История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАУКА. Понятие БЖД. Цели, задачи, ключевые понятия. Человек и среда обитания. История возникновения научной и учебной дисциплины. Закон Куражковского. Аксиомы БЖД. Понятие БЖД. Цели, задачи, ключевые понятия. Человек и среда обитания. Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Безопасность – состояние объекта, когда величина воздействующих на него потоков вещества, энергии и информации оптимальна. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе «Человек - Среда обитания» негативно действующих на человека и среду обитания. Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла. Задачи – 1) Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат. 2) Предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека. 4) Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод. 3) Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека. 5) Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 6) Сохранение жизни, здоровья человека и создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. Опасность – ключевое понятие БЖД; - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают. Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества. Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными. Признаки опасности. Угроза для жизни. Возможность нанесения ущерба здоровью. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем. Источники формирования опасности. - сам человек, его труд, деятельность, средства труда; - окружающая среда; - явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
Человек и среда обитания. Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Фридрих Энгельс. «Диалектика природы». Человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Среда обитания - Биосфера – Техносфера – Факторы роста техносферы: 1 Демографический взрыв (1840 г. – 1млрд. чел.; 1930 – 2; 1960 – 3; 1970 – 4; 1990 – 5; 2000 – 6; ). 2. Промышленный рост (горнодобывающая, тяжёлая, легкая, С/Х, ). 3. Развитие транспорта. 4. Урбанизация.
В БЖД существуют 2 понятия: Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. - ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность)- пространство в котором существуют или периодически возникают опасность; - гомосфера - пространство, где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Безопасность в техносфере – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого. История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели. 1 этап. С 300 г. до н.э. – 19 век. 2 этап. Конец 19 – начало 20 в.в. 3 этап. 20 в. – настоящее время. 1 ЭТАП. До 300 г до н.э.В результате наблюдений врачи и ученые выявили зависимость заболеваемости от условий труда; обосновали необходимость и практические рекомендации по улучшению условий труда, длительности рабочего дня. Врачи: Гипократ (377 и 356 г. до н. э.), Плиний старший (22-24 г. н.э.), Гален (~200 г. н.э.) обратили внимание на заболеваемость горняков и вредное влияние пыли, свинца, ртути и серы: «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания». 14 в. н.э. Парацельс описали заболевание под названием чахотка; Бернардино Рамацини ( конец XVII – начало XVIII в.), профессор медицины издал энциклопедию болезней свыше 50 профессий. Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод (1752 г.). 18 в. М.В. Ломоносов впервые обратил внимание на тяжелейшие условия труда «горных людей» и писал, что необходимо соблюдать режим труда и отдыха, создавать систему вентиляций, бороться с подземными водами. 2 ЭТАП. Конец 19 – конец 20 в.в. Обоснование, разработка и внедрение частных правил и устройств безопасности.РАЗВИТИЕМ ГИГИЕНЫ ТРУДА. Физиолог Сеченов – впервые обосновал продолжительность рабочего дня человека, обосновали причины снижения работоспособности человека, исследовали наиболее благоприятные условия отдыха при развитии утомления. В России врач В.А. Левицкий (1867—1936) заложил основы гигиены труда. Психологи И.И. Рихтер и К.К. Вебер занимались исследованием психологических причин несчастных случаев на ЖД транспорте (1880-1890 г.). С появлением трамваев Гуго Мюнстерберг (1863 - 1916) разработал лабораторию по отбору водителей трамвая. С конца 19, начала 20в исследования переместились на производственный труд, где несчастных случаев было больше и они наносили большой экономический ущерб. Разработка конструкции 1-го противогаза Н.Д. Зелинский (Россия) – 1915 г. Аэродинамическая теория Н.Е. Жуковского легла в основу расчета вентиляционных систем (начало 20 в.). В 1918г. В.И. Ленин издал декрет о 8 часовом рабочем дне, издал КЗОТ, занимался ограничением труда женщин и подростков и созданием условий труда.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3743)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |