Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патриархальная теория



2015-11-27 594 Обсуждений (0)
Патриархальная теория 0.00 из 5.00 0 оценок




От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения, в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не опервичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство это общение свободных и равных граждан. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делаетвыводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первыммонархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве,является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской иодновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютнойвласти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественноустановленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, чтоаналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла несразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы вупрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семьявозникла практически параллельно с возникновением государства.

 

Нормативистская теория.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории:

§ исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

§ по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками;

§ в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства теории:

§ верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

§ нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов;

§ признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

§ осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

§ признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Теологическая теория.

Религиозная гипотеза о происхождении государства. Получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви. По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт Божественной воли. Люди, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь «воле Бога». Однако происхождение государства, согласно данной теории, заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.



2015-11-27 594 Обсуждений (0)
Патриархальная теория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патриархальная теория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)