Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства
ПЛАН ЛЕКЦИИ: Топливная промышленность мира. Электроэнергетика мира. Металлургическая промышленность мира. Машиностроение. Химическая промышленность мира. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира. Легкая промышленность мира. Мировое сельское хозяйство. Транспорт мира. Вопрос 1.Топливная промышленность относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение для развития хозяйства заключается в обеспечении топливом других отраслей. Прежде всего это касается тепловой энергетики, входящей вместе с топливной промышленностью в единый топливно-энергетический комплекс, нефтехимии, металлургии, непосредственно использующих добываемое сырье. Топливная промышленность включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. Ее состав определяется видами добываемого топлива. а) Нефтяная промышленность. Более 4/5 всех запасов и около ½ добычи приходится на развивающиеся страны. Наибольшие запасы сосредоточены в Юго-Западной Азии (страны Ближнего и Среднего Востока) – 66%. Главные районы добычи: Персидский залив, Западная Сибирь, Мексиканский залив, Карибский бассейн. Страны лидеры по добыче нефти: Россия, США, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Мексика, ОАЭ, Венесуэла, Ирак, Великобритания. б) Газовая промышленность. Размещается преимущественно в развитых странах, однако растет добыча в развивающихся странах Наибольшие запасы сосредоточены в СНГ (Россия) – 33% и Юго-Западной Азии (Иран) – 25%. Главные районы добычи: Западная Сибирь, Северная Африка, Северная Америка, бассейн Северного моря. Страны лидеры по добыче природного газа: Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Узбекистан, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия. в) Угольная промышленность. Размещение запасов и добыча преимущественно в развитых странах. Наибольшие запасы сосредоточены в Северной Америке (США) – 33%, СНГ (Россия, Украина и Казахстан) – 22%, Зарубежной Европе (Германия, Великобритания) – 22%. Главные районы добычи: Восточная Сибирь, Китай, Индия, Северо-восток США, нспорт мира. хозяйство. я промышленность мира. Западная Европа. Страны лидеры по добыче угля: Китай , США, Россия, Польша, Индия, Австралия, Германия, ЮАР, Украина, Казахстан. Основными проблемами топливной промышленности являются: Ø истощение запасов минерального топлива (по расчетам, разведанных запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти – на 50, газа – на 65); Ø нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива (нарушение почвенного покрова, загрязнение отходами, потери нефти при транспортировке по трубопроводам и разлив при авариях танкеров и т.п.); Ø территориальный разрыв между районами добычи и потребления минерального топлива. В целях экономии топливных ресурсов разрабатываются ресурсосберегающие технологии (например, более глубокая переработка нефти), расширяется применение неисчерпаемых ресурсов (солнечной энергии). При этом осваиваются новые месторождения в северных районах, нефти и газа в шельфовой зоне Мирового океана. Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. ЕЕ значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплексной автоматизацией производства. Электроэнергетика играет важную районообразующую роль, являясь одним из современных факторов размещения производства. Производство и потребление электроэнергии растет быстрыми темпами, определяя уровень развития экономики в странах мира. По объемам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся, процентное соотношение составляет примерно 80 к 20. Среди регионов мира по выработке электроэнергии лидируют Северная Америка и Зарубежная Европа. Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются: США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Великобритания, Украина, Индия. По объемам выработки электроэнергии на душу населения безусловными лидерами являются: Норвегия (29тыс.кВт.ч), Канада (20тыс.кВт.ч), Швеция (17тыс.кВт.ч), США (13тыс.кВт.ч), Финляндия (11тыс.кВт.ч)при среднемировом показателе 2тыс.кВт.ч. Наименьшие показатели производства электроэнергии на душу населения в странах Африки, Китае и Индии. В структуре производства электроэнергии во всех регионах мира лидируют тепловые электростанции. Исключение составляет Латинская Америка, где преимущество отдается гидроэлектростанциям, что связано с природными условиями этого региона. Однако по странам мира структура выработки электроэнергии различна. Основными проблемами электроэнергетики являются: Ø истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание; Ø загрязнение и разрушение природной среды. Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов, аварий на АЭС. Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС (затопление земель и нарушение водного баланса территории, гибель рыб, изменение режима рек и растительного покрова). В целях решения этой проблемы активизируются научные исследования, проводится прогнозирование предполагаемых изменений. Решение проблемы истощения запасов минерального топлива видится в переходе к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии. Среди нетрадиционных источников энергии в настоящее время наиболее широко применяется геотермальная энергия. Для обогрева и теплоснабжения она используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Новой Зеландии, России. В 20 странах мира построены геотермальные электростанции. Наибольшую суммарную мощность они имеют в США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии, на Филиппинах. Используют солнечную энергию для строительства СЭС Франция, Испания, Италия, Япония, США. Использование приливной энергии еще не получило широкого распространения и находится на экспериментальной стадии. Пока в мире построены 4 приливные электростанции небольшой мощности (Франция, Россия, Китай, совместно США и Канада). Мощность ветровых электростанций достигла 2 млн кВт. ВЭС построены в США (Калифорния), Дании, Швеции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Испании, Греции, Канаде. К нетрадиционным источникам энергии можно отнести и синтетическое горючее, разрабатываемое на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомассы. Опты получения различных синтетических видов топлива есть в Германии, ЮАР, Венесуэле, Китае, Индии, Бразилии. Вопрос 3.Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами). На протяжении длительного времени развитие металлургии определяло экономическую мощь стран. Однако начиная с 70-х годов темпы ее развития в мире замедлились. Это связано, во-первых, с начавшимся процессом сокращения металлоемкости продукции; во-вторых, с применением новых конструкционных материалов, заменяющих металлы (пластмассы, композитные материалы). При этом сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике, а производство «металлов XX века» - кобальта, титана, бериллия и т.п.- обеспечивает развитие современных отраслей. Поэтому металлургия по-прежнему играет ведущую роль в экономике, обеспечивая потребности более чем в 70 различных металлах. Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции (проката листового металла, кабеля и др.). В состав металлургической промышленности входят две отрасли: черная металлургия и цветная металлургия, каждая из которых имеет свои особенности территориальной ориентации и размещения. Размещение предприятий черной металлургии определяется рядом факторов: 1) природно-ресурсным (сырьевым и топливным); 2) транспортным; 3) экологическим; 4) потребительским. В соответствии с этим сформировались следующие типы ориентации предприятий черной металлургии: Ø ориентация на территориальное сочетание месторождений каменного угля и железной руды характерна для комбинатов полного цикла, включающих все стадии производства – от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката (Великобритания, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Украина); Ø ориентация на каменноугольные бассейны связана с высокой потребностью производства в металлургическом коксе (Россия, США, Украина, Германия, Польша); Ø ориентация на железорудные бассейны связана с сокращением расходов кокса в связи с усовершенствованием доменного производства (Россия, Украина Китай, Бразилия, Мексика); Ø ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды связана с преодолением территориального разрыва между сырьевыми базами и производством в результате развития транспортной магистрали, освоением новых ресурсных районов, причем такая ориентация предопределила сдвиг металлургического производства к крупным морским портам (Россия, США, Япония, страны Зарубежной Европы); Ø ориентация на потребителя связана с появлением мини-заводов и развитием передельной металлургии (США, Япония, Италия, Испания, Мексика, Бразилия). Влияние экологического фактора проявляется в перемещении части предприятий черной металлургии, как одного из самых «грязных» производств, из развитых в развивающиеся страны. Размещение предприятий цветной металлургии связано с разнообразием сырьевой базы. Ø Выплавка тяжелых металлов (меди, олова, цинка, свинца) в основном ориентирована на сырьевой фактор, так как содержание полезного компонента в руде низко (менее 1-2%). С этим связано развитие медной промышленности в Чили, Заире, Замбии, Перу; оловянной – в Малайзии и Индонезии, а также сосредоточение предприятий цветной металлургии в районах добычи сырья в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Польше, Испании. При этом в развивающихся странах преобладают нижние стадии производства (добыча руды, производство концентрата и чернового металла), в развитых – верхние стадии (выплавка металла и производство конечного продукта). Поэтому особую роль в размещении предприятий по производству тяжелых цветных металлов приобрел транспортный фактор, способствующий перемещению их к морским портам. Это характерно для стран Западной Европы, США, Японии, ориентированных на сырье из развивающихся стран. Использование вторичного сырья усилило влияние потребительского фактора. Проявление экологического фактора заключается, как и для черной металлургии, в выносе «грязного» производства в развивающиеся страны. Ø Выплавка легких металлов (алюминия, титана, магния, бериллия и др.) не так привязана к сырьевой базе, поскольку содержание полезного компонента в руде составляет 40-60%. Главный фактор – энергетический, поскольку это очень энергоемкое производство. Поэтому выплавка легких металлов ведется в основном в развитых странах. Связь между районами добычи и потребления сырья осуществляется транспортными перевозками, поэтому транспортный фактор оказывает большое влияние на размещение производства. Металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние на все компоненты природной среды, и к одному из самых «грязных» производств. Поэтому именно в этой отрасли начали применять такие природоохранные технологии, как замкнутое оборотное водоснабжение, малоотходное производство на основе комбинирования, методы химической очистки. Важным шагом явилось сокращение доменного производства и развитие электрометаллургии, являющейся наиболее экологически чистой. Решению экологических проблем способствует также использование вторичного сырья и сокращение металлоемкости производства. Вопрос 4.Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря. По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить: 1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.); 2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов); 3) приборостроение; 4) производство технологического оборудования и т.п. В зависимости от технологии производства выделяются: Ø трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли); Ø металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое машиностроение и пр.) Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить: Ø фактор трудоемкости; Ø фактор наукоемкости; Ø сырьевой фактор; Ø потребительский фактор; Ø транспортный фактор; Ø фактор территориальной концентрации. В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше). Точное машиностроение концентрируется в больших городах и агломерациях, научных центрах. Здесь же в соответствии с потребительским фактором сосредоточено производство бытовой техники. Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около ⅔ его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущими странами по их производству являются Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корей. Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. Вопрос 5.Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От ее развития во многом зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство – минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население – разнообразными бытовыми химическими средствами. Продукция химической промышленности способствует повышению эффективности производства в целом, поскольку новые современные материалы значительно превышают по качеству давно используемые. Активное применение новых материалов и постоянное увеличение потребности в них повышают темпы развития химической промышленности, и в настоящее время она представляет собой наряду с машиностроением одну из самых динамичных отраслей. Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав: а) Горнохимическая промышленность (добыча сырья: апатитов, серы, фосфоритов, каменных солей); б) Основная химия (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений); в) Химия органического синтеза (производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука, химических волокон) и их переработка); г) Прочие отрасли (бытовая химия, микробиологическая, парфюмерная, фармацевтическая промышленность). Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природную среду. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырье, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она производит вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановления почв. С другой стороны, она относится к числу наиболее «грязных» производств, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий. Вопрос 6.Лесная и деревообрабатывающая промышленность – одна из самых старых отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли хозяйства конструкционными материалами и сырьем. Это назначение отрасли сохранилось Джо наших дней, однако приобрело насколько иной характер. Сократилось использование древесины в качестве строительного материала и возросли объемы глубокой переработки древесины. Сегодня древесина перерабатывается в фанеру, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Лесная и деревообрабатывающая промышленность включает в себя следующие отрасли: а) Лесозаготовка; б) Первичная обработка древесины: Мебельная промышленность; Целлюлозно-бумажная промышленность. Особенности размещения определяются сырьевым фактором, что объясняет размещение предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности в странах, богатых лесными ресурсами. Наряду с этим фактом важную роль в размещении мебельных производств играет потребительский фактор, а целлюлозно-бумажных предприятий – фактор обеспеченности водными ресурсами и дешевой электроэнергией. Страны-экспортеры древесины: Канада, США, Россия, Скандинавские страны. Страны-импортеры древесины: Япония, страны Зарубежной Европы, отчасти США. В последнее время значительно возрос экспорт тропической древесины из Малайзии, Бразилии, Индонезии, Филиппин, Папуа-Новой Гвинеи. Экологические проблемы лесной и деревообрабатывающей промышленности связаны с: Ø увеличивающимся объемом заготовки древесины (особую опасность представляет вырубка тропических лесов – так называемых «легких планеты»); Ø недостаточным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления; Ø недостаточными по сравнению с масштабами вырубки лесовосстановительными работами; Ø значительным загрязнением водных объектов сбросами предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Вопрос 7.Легкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами (тканями, нитями и др.). Легкая промышленность непосредственно влияет на уровень жизни людей. Основные особенности этой отрасли: трудоемкость и небольшие размеры предприятий, не требующих большого расхода воды и электроэнергии. Это позволяет, во-первых, решать задачи обеспечения населения (преимущественно женского) рабочими местами, и во-вторых, строить предприятия в странах и районах с ограниченными водными и энергетическими ресурсами. Легкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей. Их можно объединить в следующие группы: Ø Первичная переработка сырья; Ø Текстильная промышленность; Ø Швейная промышленность; Ø Обувная промышленность. Такая группировка отраслей объясняется особенностями размещения предприятий легкой промышленности, поскольку: Ø для отраслей первичной переработки сырья (хлопка, льна, шелка, шерсти, кожи) главный фактор размещения связан с сельскохозяйственным производством (то есть сырьевой базой); Ø для швейной и обувной – это потребительский фактор; Ø для текстильной промышленности – сочетание, в зависимости от производственных стадий, двух указанных факторов. Текстильная промышленность – ведущая отрасль легкой промышленности. Эта отрасль представлена во всех странах, но уровни ее развития различны: от кустарного до современного механизированного производства. Для многих стран эта отрасль является традиционной. В мире сложилось пять регионов текстильной промышленности: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон, а шерстяная, шелковая и льняная отрасли имеют меньшее значение. Совокупный выпуск готовой продукции достиг 115 млрд м2 в год. Ведущими странами в производстве являются: США, Китай, Индия, Россия, Япония, Германия, Италия, Республика Корея, Франция, Бразилия. По выпуску отдельных видов тканей лидируют страны «первой десятки»: Ø хлопчатобумажные ткани – Китай Индия, Россия; Ø шерстяные ткани – Италия и Россия; Ø шелковые ткани – США, Япония и Китай; Ø ткани их химического волокна – США.
В развитии легкой промышленности в целом, и в том числе в текстильной, наметились определенные тенденции, которые в перспективе могут изменить ее отраслевую и территориальную структуру. 1) Снижение темпов роста производства тканей из химических волокон и расширение производства натуральных тканей. 2) Резкое возрастание доли развивающихся стран в производствах текстильной и швейной промышленности. 3) Использование дешевой рабочей силы развивающихся стран путем открытия в них филиалов предприятий стран Запада. 4) Расширение ассортимента выпускаемой продукции в развивающихся странах и повышение ее качества в связи с техническим переоснащением производства.
Вопрос 8.Сельское хозяйство – древнейшая и наиболее распространенная отрасль материального производства, поскольку основное ее назначение – обеспечение населения продуктами питания. Кроме того, сельское хозяйство является сырьевой базой для отраслей легкой и пищевой промышленности. Особенности сельского хозяйства связаны: Ø с сезонностью производства; Ø с решающим влиянием природных условий на отраслевую структуру и размещение; Ø с тем, что земля – главное средство и одновременно предмет труда, а значит, от размеров площадей и качества почв зависит сельскохозяйственное производство. Структура сельского хозяйства: а) Растениеводство (зерновое хозяйство, производство технических культур и картофеля, овощеводство, садоводство и виноградарство); Растениеводство развито практически во всех природных зонах мира, кроме тундры, арктических пустынь и высокогорий. Современный уровень развития техники, выведение новых сортов позволяют расширить границы размещения отдельных сельскохозяйственных культур. География отраслей растениеводства зависит от: Ø наличия земель, пригодных для пашни, и их плодородия; Ø климатических условий; Ø биологических особенностей сельскохозяйственных культур. б) Животноводство (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство); Животноводство распространено почти повсеместно. Основная часть животноводческой продукции приходится на страны, расположенные в зоне умеренного климата. Размещение отраслей животноводства непосредственно зависит от кормовой базы, то есть от заготовок сочных кормов, сухих кормов (в т.ч. фуражного зерна) и силоса. Сельское хозяйство развитых стран отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации производства, применения биотехнологий, новейших методов селекции. Техническое перевооружение и интенсификация производства привели к увеличению доли крупных хозяйств с узкой специализацией. При этом сельское хозяйство носит индустриальный характер, поскольку включено в единый агропромышленный комплекс с переработкой, хранением, транспортировкой и сбытом продукции, а также производством удобрений и техники (так называемый агробизнес). Сельское хозяйство развивающихся стран более неоднородно и включает в себя: Ø традиционный сектор – потребительское сельское хозяйство преимущественно растениеводческого направления с мелкими крестьянскими хозяйствами, обеспечивающими себя продуктами питания; Ø современный сектор – товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами, с использованием лучших земель и наемной рабочей силы, с применением современной техники, удобрений, основная продукция которых ориентирована на внешний рынок. Высокая доля традиционного сектора в сельском хозяйстве развивающихся стран определяет их существенное отставание в развитии этой отрасли. «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она охватило все страны мира, получив широкое распространение в 60-х годах. Родоначальницей «зеленой революции» принято считать Мексику, где был создан Международный центр по улучшению сортов пшеницы и кукурузы. «Зеленая революция» включает: Ø выведение новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур; Ø осуществление ирригационных проектов; Ø широкое применение современной техники, удобрений, средств защиты растений. Зеленая революция» в развивающихся странах несколько ослабила остроту продовольственной проблемы, так как повышение урожайности привело к увеличению производства продуктов питания. Однако она носит «очаговый» характер и охватила лишь Мексику, ряд стран Южной и Юго-Восточной Азии, не затронув другие регионы. Кроме того, «зеленая революция» имеет определенные негативные социальные и экологические последствия, связанные со снижением роли мелких крестьянских хозяйств и увеличением «нагрузки» на землю. Влияние сельскохозяйственного производства на природную среду огромно. К нему можно отнести: Ø эрозию земель в результате неправильной распашки, перевыпаса скота, применения тяжелой техники; Ø загрязнение почв из-за неконтролируемого использования минеральных удобрений и ядохимикатов; Ø загрязнение вод неочищенными стоками животноводческих ферм; Ø нарушение растительного покрова вследствие освобождения территории под сельхозугодия; Ø нарушение водного баланса отдельных территорий вследствие неправильного проведения мелиоративных работ.
Вопрос 9.Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда. Значение транспорта состоит в том, что он: 1) обеспечивает связь между районами производства и потребления товаров и услуг; 2) воздействует на размещение производства; 3) способствует специализации и кооперированию производства стран и районов; 4) способствует развитию процессов международной интеграции; 5) обеспечивает развитие всех форм международных экономических и культурных связей. В современный период, характеризующийся активными международными интеграционными процессами, роль трансорта возросла. Поэтому транспорт стал объектом активного внедрения научно-технических разработок. В эпоху НТР: Ø увеличилась пропускная способность транспортных путей; Ø появились принципиально новые транспортные средства большей грузоподъемности и скорости передвижения (скорости поездов на железных дорогах Японии, Франции, Германии значительно превышают 200 км/ч; современные супертанкеры имеют грузоподъемность 200-500 тыс. тонн); Ø построены новые виды транспортных путей (подводные тоннели под проливом Ла-Манш и между островами в Японии, по дну морей и океанов проложены подводные кабельные линии и трубопроводы); Ø широкое развитие приобрели контейнерные перевозки. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В рамках этой системы взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и регионы мира. Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.
Виды транспорта группируются следующим образом: Транспорт а) Сухопутный: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный; б) Водный: морской, речной; в) Воздушный.
1) Автомобильный транспорт зародился в начале XX века. Это наиболее дорогой вид транспорта, обладающий большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог 24 млн.км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире 180 км на 100 км2 территории. Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании. Самый высокий уровень автомобилизации – в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта. 2) Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают: Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют: Россия, США, Китай, Канада, Польша. В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, - к расширению. 3) Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX века. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»). 4) Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% - всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ. Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок: Ø Европа - Северная Америка; Ø Европа - Южная Америка; Ø Африка - Европа. По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых «дешевых флагов»: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы. Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерны для развитых стран: Роттердам, Гамбург, Иокогама, Гданьск, Бомбей, Бангкок5, Александрия, Монреаль, Сидней, Новороссийск) и специализированные (характерны для развивающихся стран; обеспечивают погрузку экспортного товара: Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Таминико в Мексике, Валдиз на Аляске). Важное значение для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы). 5) Речной транспорт наибольшее развитие получил в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта. Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран). Многие речные бассейны имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали: Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др. В настоящее время широко используются суда типа «река-море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов. 6) Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. По размерам пассажирооборота выделяются страны: США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия. Крупнейшие аэропорты мира – Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Лондон (Хитроу). Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе. Главные направления воздушных трасс: Ø Европа – Северная Америка; Ø Европа – Южная Америка; Ø Европа – Ближний Восток; Ø Европа – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия; Ø Европа – Африка; Ø США – Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия; Ø США – Южная Америка. Функционирование транспорта в значительной степени зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду сильное отрицательное воздействие. Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы. Он дает 60% всех вредных выбросов (это окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд тонн углекислого газа. Воздушный транспорт загрязняет атмосферу шлейфами от самолетов, содержащими вредные для окружающей среды выбросы двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами. Морские перевозки нефти привели к значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу. Основные пути решения экологических проблем: Ø разработка новых видов транспортных средств; Ø совершенствова
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |