Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели



2015-11-27 3743 Обсуждений (0)
История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели 4.75 из 5.00 4 оценки




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАУКА.

Понятие БЖД. Цели, задачи, ключевые понятия. Человек и среда обитания.

История возникновения научной и учебной дисциплины.

Закон Куражковского. Аксиомы БЖД.

Понятие БЖД. Цели, задачи, ключевые понятия. Человек и среда обитания.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Безопасность – состояние объекта, когда величина воздействующих на него потоков вещества, энергии и информации оптимальна.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе «Человек - Среда обитания» негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Задачи

1) Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.

2) Предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека.

4) Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.

3) Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.

5) Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

6) Сохранение жизни, здоровья человека и создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Опасность – ключевое понятие БЖД; - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности.

Угроза для жизни.

Возможность нанесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

- сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

- окружающая среда;

- явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

 

Человек и среда обитания.

Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Фридрих Энгельс. «Диалектика природы».

Человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Среда обитания -

Биосфера –

Техносфера –

Факторы роста техносферы:

1 Демографический взрыв (1840 г. – 1млрд. чел.; 1930 – 2; 1960 – 3; 1970 – 4; 1990 – 5; 2000 – 6; ).

2. Промышленный рост (горнодобывающая, тяжёлая, легкая, С/Х, ).

3. Развитие транспорта.

4. Урбанизация.

 

В БЖД существуют 2 понятия: Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

- ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность)- пространство в котором существуют или периодически возникают опасность;

- гомосфера - пространство, где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Безопасность в техносфере – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели.

1 этап. С 300 г. до н.э. – 19 век.

2 этап. Конец 19 – начало 20 в.в.

3 этап. 20 в. – настоящее время.

1 ЭТАП. До 300 г до н.э.В результате наблюдений врачи и ученые выявили зависимость заболеваемости от условий труда; обосновали необходимость и практические рекомендации по улучшению условий труда, длительности рабочего дня.

Врачи: Гипократ (377 и 356 г. до н. э.), Плиний старший (22-24 г. н.э.), Гален (~200 г. н.э.) обратили внимание на заболеваемость горняков и вредное влияние пыли, свинца, ртути и серы: «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания».

14 в. н.э. Парацельс описали заболевание под названием чахотка;

Бернардино Рамацини ( конец XVII – начало XVIII в.), профессор медицины издал энциклопедию болезней свыше 50 профессий.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод (1752 г.).

18 в. М.В. Ломоносов впервые обратил внимание на тяжелейшие условия труда «горных людей» и писал, что необходимо соблюдать режим труда и отдыха, создавать систему вентиляций, бороться с подземными водами.

2 ЭТАП. Конец 19 – конец 20 в.в. Обоснование, разработка и внедрение частных правил и устройств безопасности.РАЗВИТИЕМ ГИГИЕНЫ ТРУДА.

Физиолог Сеченов – впервые обосновал продолжительность рабочего дня человека, обосновали причины снижения работоспособности человека, исследовали наиболее благоприятные условия отдыха при развитии утомления.

В России врач В.А. Левицкий (1867—1936) заложил основы гигиены труда.

Психологи И.И. Рихтер и К.К. Вебер занимались исследованием психологических причин несчастных случаев на ЖД транспорте (1880-1890 г.).

С появлением трамваев Гуго Мюнстерберг (1863 - 1916) разработал лабораторию по отбору водителей трамвая.

С конца 19, начала 20в исследования переместились на производственный труд, где несчастных случаев было больше и они наносили большой экономический ущерб.

Разработка конструкции 1-го противогаза Н.Д. Зелинский (Россия) – 1915 г.

Аэродинамическая теория Н.Е. Жуковского легла в основу расчета вентиляционных систем (начало 20 в.).

В 1918г. В.И. Ленин издал декрет о 8 часовом рабочем дне, издал КЗОТ, занимался ограничением труда женщин и подростков и созданием условий труда.



2015-11-27 3743 Обсуждений (0)
История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: История возникновения научной и учебной дисциплины. объекты и цели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)