Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса



2015-12-04 1827 Обсуждений (0)
Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих случаях:

Парадокс Гиффена(Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)

Когда цена является показателем качества(В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

Эффект Веблена(Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Закон предложения

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение- это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется по трем временным интревалам:

Краткосрочный — до 1 года

Среднесрочный — от 1 года до 5 лет

Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)

2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель

S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

Выход на рынок новых фирм.

Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

Природные катастрофы

Политические действия и войны

Перспективные экономические ожидания

Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных це­нах на этот товар (англ. demand — спрос).

В экономике действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и на­оборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим поде­шевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести то­вар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомо­биль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В дан­ном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на авто­мобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием покупателей
повышения цен;

• для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых яв­
ляется средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни,
антикварные изделия и т.п.);

• при переключении спроса на более новые и качественные това­
ры (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры;
снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спро­
са на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 4.1 графически изображена за-

висимость между ценой костюма и величиной спроса на него в ма­газине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.

 

Цена, тыс. руб. Величина спроса, шт. 0,5 500 1,5 300 2,5 100

Если цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Из­менения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называе­мые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сто­рону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

• изменения в доходах населения. Если доходы населения растут,
то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне
зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачест­
венные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижи­
мость и т.п.;

• изменения в структуре населения. Например, увеличение рож­
даемости приводит к росту спроса на детские товары; старение насе­
ления влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухо­
да за пожилыми людьми;

• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на
говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель —
свинину и т.п.;

• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а
также другие факторы, не связанные с ценой.

На графике влияние неценовых факторов на спрос (рис. 4.2) может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или плево (снижение спроса).

 

2.что такое предложение

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут пред­ложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар (англ. supply — предложение).

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На рис. 4.3 графически изображена зависимость между ценой това­ра и его количеством, которое продавцы готовы предложить на прода­жу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением вели­чины предложения.

 

Цена, тыс. руб. Величина предложения, шт. 0,5 100 1,5 300 2,5 500

 

Как видно из приведенного графика, если цена костюма повысит­ся с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увели­чится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и нецено­вые факторы, среди которых можно выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате,
например, технических нововведений или снижения цен на сырье и
материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек
вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных
налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (умень­
шение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.

• Цены других товаров-изменение цены одного взаимозаменяего товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении

• Налоги и субсидии-снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис. 4.4) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.

3. равновесная цена

 

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рис. 4.5 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его про­дать совпадают.

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продав­цы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного то­вара.

Что произойдет, если цена повысится и станет равна Р{! В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве £>ь а про­давцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме (Ji — Q\ представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они пре­доставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равно­весной, т.е. будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и по­купателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q, — С->. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех мор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем.

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос
равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет измене­
ние в спросе или предложении, то установится новая равновесная це­
па, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

 

Виды равновесия

В зависимости от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения различают:

мгновенное равновесиеСитуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет
времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие
устанавливается при цене выше первоначальной;

краткосрочное равновесие.Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить за­
грузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным,
соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия;

долгосрочное равновесие.Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расши­
рения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего
перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится Равновесие установится при цене,
которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия.

Цена долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

 

4. Рыночный механизм спроса и предложений

 

 

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий то-нар А повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 4.6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D\). В результа­те установится новая равновесная цена Р\, которая выше цены пер­воначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше

 

товара (Ј>i). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из поло­жения S в положение Si). Результатом подобных изменений станет новое равновесие 2, СЬ). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть приме­нимо только к данному конкретному моменту.



2015-12-04 1827 Обсуждений (0)
Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1827)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)