Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мнение язычников о душах умерших людей



2015-11-27 546 Обсуждений (0)
Мнение язычников о душах умерших людей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


ера в продолжение существования души за гробом встречает-


Â


ся у всех народов, даже находящихся на самой низкой степе-

ни образования.


Этому верили Монголы древние, Японцы, Негры, Гренландцы,


Эскимосы и другие и теперь, конечно, верят. Таким образом, она


содержится уже поклонниками фетишей. По мнению грубых, необ-


разованных народов, души живут сподобной жизнью призраков,


являются тем живым, которые боятся и вспомнят о них. Как при-


вндения, отшедшие души скитаются ночью везде и живут в рассели-


нах, безднах, горах, рощах, даже на солнце и звездах. Они жаждут


крови человеческой и побеждаются жертвами, молитвами и закли-


наниями.


Халдеи верили, что души умерших не имеют ни жизненной теп-


лоты, ни крови и живут под землею, и что заклинаниями можно вы-


зывать их и посредством их открывать будущее.


По мнению Китайцев души, как воздушные духи, находятся в пос-


тоянной борьбе со злыми духами.


По мнению Персов, дух человека, боровшегося с Ариманом и его


царством и исполнившего законы Ормузда в течение жизни, восхо-


дит, по смерти тела, в самое высшее небо, в жилище блаженных, го-


родман; злые низвергаются в дуцак и там, по мере своей греховно-


сти, очищаются от нечистот; впрочем, рано или поздно все духи всту-


пят в жилище блаженных, где будут наслаждаться всеми благами.


Это будет после всеобщего воскресения, перерождения, воссозда-


ния.


По мнению Индийцев, душа, оставив тело человека, конечно, умер-


шего, является к судье мертвых Ямою, который определяет достоин-


ство ее дел и, сообразно с своими заслугами, продолжает свое стран-


ствование или вниз по телам животных и растений, или вверх по се-


ми небесным Сферам и, наконец, когда совершенно очистится, пог-


ружается в лоно бесконечной, божественной субстанции или, иначе


говоря: сливается со всеобщею душою мира1 .


Египтяне, Греки и Римляне рассуждали о душе отшедших людей


одинаково почти во всех пунктах. и потому мы приводим здесь мне-


ние этих трех народов за раз.


Древние Греки, заимствовавшие свою религию от Египтян преи-


мущественно, и Римляне, принявшие в свою очередь религию Гре-

 

 



Die Religion-Systeme der heidnischen Völker des Orients. I Theil; и Религия и философия


древнего Востока, ч. I, соч. Повицкого.

 



 


ков, подобно Египтянам, верили, что дух и душа по смерти тела не


умирают, но отрешаются от плоти и поступают на суд в аментес


(дающий, приемлющий), или в подземное царство Плутона, где су-


дьи произносят приговор над душою. Вследствие приговора дух


странствует вниз и вверх, как думают Египтяне.


Дух Ероса 1 , оставив тело, явился в хорошее место, где было двое


дверей; судьи оценивали дела пришедших с этого мира, и злых от-


правляли вниз, а добрых вверх. Теспезий Солосский или лучше, его


дух видел, как души, оставившие тело, подымались в воздух и зак-


лючались в ядро или огненный шар, из которого одни подымались


с неимоверной быстротой вверх, другие кружились в воздухе, то по-


дымаясь вверх, то опускаясь вниз.


Египтяне думали, что дух для очищения посылается в животных,


растения и человека 2 . Нечто подобное видел Ерос, о котором мы го-


ворили; он видел, как души героев Улисса, Аякса и др. переходили в


различных животных. Когда дух очистится, то возносится он в выс-


шие области, в жилище богов, чтобы с ними наслаждаться блажен-


ною жизнью, как думают Египтяне. Теспезий видел, что блаженные


поднялись вверх и очень радовались, а злые, низринутые в ад на ты-


сячу лет, страшно рыдали 3 . По словам Гомера 4 , Геркулес находится


между бессмертными богами.


В продолжение существования души за гробом верили также древ-


ние Галлы и Северные народы Европы.


Таким образом, поверья, басни и суждения о посмертном состоя-


тоянии за гробом душ встречаются у всех древних народов, которые


с великим страхом, уважением и благоговением относились к этим


душам. Фетишисты боялись отшедших душ, молились и приносили


им жертвы, как мы это видели.


Гомер 5 обвиняет Ахиллеса за то, что он тело убитого Гектора та-


щил за своей колесницей, и замечают, что такой бесчестной жес-


токостью он осквернил саму землю.


На души непогребенных древние народы смотрели, сколько извест-


но, как на несчастные. Они не имели, по их мнению, места опреде-


ленного ни в жилище блаженных, ни наряду с злыми.


Египтяне верили 6 , что души убитых людей и непогребенных ос-


таются при телах, и ничем нельзя удалить их от тела; какая-то лю-


бовь привязывает их еще к телу, поэтому при непогребенных трупах


слышен бывает стон.

 



Plato, Lib. Х de Republic., p. 614.

Учение о странствовании душ, по Геродоту, заимствовали у Египтян Ферекид и Пифаго-


рейцы.



Об Еросе и Теспезии мы будем говорить подробно после.

Илиада XXIII.

Илиада XXIV.

Porphyr., De Abstin., Lib. II, art.47.

 

127


 


Древние Греки думали, что души непогребенных не имеют покоя


и остаются при телах до времени их погребения, и похоронить тело


значило, по их понятию: animam condere — похоронить душу1 .


Сивилла показывала Энею ни берегу Ахерона души непогребен-


ных людей, около ста лет остававшиеся без пристанища2 .


Поэтому-то лишение погребения считалось величайшим бесчес-


тием, которого все боялись, и которым наказывались величайшие


преступники, напр. самоубийцы.


Как образовались эти поверья и мнения у язычников, мы не ста-


нем решать. Мы укажем только на одну из многочисленных причин,


которая, по нашему предположению, имела немалое влияние на веру


в явление умерших. Это, по нашему мнению, те явления или при-


видения, которые замечаемы были на могилах только что умерших.


В чем состояли эти явления, мы объясним ниже, а теперь скажем о


том, как смотрели и что думали о явлениях на могилах древние на-


роды языческие.


Уже Фетишисты замечали какие-то явления или привидения на


могилах умерших. Решено было, что это души умерших являются в


виде привидений на могилах погребенных своих тел. Далее замече-


ны были эти привидения в болотах, пещерах и т. п. — и решено было,


что это скитаются души, потому что не знали настоящей причины


этих явлений. Персы, как можно предполагать, думали, что души


отшедших «бросают от себя тени».


Греки думали, что души умерших являются на могилах в виде


теней. Примеров подобных явлений Гомер приводит очень много.


Так, он говорит3 , что душа Патрокла, явившаяся Ахиллесу, имела


голос, лицо, глаза и одежду Патрокла, но не имела тела этого героя.


Когда Улисс, замечает он далее, нисходил в ад, он видел там образ


божественного Геркулеса, но не самого Геркулеса. Философ Платон


в своем разговоре «О душе» признает4 , чти тени умерших являлись


иногда на гробах своих тел. Виргилий говорит5 , что Креиза, супруга


Энея, являлась ему после смерти в своем обыкновенном, хотя гораз-


до лучшем и прекраснейшем виде.


Греки и Римляне верили даже, что души умерших, являясь на


могилах своих прежних тел, вкушали вино и мед, которые ставили


для них там; далее, что эти души имеют какие-то тонкие воздушные


тела, имеющие образ тех, в каких они жили в этом мире; что вместе


с этими телами они сохраняют и прежние отношения к живым лю-


дям: любят тех, кого и прежде любили, ненавидят и преследуют лю-

 



Horat. I, I, satyr. 8,

«Haec omnis, quam cernis, inops inhumatarque est. / Centum errant annos, volitantque haec


littora circum».



Илиада XXIII.

Origenes, Contra Celsum, p. 97.

«Infelix simulacrum etque ipsius umbra Creusae / Visa mihi ante oculos, et nota major imago».

 


 


дей, бывших ненавистными для них в этой жизни. Так, Дидона1 ,по


словам Виргилия, после смерти сердилась на Энея, и выразила это,


когда он, явившись в подземное царство Плутона, хотел заговорить


с ней.


В Риме и в Метце2 , во времена язычества, было особенное обще-


ство жрецов, посвященных отшедшим душам, теням и подземному


миру и находившихся под покровительством бога Сильвана. Это по-


казывает, что древние Римляне верили в явления отшедших душ и,


желая склонить их на милость, приносили им жертвы. Философ Сал-


люстий3 говорит о душах, которые в темных телах являлись на мо-


гилах своих прежних тел, и старается доказать этим, что души умер-


ших переходят в другие тела.


Древние Галлы и Кельты приставляли к гробам своих знаменитых


мужей стражу, с намерением от умершего услышать открытие буду-


щего.


Древние народы северные верили, что привидения, иногда являв-


шиеся на могилах, суть души недавно умерших людей. Чтобы прог-


нать это неприятное привидение, они отрубали голову трупу умер-


шего, труп протыкали копьем или колом и потом сжигали.


Все древние народы, убежденные, что души умерших являются


на могилах своих прежних тел, думали, что их можно видеть только


в первое время или в течение первого года после погребения4 тела,


потому что душа, в течение первого года после погребения тела, то


отходит от него, то снова возвращается к нему, чтобы видеть, что с


ним случилось5 . По истечении этого времени души являлись толь-


ко вследствие заклинаний. А теперь мы приведем поверья средне-


вековые о явлении отшедших душ.

 


∆∆∆

 

 



«Sequar atris ignibus absens; / Et cum frigida mors animae subduxerit artus, / Omnibus umbra


lecis adero: dubis, improbe, poenas».



Gruter, p. LXIII; Mauric. Hist. de Metz, praef., p. 15.

Sallust., Philos., c. 19. 20.

Лукан намекает на это (Pharsal., 16), кода приводит слова волшебницы, призывавшей ду-


ши недавно умерших; а также Bereseith Rabbae, c. 22. Vide Menasse de Resurrect. Mort.



Thomas Barholin., Lib. II, cap. 2.

 

129


 


ГЛАВА XIII

 




2015-11-27 546 Обсуждений (0)
Мнение язычников о душах умерших людей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мнение язычников о душах умерших людей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)