаяния.

68. Понятие, признаки и основания освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с изменением обстановки.

69. Понятие, признаки и основания освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

70. Понятие, виды и юридическая природа освобождения от уголовного наказания.

71. Понятие и юридическая природа условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Основание и правила применения данного вида освобождения от наказания.

72. Основание и правила применения отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

73. Основание и правила освобождения от наказания в связи с болезнью лица, совершившего преступление.

74. Основание и порядок замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

75. Правила и порядок освобождения от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

76. Особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования.

77. Понятие судимости. Правовые последствия судимости. Порядок снятия и погашения судимости.

78. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

79. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

80. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания.

81. Понятие и виды принудительных мер медицинского характера. Отличие принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания.

82. Основания, порядок применения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

83. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера.

 

Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «Уголовное право» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра юриспруденции.

Вопросы уголовно-правовой защиты прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства являются сегодня одними из наиболее актуальных в жизни страны.

От будущих юристов требуются компетентность, высокий профессионализм. Значительную роль в учебном процессе занимают семинарские занятия. Они проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой и должны обеспечивать живое творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Иногда целесообразно включать в содержание семинарского занятия элементы практического занятия (решение задач, рассмотрение проблемных ситуаций и т.д.).

При изучении дисциплины «Уголовное право», как и других правовых дисциплин, необходимо уделять большое внимание научному анализу, формированию логики правового мышления, воспитанию студентов на незыблемых правовых принципах. Пассивность и учебный нигилизм студентов нередко являются реакцией на догматические методы преподавания, на формальные ограничения их творческой мысли. Преподаватель, если он хочет уйти от пассивности и учебного нигилизма студентов, должен постоянно работать над системой стимулов, побуждающих их к самостоятельному познанию. Для этого важно искать с помощью различных форм учебного процесса взаимовыгодный учебный режим отношений между преподавателем и студентом, то есть строить учебное общение на основе более полного учета интересов аудитории. Среди подобных форм можно назвать коллоквиумы, контрольные работы, деловые игры, пресс-конференции, а также повышение ответственности преподавателя и студента при написании тематических сообщений и т.д.

Семинарские занятия могут и должны быть использованы как мощный фактор становления личности юриста на основе выявления и реализации потенциальных способностей студентов. Семинарские занятия должны строиться таким образом, чтобы преподаватель был уверен в том, что ничего не упущено, старался руководить ходом своих мыслей, начиная с наиболее простых предметов, и поднимался постепенно к познанию наиболее сложных; избегал предубеждений и неясности, консерватизма и инертности в процессе проведения занятия; стремился к тому, чтобы отсутствие какой-либо методики, ее недооценка не наложили негативный отпечаток на конкретные результаты изучения дисциплины.

В процессе познания студентами основных положений изучаемого спецкурса нельзя использовать какой-либо один метод: нужно применять несколько методов одновременно. На этих занятиях происходит закрепление знаний, развитие необходимых умений и навыков, творческих способностей студентов. В процессе опроса у преподавателя может возникнуть необходимость задать уточняющие вопросы. Их лучше ставить в конце ответа студента. Надо добиваться того, чтобы студентом четко усваивалась взаимосвязь основных понятий, проявились его творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Занятия по дисциплине должны носить систематический характер. Если студент допускает погрешности в ответах, то надо постараться разъяснить в ходе занятия вопрос, который ему непонятен, либо порекомендовать ему вновь обратиться к литературе, предусмотренной программой, проконсультироваться.

Особое внимание надо уделить студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Необходимо объяснить ему, что в случае небрежного отношения к предмету он не сможет продолжить обучение или приступить в дальнейшем к профессиональной деятельности по окончании вуза. Таким студентам полезно рекомендовать дополнительные занятия по изучаемой дисциплине.

Следует отметить необходимость использования на семинарских занятиях всего позитивного и ценного, что способствовало бы пробуждению интереса к изучению правовых проблем, связанных с реформами, проводимыми в России.

В системе учебного процесса в высшей школе большое место отводится практическим занятиям по профилирующим дисциплинам. Это одна из наиболее важных форм аудиторных занятий, направленных на то, чтобы привить студентам навыки правильного пользования юридическими нормами, научить их применять теоретические знания, действующее законодательство и руководящую судебно-следственную практику к конкретным случаям жизни. На практических занятиях студенту необходимо научиться из многочисленных обстоятельств, сопровождающих в жизни каждое преступление, прежде всего, отыскивать те, которые влияют на оценку степени общественной опасности совершенного деяния, влияют на квалификацию преступления.

Навыки самостоятельной работы над законодательным материалом на практических занятиях приобретаются в процессе изучения и анализа законодательных актов, разбора конкретных судебно-следственных дел или отдельных процессуальных документов, анализа примеров, подобранных студентами из опубликованной судебной практики или предложенных преподавателем, и, главным образом, в форме решения задач, как заранее сообщенных студентам, так и предложенных на самом занятии.

Готовясь к проведению занятия, преподаватель должен тщательно продумать план его проведения, по которому строится методика занятия. В нем должно быть указано, какие конкретные вопросы надо отработать на данном занятии, какие вопросы нужно поставить дополнительно и т.д.

Рассмотрение данных теоретических вопросов попутно с решением задач, разбором примеров из практики представляется вполне уместным, поскольку, будучи «привязанным» к конкретной жизненной ситуации, изложенной в задаче, теоретический вопрос легче запоминается студентам, а преподавателю легче направить ход дискуссии в нужном направлении. Вместе с тем, не следует чрезмерно увлекаться их постановкой и превращать практическое занятие в семинар. В общем объеме времени, отведенного учебным планом на практические занятия, главное место должно занимать решение задач, от качества которых во многом зависит успех проводимых занятий. Желательно, чтобы фабула задачи была основана на конкретном материале судебных или следственных дел. Количество задач, даваемых к занятию, зависит от их сложности и охвата вопросов, заложенных в фабулу. Полагаем, что к одному занятию не рекомендуется давать более трех задач.

Условие задачи на занятии должно быть изложено студентом своими словами, так как неумение доложить условие задачи или незнание его основного содержания свидетельствует о неподготовленности студента.

Решая задачу, студент должен не только ответить на поставленные в ней вопросы, но и сослаться на нормативный акт и конкретную норму из него; аргументировать, почему он принял такое решение: дать оценку доказательствам по делу. После этого следует выяснить, кто не согласен с таким решением, и дать им возможность высказаться. Итоги обсуждения подводит преподаватель, сообщая в заключение правильное решение данной задачи.

Приступая к решению задачи, студент путем тщательного изучения обстоятельств, описанных в задаче, должен, прежде всего, выяснить, содержится ли в деянии лица или лиц, описанных в задаче, состав преступления. При отрицательном ответе на этот вопрос необходимо аргументировать сделанный вывод.

Если в предложенном варианте задачи усматриваются признаки того или иного преступления, то студенту необходимо опять-таки аргументировать свое решение, правильно квалифицировать деяние и дать юридический анализ данного состава данного преступления. При этом следует исходить из факта доказанности обстоятельств, излагаемых в условии задачи. При решении задачи рекомендуется придерживаться следующей схемы:

1. Вывод о наличии признаков состава соответствующего преступления с указанием пункта, части статьи УК.

2. Определение понятия данного преступления и его краткая социально-правовая характеристика.

3. Детальный анализ признаков состава преступления применительно к условиям задачи с соблюдением при этом принятого в уголовно-правовой литературе порядка такого анализа, включающего в себя:

а) определение и раскрытие содержания родового, видового и непосредственного объектов (если есть, указать также дополнительный или факультативный объекты), а также предмета преступления, если он имеет место, или круга потерпевших;

б) выяснение элементов объективной стороны преступления, в частности, характера действия (бездействия), последствий, если таковые предусмотрены в данном составе; причинной связи;

в) определение вида состава преступления (формальный, материальный или усеченный) и его стадии;

г) установление формы и вида, а также мотива и цели преступления, если они имеют в данном составе уголовно-правовое значение;

д) выяснение признаков субъекта: его возраста, вменяемости, признаков специального субъекта;

е) раскрытие содержания квалифицирующих признаков данного преступления.

4. Соотношение (сходства и отличия) анализируемого состава со смежными преступлениями, если есть в этом необходимость.

5. Решение должно быть аргументированным, со ссылками на уголовный закон или иные нормативные акты, а также на соответствующие разъяснения пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ по вопросам применения уголовного законодательства.

Студент должен иметь тетрадь для практических занятий, чтобы записывать решения задач с указанием, какой нормативный акт он применил, почему именно этот акт, и обосновать свое решение, с полным письменным юридическим анализом изложенной в задаче ситуации. Ответы должны быть краткими по форме, но полными по содержанию.

Заключение преподавателя следует давать сразу же после окончания обсуждения каждой задачи. В нем дается анализ выступлений студентов с указанием как положительных, так и отрицательных особенностей их выступлений.

При подведении итогов в конце занятия преподаватель указывает, как отработана тема в целом, на что надо обратить внимание в дальнейшей работе для закрепления знания темы и дает задание для подготовки к следующему занятию.



2015-11-27 361 Обсуждений (0)
Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)