Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место дисциплины «Методика профессионального обучения» в структуре ООП бакалавриата



2015-11-27 483 Обсуждений (0)
Место дисциплины «Методика профессионального обучения» в структуре ООП бакалавриата 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная дисциплина «Методика профессионального обучения» относится к профессиональному циклу учебных дисциплин.

В структурную основу курса положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. Теоретико-методологические и общие основы педагогики раскрываются с позиций системного подхода. При изложении теории и методов обучения учтены современные научные разработки и новаторские идеи педагогов-практиков.

Методика профессионального обучения формирует и развивает знания, умения о проектировании, конструировании и применении форм, методов, средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний, умений и навыков. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в профессиональные знания и умения учащихся?

Организация процесса формирования профессиональных знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета определяет задачи методики профессионального обучения:

· изучение приемов, методов, технологий обучения, ведущих к эффективному взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков в области экономики и управления;

· развитие умений, связанных с овладением дидактико-методических основ деятельности педагога профессиональной школы:

o проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;

o выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала;

o разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;

o организовывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся на занятии;

o разрабатывать виды и формы контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

o анализировать результаты педагогической деятельности.

· формирование у студентов интереса к профессии, развитие творческого мышления и профессионально значимых качеств личности педагога.

Таким образом, методика профессионального обучения направлена на формирование и развитие профессиональных качеств педагога профессионального обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения; методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста экономического профиля.

 

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (ЗЕТ), 180 академических часов.

 

Объём дисциплины «Методика профессионального обучения» по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для очной формы обучения для заочной (очно-заочной) формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины  
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)  
Аудиторная работа (всего):  
в т. числе:    
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Практикумы    
Лабораторные работы    
Внеаудиторная работа (всего):    
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:  
Курсовое проектирование    
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем  
Творческая работа (эссе)    
Самостоятельная работа обучающихся (всего)  
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен) Зачет Экзамен  

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

 

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Содержание
Раздел 1 Теоретико-методологические основы методики профессионального обучения
Тематика и содержание лекционного курса
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания Роль и значение курса МПО в ряду психолого-педагогических и отраслевых дисциплин. Методика как наука и как учебный предмет. Структура курса МПО. Назначение, цели и задачи изучения курса. Требования к уровню освоения содержания курса.
1.2 Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения обучающихся в учреждениях СПО Исследование системного характера в подготовке будущего педагога профессионального обучения. Основные компоненты учебного процесса и их взаимосвязь. Структурно-функциональная модель дидактической системы.
 
1.3 Методическая деятельность педагога профессионального обучения, направленная на разработку специальных средств обучения Сущность, виды и основные компоненты методической деятельности. Классификация и уровни сформированности методических умений. Сущность, особенности и классификация средств обучения.
1.4 Понятийный аппарат МПО Основы построения понятийно-терминологического аппарата МПО. Специфика, источники формирования, классификация методический понятий.
1.5 Формы наглядного представления учебной информации Проблемы наглядного представления учебной информации. Дидактические функци наглядности. Словесно-графические систематизаторы. ДМИ, интеллект-карты, семантические сети и др. Сущность и структура метаплан-техники.
Раздел 2 Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования
Тематика и содержание лекционного курса
2.1 Общие вопросы содержания профессионального обучения. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалификационных рабочих и служащих. Анализ профессионального труда, его структура, подходы к его формированию. Квалификационная структура профессионального образования РФ. Перечень профессий и их характеристика. Профессиограмма – основа для разработки содержания профессионального образования.
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
2.2 Государственный образовательный стандарт СПО Учебно-программная документация по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению. Роль и значение ФГОС СПО. Общие положения. Основные понятия. Основные образовательные программы и требования к ним.
2.3 Анализ содержания теоретического обучения и его специфика в ПО Источники формирования содержания профессионального обучения. Структура и содержание профессионального обучения. Формы проектирования содержания профессионального обучения. Принципы и критерии отбора учебного материала профессионального обучения СПО
2.4 Анализ содержания производственного обучения. Структура трудового процесса Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса. Системы производственного обучения. История развития системы производственного обучения.
2.5 Организационные формы теоретического обучения в СПО 1/Сущность, структура организационных фор профессионального обучения. 2/Особенности классно-урочной формы обучения. 3/Основные типы уроков. 4/Современные подходы к лабораторно-практическим работам. 5/Проектирование организационных форм обучения и воспитания.
Раздел 3 Проектирование и планирование учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств
Тематика и содержание лекционного курса
3.1 Методический анализ учебной информации Сущность и структура методического анализа учебной информации. Основные цели и принципы структурирования учебного материала. Анализ процедурно-операционной стороны познавательной деятельности. Методическое конструирование предметно-знаковых систем.
3.2 Выбор и применение методов сообщения учебного материала как управление учебно-познавательной деятельностью на уроках теоретического обучения Характеристика методов обучения и основания для их выбора. Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации.
3.3 Проектирование учебных занятий по предмету Сущность и структура проектной деятельности. Этапы проектирования. Методы и приемы проектирования. Методы генерирования новых идей. Эвристика. Пути совершенствования индивидуальных методических систем.
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
3.4 Применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных учреждениях СПО Структура и организация совмещенного урока. Его цели и задачи. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения. Комплексные лабораторно-практические работы
3.5 Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения Приемы подготовки и виды инструктажа. Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ
3.6 Материально-техническое оснащение учебного процесса по предметам теоретического обучения Разработка дидактических средств обучения в соответствии с выбранной методической системой. Роль и значение материально-технических средств в учебном процессе. Выбор комплекса дидактических средств в зависимости от применяемой методики обучения. Необходимость использования санитарно-гигиенических средств в учебном процессе при планировании и оборудовании учебных и лабораторных кабинетов.
3.7 Педагогическая диагностика и контроль учебного процесса Понятия «педагогическая диагностика», «педагогический контроль» их сущность. Понятия «оценка» и «отметка». Системы оценивания. Методика учета теоретического и производственного обучения. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
3.8 Проектирование учебных занятий по предмету Этапы перспективной подготовки преподавателя к занятиям. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. Характеристика основных элементов плана. Дидактическое проектирование. Таксономия дидактических целей.
3.9 Текущая работа преподавателя по подготовке к уроку Поурочный план-конспект. Требования к уроку. Проблемность, дидактические цели. Методическая структура. Сущность и структура поурочного план-конспекта. Методика разработки урока и его компоненты. Структурирование содержания урока.
3.10 Текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям Сущность, назначение и текущее планирование учебной работы с группой. Цели и методы нормироания учебно-производственных работ. Подготовка мастера к уроку. Анализ предыдущих уроков и уточнение целей предстоящего урока.
3.11 Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям   Этапы перспективной подготовки мастера к занятиям производственного обучения. Содержание перечней учебно-производственных работ.
3.12 Анализ уроков по теоретическому и производственному обучению как метод контроля качества учебного процесса. Общие положения о критериях анализа эффективности урока. Анализ урока теоретического обучения. Анализ урока производственного обучения.
3.13 Педагогическая рефлексия как методика совершенствования индивидуальной методической системы Понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия». Структура рефлексии. Функции рефлексии: когнитивная, критическая, нормативная.
Раздел 4 Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения
Тематика и содержание лекционного курса
4.1 Основные характеристики методов обучения Общая характеристика и выбор методов обучения. Содержание, правила конструирования и реализация методов проблемно-развивающего обучения.
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
4.2 Технология урока теоретического обучения Проблема урока в методике профессионального обучения. Построение методической подструктуры урока теоретического обучения. Конструирование технологической карты проведения лабораторных работ.
4.3 Технология урока производственного обучения Конструирование урока производственного обучения. Разработка и применение средств письменного инструктажа на занятиях производственного обучения. Метод направляющего текста.
4.4 Взаимосвязь требований к современному уроку с методами их реализации Составляющие процесса обучения. Основные требования к современному уроку и методы их реализации
Раздел 5 Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе СПО
Тематика и содержание лекционного курса
4.1 Контроль качества учебного процесса в учебных заведениях СПО Понятие качества образования. Контроль качества профессионального образования. Мониторинг качества образования. Методы мониторинга
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
5.2 Методика проверки профессиональных знаний и умений Понятие «контроль» и его виды. Методические задачи проверки профессиональных знаний и умений. Методы устной проверки знаний и умений. Письменная проверка профессиональных знаний и умений. Проверка профессиональных знаний и умений в различных видах деятельности.
5.3 Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений   Сущность понятия «контрольно-оценочный материал». Классификация контрольно-оценочного материала.
5.4 Требования, предъявляемые к контрльно-оценочным материалам и правила их составления Требования, предъявляемые к контрольно-оценочным материалам. Методика составления контрольно-оценочных материалов. Методика валидизации контрольно-оценочных материалов.



2015-11-27 483 Обсуждений (0)
Место дисциплины «Методика профессионального обучения» в структуре ООП бакалавриата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место дисциплины «Методика профессионального обучения» в структуре ООП бакалавриата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)