Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начатки магии на первых ступенях развития



2015-11-27 476 Обсуждений (0)
Начатки магии на первых ступенях развития 0.00 из 5.00 0 оценок





Человечества

 

 


языческих религиях, как только является на сцену жрец со


Â


своим посредничеством между человеком и божеством, появ-

ляются слабые отблески той магии и того колдовства, кото-


рые с постепенным развитием человечества достигли таких огром-


ных размеров.


И в лишенном света откровения человеке всегда есть потреб-


ность искания божества и его помощи, которому он старается удо-


влетворять, как знает. С дальнейшим развитием в дикаре является


более требовательности, он не удовлетворяется собственным пред-


ставлением о божестве и поклонении ему, — он ищет поверки и под-


тверждения своего верования, своего представления, своего убеж-


дения. Между тем в обществе всегда есть люди, которым доверяют и


которых уважают за их ум и опытность. К ним дикарь и обращается


в своих недоумениях о божестве — но не более.


Значить, здесь главную роль играют ум и опытность. С течением


времени эти люди делаются посредствующими между Богом и че-


ловеком, т. е. жрецами. Будучи созданы обществом, его религиоз-


ной потребностью, жрецы нередко брали верх над религиозной


потребностью человечества и вместо того, чтобы служить ей, они


злоупотребляли ею из-за личных видов. Из людей сведущих, опыт-


пых, жрецы дикого общества стараются составить особое сословие,


к которому нелегко открывается доступ. К этому ведет целый ряд


испытаний и очищений, которые постепенно приближают человека


к божеству; сюда относятся пост, истязания, долговременное приго-


товление и пр. 1 . Не сознавая нравственной силы своего звания, жре-


цы на этой ступени развития смотрят на свое звание, как на ре-


месло, дающее жрецу средства к жизни и вызывающее в среде,


его окружающей, любовь и уважение к нему. Желая закрепить за


собою право посредничества между божеством и человеком, жрецы


всегда старались возвысить в глазах массы свое звание, — и для


достижения этой цели прибегали к различным средствам. Мы уже


сказали, что для поступления в жреческое сословие, нужны были


особенные приготовления. Описывать их мы не будем, потому что


они не относятся к нашему вопросу; мы заметим здесь только, что


для поступления напр. в шаманы требовались особенные признаки,


которые составляют исключительную особенность некоторых. Ша-


маны говорят, что человек для поступления в их сословие должен

 



Lafiteau, Moeurs des Sauvages I, 330.

 

167


 


иметь внутреннее к тому призвание и особенное душевное настрое-


ние, т. е. частые обмороки, дичание, исступление и вообще характер


задумчивый, нелюдимый и мрачный. Кроме этого, требовалась еще


известного рода ловкость1 . Понятно, что здоровый физически и


нравственно человек не имел прав на поступление в жрецы. Дело в


том, что болезненное настроение духа необходимо было для жре-


ческих операций. Из практических расчетов жрецы доказывали мас-


се, что для общения с божеством и для посредничества между ним и


человеком необходимо таинственное ведение, знание воли божест-


ва и искусство умолять его. Жрец призывал божество при посред-


стве таинственных заклинаний и слов, которые никому, кроме жре-


ца, не были известны. Жрец, по его словам, мог заставить божество


исполнить известную просьбу, потому что он имеет власть над


божеством2 . Далее жрец удовлетворял и другим потребностям ди-


каря; последний обращался к жрецу за объяснением причин раз-


личных разрушительных действий природы, просил объяснять


смысл знаменательных снов, разгадать будущее, — и жрец не отка-


зывался удовлетворять желанию просителя, потому что он за эти


услуги пользовался приношениями просителей. Как он удовлетво-


рял просьбе просителя — это вопрос другой. Причины разрушитель-


ных действий природы он, конечно, не мог знать по своему неве-


жеству, и если объяснял разрушительные действия, то причину их


находил в божестве — фетише, т. е. камне или деревяшке. Сны


также объяснял по усмотрению, как и угадывал будущее. Чтобы при-


дать более значения своим объяснениям и гаданиям, жрец ссылался


на авторитет божества, которое открыло ему эти тайны вследствие


заклинаний. Неисполнение предсказаний нисколько не смущало


жреца; вследствие заклинаний божества он находил благовидные


причины неисполнения предсказанного.


Корыстное чувство заставляло часто жреца выставлять свои обя-


занности и труды тяжелыми и опасными; обязанности эти часто


сопровождались страшными обрядами, исступлением и конвульсия-


ми жреца при приближении, по его словам, божества и проч. 3


Из этих кратких замечаний видно, что с появлением жреца яви-


лась и магия, выражающаяся в заклинаниях, в таинственных сло-


вах, в ведении воли божества, в толковании снов, в гадании о буду-


щем и т. п. В этих начатках магии видны только грубость, невеже-


ство и обман легковерной массы со стороны жрецов, недобросовест-


ность, шарлатанство и обман которых извиняются только их совер-


шенной неразвитостью, грубостью и невежеством.


С течением времени магия принимает гораздо более широкие


размеры. В это время магик повелевает и управляет духами, совер-


шает чудеса, исцеляет от болезни и т. п.

 



Нил, Архиеписк. Ярославский. Буддизм. СПб., 1858 г., с. 241.

Сauche, Rel. de l’ile Madagascar.

Leveque, Excurs. sur le schamanisme, 298.

 

168


 


По преданиям и легендам буддийским, древние шаманы пред-


ставляются глубокими знатоками черной и белой магии. Шаманы


умели, посредством магии, изгонять злых духов из домов. Бук или


домовой, поселившись в юрте, не давал покоя живущим в юрте ни


днем, ни ночью. Один только шаман может изгнать из жилища Бу-


ка. Онгоны злые, или души злых людей, наносят поветрия, причи-


няют тяжкие болезни, губят людей, изнуряют скот: словом, они бич


того племени, в котором они водворились. Шаман может посред-


ством магии изгонять и онгонов не только из человека, но и из жи-


лища. Добрых духов шаманы через магию же умеют умилостив-


лять. Таким образом, шаманы посредством магии властвуют над ду-


хами. Этого мало. Они могут творить чудеса. Мы укажем на неко-


торые из этих чудес: они могут исцелять всех родов болезни и не-


достатки. Могут производить белое тяжеловесное семечко (пыл-


ден), обладающее притягательной силой. Они умеют производить


зелено-желтые изумительных свойств пилюли. Пилюли эти, равно


как и пылден, считаются даром неба и по его благословению они


зарождаются то в волосах у пустынножителей, то в священных кни-


гах, а иногда падают с неба; чаще же добываются руками правед-


ников из той пещеры, в которой дни невинности проводил Шара


бичли бакши. Пылден и пилюли влагаются в уста умирающему, что-


бы избавить его от влияния демонов и открыть путь к счастливой


будущности. Они могли, т. е. шаманы, резать тело у себя и у других


без малейших вредных последствий. Шаманы могли летать по под-


небесью. Знали тайну становиться невидимыми, когда только захо-


тят. Они имели доступ и проходили все места и на земле и под зем-


лей. Они могли все видеть, предвидеть. Несомненно, что они имели


власть и над животными. Итак, шаманы при посредстве магии зап-


равляли чуть ли не всем миром. Если верить всем легендам буд-


дийскпм о магии шаманов, то невольно необходимо удивиться их


могучей силе, почти безграничной власти и тому дару ведения, ко-


торым они наделены были вследствие знания магии.


Странным представляется здесь один очень замечательный факт,


на который нельзя не обратить внимания. По естественным законам


мышления, могущество и ведение шаманов, добытые посредством


магии, должны развиваться все более и более; а между тем факт


говорит противное. С течением времени магическое могущество


шаманов начало падать и наконец совершенно поражено Шигему-


нием.


Из легенд буддийских видно, что Шигемуни, явившись на пирше-


ство, на котором все лучшие места были заняты шаманами, взгля-


нул гневно на шаманов, — и последние поколебались, как былинки,


и мгновенно очутились за дальнейшими рядами, будучи отброше-


ны туда невидимой силой. Этот скандал, совершившийся с шестью-


стами человек, всех, исключая шаманов, изумил. Привыкши с дет-


ства к оргиям, шаманы думали, что Шигемуни произвел не более,

 

 



 


как потешный фокус, — и потому, желая занять прежние места, они


ринулись сквозь ряды. Но напрасно. Жалкие ратоборцы принужде-


ны были уступить победу Шигемуни. Далее, когда шаманы хотели


умыть, по обычаю, руки, вода окаменела. Во время самого пирше-


ства, подносимые им блюда так быстро улетали, что им не удава-


лось даже и прикоснуться к блюдам. Эти мистификации заставили


шаманов бежать. Шаманы решились вступить в борьбу или, по край-


ней мере, вступить в спор с Шигемунием. Правда, что Шигемуни сна-


чала бегал от шаманов, но наконец покончил с шаманами дело в


несколько часов. Не удостоив шаманов, которые явились для диалек-


тического спора, ни словом, ни взглядом, Шигемуни решил участь


шаманов одним мановением руки. Как только он коснулся своего


седалища, оно потряслось и вместе с тем раздался дикий голос, по-


хожий на рев слона: вышел из земли огонь, и явились гении, кото-


рые в виде грозных богатырей ринулись на шаманов и стали по-


ражать их. Несчастные искали спасения в бегстве; но река прегра-


дила им путь, — и они почти все погибли1 .


Кто сколько-нибудь мыслящий поверит, что все эти легенды ис-


тинны, а не вымысел буддистов? Борьба шаманов с буддистами не-


сомненно была и буддизм наконец одержал верх. Но верить легенде


о борьбе Шигемуния с шаманами совершенно нелепо. Буддийские


книги, как и мифология Греков, переполнены такими чудесами, ко-


торым нет никакой ни возможности, ни надобности верить. О бра-


минах, факирах индийских, подвизающихся в настоящее время, рас-


сказывают тоже очень много чудесного, но кто же станет верить этой


болтовне рассказчиков.


Магию фетишей мы постараемся объяснить естественным обра-


зом. Средоточие фетишского культа составляет, как мы видели, вол-


шебство. Фетишист, желая владычествовать над явлениями при-


роды и действиями злых духов, враждебных его желаниям и целям,


старается достигнуть этого владычества волхвованиями и заклина-


ниями. Заклинания бывают нескольких родов: заклинания приро-


ды, заклинания божества, заклинания злых духов и заклинания от-


шедших душ. В первом случае волшебник или магик стремится ис-


пытать магическую силу воли над силами природы и, конечно, ни-


когда не достигает своей цели, потому что погода напр., или ветры


никогда не изменяли своего естественного, совершающегося по за-


конам природы, течения вследствие заклинания волшебников. Са-


ми магики убедились потом в этом, перестали рассчитывать на ма-


гическую силу воли, а начали присматриваться к явлениям приро-


ды, изучать их законы и причины и таким образом положили на-


чало белой магии. В последних трех случаях магик старается под-


чинить своему желанию и поставить от себя в зависимость божест-


во. Если магики хоть сколько-нибудь понимали, что подчинить себе

 



Эти сведения о шаманах и их борьбе с Шигемунием заимствованы нами из соч. «Буд-


дизм» Нила, Архиепископа Ярославского.

 



 


божество — вещь немыслимая, — а это с течением времени они


поняли, то это было в высшей степени низко с их стороны потому,


что они обманывали массу и оскорбляли уважаемое ими божество.


Далее магик старался разрушить враждебную силу злых духов си-


лой воли, доведенной до высшего напряжения и энергии и господ-


ствовать над этими воображаемыми силами. Как злые духи, так души


усопших, по мнению фетишистов, скитаются ночью по разным ме-


стам и обитают во внутренности земли, в расселинах, безднах, го-


рах, рощах, в солнце, звездах и проч., — и стараются причинить вред


человеку. И потому из опасения вредных действий от душ усопших


и злых духов (напр., Онгонов и Бука шаманы заклинали и изгоняли),


то молились им, то заклинали и изгоняли их.


Волшебство или заклинание производилось или просто выраже-


нием воли заклинателя, как делают напр. заклинатели ветров и


погоды, встречающиеся во всех естественных религиях, или употре-


блением особенных внешних средств при помощи магических прие-


мов и орудий. Из этой формы естественной религии вышли предзна-


менования (во сне), предсказания, ворожба, рассказы о чудесах ма-


гиков (напр. низведение луны с неба) и удержались и на высших


ступенях естественной религии. Очевидно, что стремления волшеб-


ников владычествовать над духами и душами усопших не что иное,


как жалкая борьба человека с пустыми призраками собственного


воображения. С течением времени магики вступили в дружеские


сношения с злыми духами, но эти сношения такая же пустая мечта,


как и борьба.


Что такое, в самом деле, заклинания? Божеству не было расчета


сообщать жрецам эти таинственные заклинания, потому что жрецы


старались подчинить себе божество. Да и мог ли бог-фетиш сооб-


щить что-нибудь? Волшебники заклинали злых духов, и поэтому


уже духи не сообщили бы из собственных расчетов. Очевидно, что


заклинание — собственное изобретение колдунов. Итак, можно ли


им дать какое-нибудь значение? Очевидно, нельзя. Что же это были


бы за духи и божества, которые, по самому понятию о них, должны


быть выше человека, но которые подчиняются ему из-за нескольких


слов? Каким путем дошли волшебники до такого таинственного ве-


дения? И чего мог добиться человек от такого божества, которое бы-


ло камень или дерево? Духов и усопших душ волшебник тем более


не мог заклинать. Понятно, что заклинания посредством таинст-


венных слов — очевидная нелепость. И если волшебники действи-


тельно употребляли какие-нибудь таинственные слова при так назы-


ваемых заклинаниях, то это не более как жалкое самообольщение


волшебников. Если же этих слов вовсе не было, а только волшебни-


ки обманывали народ, в таком случае они были самыми низкими


людьми, тем более, что им народ слишком доверял. Еще несостоя-


тельнее был заклинание и волхование при посредстве внешних ору-


дий, конечно, магических, или приемов. Это самое жалкое состоя-

 

 



 


ние волшебника. Волшебники или жрецы отличались от толпы одеж-


дой, барабаном, палкой и т. п. На кудеснической одежде по обоим


плечам. на спине между плечами и на рукавах снизу под локтями


пришиваемы были замшевые или суконные привески. Эти привески


исцеляли будто бы от болезней 1 .


Одежда шаманов описана в «Буддизме» Нила, Архиепископа


ярославского. Барабан был особенно устроен; но, к сожалению, мы


не знаем этого устройства.


Посредством насильственного потрясения нервов, одуряющих на-


питков и чада, музыки и пляски, изнурительного поста и т. п., вол-


шебник производит в себе то напряженное состояние духа, которое


часто переходит в судороги, помешательство, падучую болезнь, и ко-


торое, как думают, наиболее благоприятствует целям колдовства.


Не жалкое ли это состояние? Через пользование упомянутыми сред-


ствами ничего не в состоянии заколдовать: но что он с каждым ра-


зом слабеет физически, тупеет умственно и растлевается нравствен-


но, в этом нет никакого сомнения. Фетишизм с его представителя-


ми-кудесниками существует еще и теперь у многих языческих наро-


дов. В некоторых странах волшебство весьма развито. Там, где масса


нисколько не развита, суеверна, заражена предрассудками, — там,


говорим, волшебников очень много и они пользуются большим по-


четом и значением. Напротив, где народ начинает развиваться, там


кудесники постепенно падают.

 

 


∆ ∆ ∆

 



Это было у Самоедов. Смотр. «Памятник трудов правосл. благовестников русских с 1793 до


1853 г.». М., 1857 г. Стр. 72.


 


ГЛАВА XIХ

 




2015-11-27 476 Обсуждений (0)
Начатки магии на первых ступенях развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начатки магии на первых ступенях развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)