Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Другие примеры привидений



2015-11-27 555 Обсуждений (0)
Другие примеры привидений 0.00 из 5.00 0 оценок




 


П


лутарх, человек известный своим трезвым, серьезным умом, ча-

сто рассказывает о привидениях и призраках. Так, напр., он

рассказывает, что во время Марафонского сражения многие вои-


ны видели призрак Тезея, который вместе с Греками сражался про-


тив Персов. Он же в биографии Силлы рассказывает, что этот пол-


ководец видел во сне богиню, которую чтили Римляне по примеру


Каппадокиан, усвоивших особенное, высшее значение огню; богиня


эта называется или Беллоной, или Минервой или Луной. Явившись


Силле, она вложила ему в руки молнию для того, чтобы он метал ее


на своих врагов, которых она при этом назвала и перечислила, для


того, чтобы они, поражаемые молнией, падали пред ним и умирали.


Очевидно, эта богиня была Минерва, которой язычники так же, как


и Юпитеру, усвоили силу и право метать м0лнию.


Македонский полководец Павзаний 1 ненамеренно убил девушку


из одного лучшего византийского семейства, по имени Клеонику, и


потом день и ночь был преследуем тенью убитой. Тень постоянно


произносила пред ним следующие слова: «Предай себя суду правды,


которая карает злодеяния и ожидает тебя, гордость всегда пагубна


для смертных». Измученный наконец неотступно преследовавшим


его привидением, он отправился в вифинский город, Гераклию, где


был храм, жрецами которого были маги, называвшиеся психагога-


ми, т. е. заклинателями душ умерших. Когда Павзаний внес в храм


установленное пожертвование, жрецы стали вызывать душу Клео-


ники и заклинали ее прекратить свою вражду. Клеоника наконец


явилась и сказала Павзанию: «Скоро я явлюсь в Спарту и избавлю


ее от ее зла». Этими двусмысленными словами она, вероятно, ука-


зывала на его скорую смерть в Спарте.


Существование у Греков этого обычая — заклинать мертвых, до-


казывает, по крайней мере, то, что они верили в подобные вещи. Но


если Клеоника и действительно являлась к Павзанию и предсказала


ему близкую смерть, надо полагать, что тут предсказывала не сама


Клеоника, а по всей вероятности это был обман со стороны жрецов,


как это доказывается самой двусмысленностью данного Павзанию


ответа.


Историк Павзаний передает 2 , что, спустя уже четыреста лет пос-


ле Марафонского сражения, с того места, где оно происходило, каж-


дую ночь слышно было ржание лошадей и крик такого рода, как

 

 



Plutarch. in Cimone.

Pavsanias, Lib, I, c. 324.

 


 


будто там происходила самая жаркая битва. Плутарх рассказывает,


что в общественных банях его отечественного города Херонеи, в ко-


торых было убито много граждан из этого города, являлись приви-


дения и слышался страшный вой, вследствие чего принуждены бы-


ли закрыть эти бани. Но и после этого все-таки продолжал слышать-


ся из них шум и по временам в окружности этих бань бродили при-


видения.


Однажды философ Дион, ученик Платона и сиракузский полко-


водец, сидя под вечер в галерее своего дома, вдруг услышал боль-


шой шум и вслед за тем увидел привидение в образе женщины не-


обыкновенно громадного роста и похожей на фурий, как их обыкно-


венно изображали в трагедиях. Было еще довольно видно. Приви-


дение начало подметать в доме. Испуганный Дион пригласил к себе


своих друзей и упросил их остаться с ним ночевать; но призрак


больше уже не являлся. Вскоре после этого происшествия сын Ди-


она убился с крыши дома и сам Дион был убит заговорщиками.


Марк Брут, один из убийц Юлия Цезаря, однажды ночью увидел,


что в его палатку вошла какая-то мощная страшная фигура. Брут


спросил: «Кто ты? человек или Бог? и зачем ты сюда пришел?»


Призрак отвечал: «Я твой злой дух; ты увидишь меня в Филиппах».


Брут, нисколько не испугавшись, возразил: «Нет, я тебя не увижу


там». Потом он пошел и рассказал о случившемся Кассию. Кассий,


как эпикуреец, не верил в привидения и потому убеждал Брута, что


это было не более, как действие воображения. Таких духов и гениев,


говорил Кассий, которые бы могли являться людям, нет. Духи не


могут иметь ни человеческого образа, ни человеческого голоса и по-


тому не могут ничего нам делать. Слова Кассия несколько успокои-


ли Брута, но все-таки он никак не мог освободиться от невольного


беспокойства. Между тем, вскоре после этого, во время сражения в


равнине Филиппийской, сам Кассий увидел, что прямо на него едет


с опущенными поводами Юлий Цезарь (который в это время был


уже убит и в убийстве которого участвовал Кассий). Это так поразило


Кассия, что он тут же сам себя заколол своим собственным мечом.


Кассию Пармскому (не тому, о котором сейчас была речь) являл-


ся также в палатке злой дух и предсказал ему близкую смерть.


Друз, в царствование Августа, победивши Германцев, хотел рас-


положиться на Эльбе с намерением проникнуть далее в страну; но


был удержан от выполнения этого намерения явившимся ему в об-


разе необыкновенного роста женщины привидением, которое сказа-


ло ему: «Куда ты едешь, Друз? надежды твои никогда не осущест-


вятся; твой конец близок: воротись!» Друз воротился и умер на до-


роге, не дошедши и до Рейна, через который ему нужно было воз-


вращаться.


После того, как совершилось в Антиохии известное народное воз-


мущение, на следующую ночь какое-то существо, вроде фурий, быст-


ро пролетело через город, махая кнутом так, как погоняют лошадей.

 

 



 


Иоанн, епископ Атрийский, живший в VI веке, передает, что во вре-


мя величайшей чумы, свирепствовавшей при императоре Юстиниа-


не, о которой говорят все писатели того времени, видели, что по мо-


рю ездили какие-то черные люди без голов, на медных лодках и


везде, куда только они причаливали, тотчас начинала свирепство-


вать чума. Один египетский город был до того опустошен чумой,


что в нем осталось в живых только семь человек взрослых и один


десятилетний мальчик; эти люди, набравши множество золота, хо-


тели было бежать из города, но тотчас попадали мертвыми. Маль-


чик хотел было уйти, не взяв с собой ничего, но у городских ворот


был задержан привидением, которое насильно оттащило его в тот


дом, где лежали недавно умершие семь человек. Спустя несколько


времени, в город приехал приказчик одной богатой особы со слуга-


ми; мальчик убеждал его скорее бежать из города; но управитель


тотчас помер. Слуги его поспешили бежать и известили о всем слу-


чившемся своего господина.


Смерть Карлштадта, по рассказам базельских духовных, его сос-


луживцев, сопровождалась страшными явлениями. Они передают:


в то время, как Карлштадт произносил свою последнюю проповедь


в базельской церкви, он увидел, что подле консула стоит какой-то


огромный черный человек, — и от этого сильно смутился и испугал-


ся. Сошедши с кафедры, Карлштадт осведомился, кто такой этот не-


знакомец, который стоит возле консула; ему отвечали, что там вовсе


нет такого человека, какого он видит. Когда Карлштадт пришел до-


мой, ему пришлось ближе познакомиться с привидением. Черный


человек пришел к нему в дом и, как только вошел, тотчас схватил за


волосы самого младшего сына Карлштадта, которого он особенно


любил, поднял мальчика на воздух и сделал такую мину, как будто


хотел бросить мальчика на землю так, чтобы раздробить ему голову;


но он этого не сделал, а только велел дитяти сказать своему отцу,


что через три дня он опять придет к нему и что он должен гото-


виться к встрече с ним. Мальчик передал об этом отцу. Карлштад-


том овладел сильный страх и через три дня он умер 1 . Подобные


явления, по признанию самого Лютера, случались нередко в жизни


первых реформаторов.


Подобных примеров привидений можно бы привести бесчислен-


ное множество. Но при точном исследовании дела, едва ли во всех


их можно найти что-нибудь, что имело бы фактическую верность и


выдерживало критику здравого смысла. В доказательство этой мыс-


ли, я расскажу одно происшествие, которое тоже, по-видимому, име-


ло характер большой необычайности, а потом на самом деле ока-


залось только неверно понятым естественным, обыкновенным явле-


нием.

 



Moshovius, p. 22.


 


ГЛАВА IX

 




2015-11-27 555 Обсуждений (0)
Другие примеры привидений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Другие примеры привидений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)