Источники трудового права
Источники трудового права - это система нормативных актов, создаваемых или санкционированных государством в целях регулирования трудовых отношений. В ряде случаев в формировании источников трудового права принимают участие негосударственные (корпоративные) органы (профсоюзы, организации работодателей) и работодатели - физические лица. Источники трудового права можно подразделить на акты федерального законодательства и акты законодательства субъектов Российской Федерации. Сегодня в России основное значение имеет федеральное трудовое законодательство. Законодательство о труде субъектов Федерации находится Вначале рассмотрим федеральное трудовое законодательство. В понятие «законодательство» входят законы и подзаконные нормативные правовые акты. Приоритетное значение имеют законы, а высшей юридической силой обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы. С точки зрения законодателя Конституция и федеральные конституционные законы не включаются непосредственно в число источников трудового права, а являются их исходной основой. Особая роль в установлении фундаментальных основ правового регулирования труда принадлежит Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством и закрепляет права человека в области труда. Эти права согласно Конституции являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и порядок применения всех законов и подзаконных актов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Исполнение указанных прав обеспечивается правосудием. Конституционные основы правового регулирования труда в РФ непосредственно определены ст. 7, 37, 30, п. «к» ст. 72 Конституции РФ. Не менее 18 статей Конституции РФ имеют косвенное отношение к правовому регулированию труда, (ст. 15, 17, 18, 19, п. 1 ст. 21, 27, 32, 34, 41, 42, 43, 45, 46, 53, 55, 62, п. «в» ст. 71, 76). При оценке роли Конституции РФ в определении основ правового регулирования труда следует учитывать положение ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы и иные правовые акты не должны противоречить Основному закону. Составной частью правовой системы Российской Федерации и источником трудового права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации Россия ратифицировала более 60 международных соглашений, содержащих нормы трудового права. Это акты ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ, двухсторонние международные договоры (главным образом соглашения о правах работников-мигрантов). Как это вытекает из Конституции РФ (ч. 4 ст. 15, п. 6 ст. 125 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ), указанные акты имеют приоритет Международные стандарты труда, признанные РФ, весьма важны. Они оказали значительное влияние на формирование основных принципов правового регулирования труда, способствуют усилению защищенности российских работников, улучшению условий их труда. Для применения норм международных договоров РФ, как правило, не требуется издания дополнительных законов или иных нормативных актов. Если международные договоры имеют самоисполняющийся характер, они применяются непосредственно. Для осуществления договоров или их отдельных положений, требующих издания внутригосударственных актов, в Российской Федерации должны приниматься соответствующие правовые акты (п. 3 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»). Из ст. 5 ТК РФ следует, что центральное место в системе источников трудового права России занимает акт кодифицированного законодательства - Трудовой кодекс РФ. Данная статья рассматривает Конституцию РФ и федеральные конституционные законы как первооснову правового регулирования труда, а в иерархии источников трудового права на первое место ставит именно Кодекс. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий надлежит применять Кодекс. Более того, установлен приоритет Кодекса по отношению к любому другому федеральному закону. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс. Все это говорит о том, что ТК РФ составляет фундамент российского трудового права. Он содержит все основные, основополагающие нормы, относящиеся к правовому регулированию труда. Действующий ныне Трудовой кодекс - пятый кодификационный акт трудового законодательства в истории нашей страны. Его предшественниками были КЗоТы 1918 г., 1922 г., 1971 г., Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г. По сравнению с прежними кодификационными актами ТК РФ - самый обширный по объему. Он существенно отличается от кодексов советского периода, как по структуре, так и по содержанию. Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Части Кодекса не имеют названия. Но по смыслу первую часть Кодекса можно назвать общей, вторую и третью - особенной, четвертую - специальной, пятую - защитно-процессуальной, а шестую - заключительной. Часть первая Кодекса содержит один раздел, озаглавленный «Общие положения», две главы, 22 статьи. Часть вторая - один раздел «Социальное партнерство в сфере труда», 7 глав, 33 статьи. Часть третья - 9 разделов, Следующее после Кодекса место в иерархии правовых актов занимают законы. Число их приближается к 10. Огромное их большинство было принято в последнее десятилетие прошлого века, т.е. уже после крушения советской системы. Назовем важнейшие из них: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. ФЗ от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями; Наряду с актами трудового законодательства в это время были приняты комплексные законы, содержащие нормы трудового права. Важнейшие из них: Закон об основах государственной службы, Закон об образовании, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Закон об акционерных обществах, Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. На ступеньку ниже законов в системе нормативных актов - источников трудового права стоят указы Президента РФ, который издает нормативные акты по широкому кругу вопросов, в том числе и по вопросам труда. Среди указов Президента РФ стоит назвать Указ «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего от 9 марта 1996 г.; Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» Важное место в системе нормативных актов по труду занимают постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, следующие по своей юридической силе после указов Президента РФ. Нормативные акты Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения оперативных вопросов во исполнение и на основе принятых законов и актов Президента РФ. Примеры правительственных постановлений, затрагивающих вопросы труда и трудовых отношений: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации общественных работ» от 14 июля 1997 г., № 875. Постановление Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» от 14 февраля 2003 г., № 101. Постановление Правительства РФ «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных унитарных предприятий» от 16 марта 2000 г., № 234. В актах Правительства содержатся, в числе прочего, нормы, обязывающие работодателей, органы управления к определенным действиям либо устанавливающие защиту работников по какому-либо вопросу. Среди нормативных правовых актов федеральных органов На Министерство труда РФ была возложена задача разработки и реализации государственной политики в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, охраны труда, предотвращения трудовых споров. Минтруда приняло большое число постановлений по вопросам, относившимся к его компетенции, разъяснений о применении законодательства о труде, а также актов рекомендательного характера, имевших целью сориентировать практику по тем или иным неясным вопросам. Акты Минтруда РФ содержат значительный массив действующих норм по заработной плате, организации и нормированию труда, рабочему времени, времени отдыха, направленных на дополнение и конкретизацию положений законов и правительственных актов. Эти постановления нередко уточняют содержащиеся в законодательстве положения, условия применения норм законов и правительственных актов. Например, постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Еще одно направление деятельности Министерства труда -урегулирование оперативных вопросов, затрагивающих интересы всех работников независимо от отрасли экономики, например, разъяснение Минтруда РФ от 25 ноября 1993 г. «Об отпусках работающих по совместительству». Наряду с актами Министерства труда РФ действуют нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые издают иные отраслевые федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства, комитеты РФ). Эти акты распространяются только на работников соответствующих отраслей. Вместе с тем некоторые ведомства, например, Минфин РФ, могут издавать по отдельным вопросам акты межотраслевого характера. Нормативные акты органов местного самоуправления, которые эти органы принимают в пределах своей компетенции, касаются обычно вопросов занятости, времени начала и окончания работы учреждений торговли, транспорта, бытового обслуживания, некоторых условий труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета. Коллективные соглашения заключаются на двухсторонней Коллективные договоры заключаются в организациях работниками и работодателями в лице их представителей и регулируют социально-трудовые отношения в организации. Они конкретизируют, улучшают централизованные акты, приспосабливают их к условиям конкретных организаций с учетом их финансовых и иных возможностей. Специфика данного источника трудового права заключается в том, что коллективные договоры устанавливают нормы на основе соглашения представителей работников и работодателей. Коллективные договоры - полноценный источник трудового права, содержащий значительную часть действующих норм этой отрасли, но в отличие от авторитарных источников трудового права коллективные договоры принимаются не политическими органами (парламентом, органами исполнительной власти), а совместно сторонами трудовых отношений и являются (как и коллективные соглашения) одновременно и актами, приобретающими обязательную юридическую силу, и соглашениями работников и работодателей. Перечень источников, перечисленных в ст. 5 ТК РФ, завершают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Эти акты (правила внутреннего трудового распорядка, премиальные положения, графики сменности, штатное расписание, должностная инструкция, график отпусков, табели учета рабочего времени) являются актами хозяйской власти, которой государство придает юридическое значение, обязательную силу для работников организации, и которые, распространяются на неопределенный круг субъектов. В отношении ряда актов (например, правил внутреннего трудового распорядка) законодательством установлено, что работодатель при принятии их обязан учитывать мнение представительного органа работников. Трудовой кодекс РФ (ст. 8) допускает возможность принятия локальных нормативных актов организаций по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или коллективным соглашением. Объявляются недействительными локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с Виды и нормативное содержание локальных нормативных актов, принимаемых работодателем, во многих случаях определены законодателем. В связи с признанием в Конституции РФ суда ветвью государственной власти (гл. 7, ст. 10) следует по-новому (по сравнению с советскими временами) решить вопрос о роли судебной практики в правовом регулировании труда. Советская доктрина о том, что судебная практика ни в коей мере не может быть источником права, в том числе трудового права, должна быть (как считают многие юристы) пересмотрена. Необходимость такого пересмотра вытекает из содержания Конституции РФ, которая сформировала механизм, обеспечивающий определенным судебным решениям всеобщее применение. Такие судебные решения приобретают, с точки зрения Конституции РФ, силу источников права. Для обоснования этой позиции можно привлечь следующие положения Конституции РФ. · Судам предоставлено право, проверять нормативные акты и признавать их недействительными (п. 2 ст. 120 Конституции РФ). Это положение Конституции РФ получило практическую реализацию в сфере правового регулирования труда. Так, решением Верховного Суда РФ · Право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Эти разъяснения восполняют пробелы правового регулирования труда. Суд может не применить закон, если он противоречит Конституции РФ. Такое решение делает закон или его отдельную статью недействительными. Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщающие судебную практику, дают обязательные для судов разъяснения, восполняют пробелы в законодательстве, обеспечивают единство судебных решений и их соответствие закону. Постановления Пленума Верховного Суда должны обязательно учитывать как суды, так и все другие правоприменительные органы. Ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ полностью или в определенной части посвящены правилам регулирования трудовых отношений. В течение длительного времени действовало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров (с последующими дополнениями). В этом постановлении были даны разъяснения по применению многих норм КЗоТа РФ и других правовых актов. По сути дела, это постановление дополнило ряд статей КЗоТа РФ и внесло новеллы в действовавшее трудовое законодательство. Судебную практику по применению ТК РФ обобщило Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Из других постановлений Пленума Верховного Суда, в которых затрагиваются вопросы правового регулирования труда, следует упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Это постановление подлежит применению в части, которая не противоречит ТК РФ. Как считают многие юристы, постановления Пленума Верховного Суда, которые обеспечивают правильное применение законодательства, восполняют его пробелы, толкуют нормы права, определяют порядок их применения всеми субъектами правоприменительной деятельности, дополняют некоторые нормативные положения, являются источниками трудового права. Конституционный Суд РФ призван рассматривать по запросам органов законодательной и исполнительной власти, а также по обращениям граждан вопросы о соответствии федеральных законов, актов Президента и иных правовых актов Конституции РФ. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ и, кроме того, проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такая проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов. В литературе существует мнение, что постановления В постановлениях Конституционного Суда РФ, принятых в 90-е годы прошлого века, содержалось немало положений, имевших прямое отношение к правовому регулированию труда. Эти постановления вносили, по сути дела, изменения в действовавший тогда Кодекс законов о труде, отменяя отдельные его нормы и положения, не соответствовавшие новой российской Конституции, принятой в 1993 г., а также международным актам по труду. Согласно ст. 423 ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Изданные до введения в действие ТК РФ (т.е. до 1 февраля 2002 г.) нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР В настоящее время в юридической литературе дебатируется вопрос о возможности признания прецедентов (решений судов по конкретным делам) источниками российского права. Традиционная точка зрения заключается в том, что судебный прецедент в принципе не может быть источником трудового права, ибо такое признание чуждо российской системе права, которая относится к семье права континентальной Европы. А системы национального права, относящиеся к этой семье (в отличие от англосаксонской правовой семьи), не признают прецедентного права. Но эту точку зрения разделяют не все юристы. Например, по мнению Р.З. Лившица, источником трудового права являются, по сути дела, все те судебные акты, которые реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений и должным образом опубликованы. К ним могут относиться решения Верховного Суда РФ по отдельным делам, носящие принципиальный характер и даже опубликованные решения нижестоящих судов, апробированные Верховным Судом РФ (при кассационном рассмотрении, при составлении обзоров судебной практики). Об изменении прежнего, сугубо отрицательного отношения В заключение рассмотрения федерального трудового законодательства отметим, что согласно ст. 5 ТК РФ акты трудового законодательства не могут противоречить актам, вышестоящим в иерархии правовых актов, составляющих источники трудового права. Что же касается локальных нормативных актов, то они признаются недействительными, если ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективными договорами и коллективными соглашениями. В соответствии с указанием Верховного Суда РФ, если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт,- подлежащий применению, не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. Специального внимания заслуживает вопрос о трудовом Существенное отличие советского трудового права и трудового права сегодняшней России состоит в том, что советское трудовое право было правом, по сути дела, унитарного государства - СССР. Трудовое же право России является правом действительно федеративного государства. Это не только провозглашено в ст. 1 Конституции РФ, но и реализовано при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Конституция РФ (ст. 71, 72) определила вопросы, которые относятся к исключительному ведению Федерации, вопросы, которые относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов, и вопросы, которые относятся к исключительному ведению субъектов Федерации. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Указанное конституционное положение конкретизировано в ст. 6 ТК РФ. В этой статье разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования труда. Законодатель выделил 13 главных направлений правового регулирования труда и установил, что они относятся к исключительному ведению федеральных органов исполнительной власти. Можно сказать, что эти направления составляют содержание федерального трудового законодательства, которое, как это вытекает из ст. 6 ТК РФ, должно включать следующие вопросы: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Законодатель однозначно определил приоритет и верховенство федерального трудового законодательства по сравнению с законодательством субъектов Федерации. В случае, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации противоречит федеральному законодательству либо снижает установленный им уровень трудовых прав и гарантий работникам, действует федеральное законодательство. Субъекты Федерации вправе принимать нормативные акты, содержащие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |