Начатки магии на первых ступенях развития
Человечества
языческих религиях, как только является на сцену жрец со Â своим посредничеством между человеком и божеством, появ- ляются слабые отблески той магии и того колдовства, кото- рые с постепенным развитием человечества достигли таких огром- ных размеров. И в лишенном света откровения человеке всегда есть потреб- ность искания божества и его помощи, которому он старается удо- влетворять, как знает. С дальнейшим развитием в дикаре является более требовательности, он не удовлетворяется собственным пред- ставлением о божестве и поклонении ему, — он ищет поверки и под- тверждения своего верования, своего представления, своего убеж- дения. Между тем в обществе всегда есть люди, которым доверяют и которых уважают за их ум и опытность. К ним дикарь и обращается в своих недоумениях о божестве — но не более. Значить, здесь главную роль играют ум и опытность. С течением времени эти люди делаются посредствующими между Богом и че- ловеком, т. е. жрецами. Будучи созданы обществом, его религиоз- ной потребностью, жрецы нередко брали верх над религиозной потребностью человечества и вместо того, чтобы служить ей, они злоупотребляли ею из-за личных видов. Из людей сведущих, опыт- пых, жрецы дикого общества стараются составить особое сословие, к которому нелегко открывается доступ. К этому ведет целый ряд испытаний и очищений, которые постепенно приближают человека к божеству; сюда относятся пост, истязания, долговременное приго- товление и пр. 1 . Не сознавая нравственной силы своего звания, жре- цы на этой ступени развития смотрят на свое звание, как на ре- месло, дающее жрецу средства к жизни и вызывающее в среде, его окружающей, любовь и уважение к нему. Желая закрепить за собою право посредничества между божеством и человеком, жрецы всегда старались возвысить в глазах массы свое звание, — и для достижения этой цели прибегали к различным средствам. Мы уже сказали, что для поступления в жреческое сословие, нужны были особенные приготовления. Описывать их мы не будем, потому что они не относятся к нашему вопросу; мы заметим здесь только, что для поступления напр. в шаманы требовались особенные признаки, которые составляют исключительную особенность некоторых. Ша- маны говорят, что человек для поступления в их сословие должен
Lafiteau, Moeurs des Sauvages I, 330.
167
иметь внутреннее к тому призвание и особенное душевное настрое- ние, т. е. частые обмороки, дичание, исступление и вообще характер задумчивый, нелюдимый и мрачный. Кроме этого, требовалась еще известного рода ловкость1 . Понятно, что здоровый физически и нравственно человек не имел прав на поступление в жрецы. Дело в том, что болезненное настроение духа необходимо было для жре- ческих операций. Из практических расчетов жрецы доказывали мас- се, что для общения с божеством и для посредничества между ним и человеком необходимо таинственное ведение, знание воли божест- ва и искусство умолять его. Жрец призывал божество при посред- стве таинственных заклинаний и слов, которые никому, кроме жре- ца, не были известны. Жрец, по его словам, мог заставить божество исполнить известную просьбу, потому что он имеет власть над божеством2 . Далее жрец удовлетворял и другим потребностям ди- каря; последний обращался к жрецу за объяснением причин раз- личных разрушительных действий природы, просил объяснять смысл знаменательных снов, разгадать будущее, — и жрец не отка- зывался удовлетворять желанию просителя, потому что он за эти услуги пользовался приношениями просителей. Как он удовлетво- рял просьбе просителя — это вопрос другой. Причины разрушитель- ных действий природы он, конечно, не мог знать по своему неве- жеству, и если объяснял разрушительные действия, то причину их находил в божестве — фетише, т. е. камне или деревяшке. Сны также объяснял по усмотрению, как и угадывал будущее. Чтобы при- дать более значения своим объяснениям и гаданиям, жрец ссылался на авторитет божества, которое открыло ему эти тайны вследствие заклинаний. Неисполнение предсказаний нисколько не смущало жреца; вследствие заклинаний божества он находил благовидные причины неисполнения предсказанного. Корыстное чувство заставляло часто жреца выставлять свои обя- занности и труды тяжелыми и опасными; обязанности эти часто сопровождались страшными обрядами, исступлением и конвульсия- ми жреца при приближении, по его словам, божества и проч. 3 Из этих кратких замечаний видно, что с появлением жреца яви- лась и магия, выражающаяся в заклинаниях, в таинственных сло- вах, в ведении воли божества, в толковании снов, в гадании о буду- щем и т. п. В этих начатках магии видны только грубость, невеже- ство и обман легковерной массы со стороны жрецов, недобросовест- ность, шарлатанство и обман которых извиняются только их совер- шенной неразвитостью, грубостью и невежеством. С течением времени магия принимает гораздо более широкие размеры. В это время магик повелевает и управляет духами, совер- шает чудеса, исцеляет от болезни и т. п.
Нил, Архиеписк. Ярославский. Буддизм. СПб., 1858 г., с. 241. Сauche, Rel. de l’ile Madagascar. Leveque, Excurs. sur le schamanisme, 298.
168
По преданиям и легендам буддийским, древние шаманы пред- ставляются глубокими знатоками черной и белой магии. Шаманы умели, посредством магии, изгонять злых духов из домов. Бук или домовой, поселившись в юрте, не давал покоя живущим в юрте ни днем, ни ночью. Один только шаман может изгнать из жилища Бу- ка. Онгоны злые, или души злых людей, наносят поветрия, причи- няют тяжкие болезни, губят людей, изнуряют скот: словом, они бич того племени, в котором они водворились. Шаман может посред- ством магии изгонять и онгонов не только из человека, но и из жи- лища. Добрых духов шаманы через магию же умеют умилостив- лять. Таким образом, шаманы посредством магии властвуют над ду- хами. Этого мало. Они могут творить чудеса. Мы укажем на неко- торые из этих чудес: они могут исцелять всех родов болезни и не- достатки. Могут производить белое тяжеловесное семечко (пыл- ден), обладающее притягательной силой. Они умеют производить зелено-желтые изумительных свойств пилюли. Пилюли эти, равно как и пылден, считаются даром неба и по его благословению они зарождаются то в волосах у пустынножителей, то в священных кни- гах, а иногда падают с неба; чаще же добываются руками правед- ников из той пещеры, в которой дни невинности проводил Шара бичли бакши. Пылден и пилюли влагаются в уста умирающему, что- бы избавить его от влияния демонов и открыть путь к счастливой будущности. Они могли, т. е. шаманы, резать тело у себя и у других без малейших вредных последствий. Шаманы могли летать по под- небесью. Знали тайну становиться невидимыми, когда только захо- тят. Они имели доступ и проходили все места и на земле и под зем- лей. Они могли все видеть, предвидеть. Несомненно, что они имели власть и над животными. Итак, шаманы при посредстве магии зап- равляли чуть ли не всем миром. Если верить всем легендам буд- дийскпм о магии шаманов, то невольно необходимо удивиться их могучей силе, почти безграничной власти и тому дару ведения, ко- торым они наделены были вследствие знания магии. Странным представляется здесь один очень замечательный факт, на который нельзя не обратить внимания. По естественным законам мышления, могущество и ведение шаманов, добытые посредством магии, должны развиваться все более и более; а между тем факт говорит противное. С течением времени магическое могущество шаманов начало падать и наконец совершенно поражено Шигему- нием. Из легенд буддийских видно, что Шигемуни, явившись на пирше- ство, на котором все лучшие места были заняты шаманами, взгля- нул гневно на шаманов, — и последние поколебались, как былинки, и мгновенно очутились за дальнейшими рядами, будучи отброше- ны туда невидимой силой. Этот скандал, совершившийся с шестью- стами человек, всех, исключая шаманов, изумил. Привыкши с дет- ства к оргиям, шаманы думали, что Шигемуни произвел не более,
как потешный фокус, — и потому, желая занять прежние места, они ринулись сквозь ряды. Но напрасно. Жалкие ратоборцы принужде- ны были уступить победу Шигемуни. Далее, когда шаманы хотели умыть, по обычаю, руки, вода окаменела. Во время самого пирше- ства, подносимые им блюда так быстро улетали, что им не удава- лось даже и прикоснуться к блюдам. Эти мистификации заставили шаманов бежать. Шаманы решились вступить в борьбу или, по край- ней мере, вступить в спор с Шигемунием. Правда, что Шигемуни сна- чала бегал от шаманов, но наконец покончил с шаманами дело в несколько часов. Не удостоив шаманов, которые явились для диалек- тического спора, ни словом, ни взглядом, Шигемуни решил участь шаманов одним мановением руки. Как только он коснулся своего седалища, оно потряслось и вместе с тем раздался дикий голос, по- хожий на рев слона: вышел из земли огонь, и явились гении, кото- рые в виде грозных богатырей ринулись на шаманов и стали по- ражать их. Несчастные искали спасения в бегстве; но река прегра- дила им путь, — и они почти все погибли1 . Кто сколько-нибудь мыслящий поверит, что все эти легенды ис- тинны, а не вымысел буддистов? Борьба шаманов с буддистами не- сомненно была и буддизм наконец одержал верх. Но верить легенде о борьбе Шигемуния с шаманами совершенно нелепо. Буддийские книги, как и мифология Греков, переполнены такими чудесами, ко- торым нет никакой ни возможности, ни надобности верить. О бра- минах, факирах индийских, подвизающихся в настоящее время, рас- сказывают тоже очень много чудесного, но кто же станет верить этой болтовне рассказчиков. Магию фетишей мы постараемся объяснить естественным обра- зом. Средоточие фетишского культа составляет, как мы видели, вол- шебство. Фетишист, желая владычествовать над явлениями при- роды и действиями злых духов, враждебных его желаниям и целям, старается достигнуть этого владычества волхвованиями и заклина- ниями. Заклинания бывают нескольких родов: заклинания приро- ды, заклинания божества, заклинания злых духов и заклинания от- шедших душ. В первом случае волшебник или магик стремится ис- пытать магическую силу воли над силами природы и, конечно, ни- когда не достигает своей цели, потому что погода напр., или ветры никогда не изменяли своего естественного, совершающегося по за- конам природы, течения вследствие заклинания волшебников. Са- ми магики убедились потом в этом, перестали рассчитывать на ма- гическую силу воли, а начали присматриваться к явлениям приро- ды, изучать их законы и причины и таким образом положили на- чало белой магии. В последних трех случаях магик старается под- чинить своему желанию и поставить от себя в зависимость божест- во. Если магики хоть сколько-нибудь понимали, что подчинить себе
Эти сведения о шаманах и их борьбе с Шигемунием заимствованы нами из соч. «Буд- дизм» Нила, Архиепископа Ярославского.
божество — вещь немыслимая, — а это с течением времени они поняли, то это было в высшей степени низко с их стороны потому, что они обманывали массу и оскорбляли уважаемое ими божество. Далее магик старался разрушить враждебную силу злых духов си- лой воли, доведенной до высшего напряжения и энергии и господ- ствовать над этими воображаемыми силами. Как злые духи, так души усопших, по мнению фетишистов, скитаются ночью по разным ме- стам и обитают во внутренности земли, в расселинах, безднах, го- рах, рощах, в солнце, звездах и проч., — и стараются причинить вред человеку. И потому из опасения вредных действий от душ усопших и злых духов (напр., Онгонов и Бука шаманы заклинали и изгоняли), то молились им, то заклинали и изгоняли их. Волшебство или заклинание производилось или просто выраже- нием воли заклинателя, как делают напр. заклинатели ветров и погоды, встречающиеся во всех естественных религиях, или употре- блением особенных внешних средств при помощи магических прие- мов и орудий. Из этой формы естественной религии вышли предзна- менования (во сне), предсказания, ворожба, рассказы о чудесах ма- гиков (напр. низведение луны с неба) и удержались и на высших ступенях естественной религии. Очевидно, что стремления волшеб- ников владычествовать над духами и душами усопших не что иное, как жалкая борьба человека с пустыми призраками собственного воображения. С течением времени магики вступили в дружеские сношения с злыми духами, но эти сношения такая же пустая мечта, как и борьба. Что такое, в самом деле, заклинания? Божеству не было расчета сообщать жрецам эти таинственные заклинания, потому что жрецы старались подчинить себе божество. Да и мог ли бог-фетиш сооб- щить что-нибудь? Волшебники заклинали злых духов, и поэтому уже духи не сообщили бы из собственных расчетов. Очевидно, что заклинание — собственное изобретение колдунов. Итак, можно ли им дать какое-нибудь значение? Очевидно, нельзя. Что же это были бы за духи и божества, которые, по самому понятию о них, должны быть выше человека, но которые подчиняются ему из-за нескольких слов? Каким путем дошли волшебники до такого таинственного ве- дения? И чего мог добиться человек от такого божества, которое бы- ло камень или дерево? Духов и усопших душ волшебник тем более не мог заклинать. Понятно, что заклинания посредством таинст- венных слов — очевидная нелепость. И если волшебники действи- тельно употребляли какие-нибудь таинственные слова при так назы- ваемых заклинаниях, то это не более как жалкое самообольщение волшебников. Если же этих слов вовсе не было, а только волшебни- ки обманывали народ, в таком случае они были самыми низкими людьми, тем более, что им народ слишком доверял. Еще несостоя- тельнее был заклинание и волхование при посредстве внешних ору- дий, конечно, магических, или приемов. Это самое жалкое состоя-
ние волшебника. Волшебники или жрецы отличались от толпы одеж- дой, барабаном, палкой и т. п. На кудеснической одежде по обоим плечам. на спине между плечами и на рукавах снизу под локтями пришиваемы были замшевые или суконные привески. Эти привески исцеляли будто бы от болезней 1 . Одежда шаманов описана в «Буддизме» Нила, Архиепископа ярославского. Барабан был особенно устроен; но, к сожалению, мы не знаем этого устройства. Посредством насильственного потрясения нервов, одуряющих на- питков и чада, музыки и пляски, изнурительного поста и т. п., вол- шебник производит в себе то напряженное состояние духа, которое часто переходит в судороги, помешательство, падучую болезнь, и ко- торое, как думают, наиболее благоприятствует целям колдовства. Не жалкое ли это состояние? Через пользование упомянутыми сред- ствами ничего не в состоянии заколдовать: но что он с каждым ра- зом слабеет физически, тупеет умственно и растлевается нравствен- но, в этом нет никакого сомнения. Фетишизм с его представителя- ми-кудесниками существует еще и теперь у многих языческих наро- дов. В некоторых странах волшебство весьма развито. Там, где масса нисколько не развита, суеверна, заражена предрассудками, — там, говорим, волшебников очень много и они пользуются большим по- четом и значением. Напротив, где народ начинает развиваться, там кудесники постепенно падают.
∆ ∆ ∆
Это было у Самоедов. Смотр. «Памятник трудов правосл. благовестников русских с 1793 до 1853 г.». М., 1857 г. Стр. 72.
ГЛАВА XIХ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |