Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы ценообразования



2015-12-04 576 Обсуждений (0)
Факторы ценообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 13. Ценообразование на предприятии

Теоретические вопросы к теме

Экономическая сущность цены товара: функции и факторы.

Виды цен, состав, структура и порядок их формирования.

Цели, задачи, стратегия и процесс ценообразования.

Методы формирования цен.

Государственное регулирование ценообразования в Республике Беларусь.

Методические указания по решению задач темы

Цена товара – денежное выражение его стоимости.

Цена товара – сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Цена товара – денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.

В теории национальных счетов дается определение не цены вообще, а рыночной цены.

Рыночная цена – это сумма денег, которую покупатель платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги, при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями.

Коммерческие соображения – это возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.

 

Экономические функции цены

Функция учетно-измерительная.Цена отражает конечные результаты работы предприятия и выступает как средство измерения затрат и результатов труда.

Функция стимулирующая.Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом.

Функция сбалансирования спроса и предложения.Через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса.

Функция распределительная.Под воздействием рыночных факторов возможно отклонение цены от ее стоимости. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального (чистого) дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Функция как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капитала в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса.

 

Методологические основы ценообразования

Методология ценообразования – совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованияем.

Методы ценообразования – сформировавшаяся система различных способов установления цен.

Методы ценообразования с ориентацией на:
спрос, уровень конкуренции (рыночные методы)
издержки производства (затратные мет.)
метод стандартных прямых издержек
качество, потребительские свойства продукции (параметрические методы)
метод “запечатанного конверта”
метод полных издержек
метод удельной цены
метод прямых издержек  
метод регрессионного анализа
метод ощущаемой ценности товара
метод стандартных издержек
метод балловой оценки
метод следования за лидером

 


Рис.13.1. Методы ценообразования

Таблица 13.1

Принципы ценообразования

Наименование принципа Содержание принципа
1. Научное обоснование цен Состоит в необходимости учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения)
2. Целевая направленность цен Состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. (Социальная защита; освоение конкурентоспособной продукции, повышение ее качества)
3. Непрерывность процесса ценообразования Проявляется по двум направлениям: - в своем движении от сырья до готовых изделий продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых имеет свою цену; - в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения, связанные со снятием с производства морально устаревших товаров и освоением новых видов.
4. Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением дисциплины цен Состоит в необходимости государственного регулирования цен на продукцию естественных и ряда искусственных монополий. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования

Факторы ценообразования

В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов – внешних и внутренних.

Факторы ценообразования:

Внутренниефакторы (микроэкономические) зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. К ним относятся:

- особые свойства товара;

- способ производства;

- ориентация на рыночные сегменты;

- реклама, продвижение товара;

- жизненный цикл товара;

- мобильность производства;

- организация сервиса;

- авторитет фирмы;

- длительность цикла товародвижения.

Внешние факторы (макроэкономические) не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. К ним относятся:

- политическая стабильность в стране;

- обеспеченность основными ресурсами;

- рыночная среда;

- общий уровень инфляции;

- наличие и уровень конкуренции;

- характер спроса;

- масштабы государственного регулирования цен;

- совершенство налогового законодательства;

- внешняя экономическая политика государства.

 

Ценовая система

Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношение между которыми постоянно меняются соответственно меняющимся факторам ценообразования.

Используемые в настоящее время виды и разновидности цен классифицируются по ряду признаков (рис.13.2).

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономикистроится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства.


3.
Дифференциация цен по стадиям товародвижения
Отпускная цена изготовителя
Отпускная цена оптовой организации
Розничная цена
4.
Дифференциация по транспортной составляющей
Франко-склад поставщика
Франко-станция отправления
Франко-транспортное средство-станция отправления
Франко-транспортное средство-станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя
6.
Дифференциация цен по территории распространения
Цены единые
Цены региональные
Дифференциация цен по сроку действия
5.
Постоянные
Временные
Скользящие
Ступенчатые
Сезонные
Ценовая система
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания
1.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию
Цены на продукцию строительства
Тарифы на производственные и непроизводственные услуги
Внешнеторговые цены
Экспортные цены
Импортные цены
2.
Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании
Регулируемые
Свободные
Предельные
Фиксированные
7.
Дифференциация цен по характеру ценной информации
Расчетные
Публикуемые
Справочные
Прейскурантные
Биржевые
Аукционные
Тендерные
Оптово-отпускные цены на промышленную продукцию

 


Рис.13.2. Ценовая система

В зависимости от степени участия государства в ценообразовании различают свободные (договорные) и регулируемые цены. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Свободная цена. Цена свободно складывающаяся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов.

Регулируемая цена.Цены, на величину которых воздействует государство. Необходимость государственного регулирования цен определяется с целью проведения социальной политики, ограничения и смягчения воздействия инфляционных процессов, необоснованного роста цен.

Предельные цены. Цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены. Цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа ценообразования или субъекта рынка, утвердившего их.

Дифференциация цен по стадиям товародвижения отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения.

Виды цен по стадиям товародвижения:

Отпускная цена предприятия-изготовителя. Цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятием за исключением населения. Отпускная цена предприятия-изготовителя призвана компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.

Отпускная цена оптового предприятия. Цена, по которой реализуется и закупается продукция предприятия в порядке оптового оборота. Формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям, покупателем с учетом всех рыночных факторов.

Розничная цена. Цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничные цены являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве.

Дифференциация цен по транспортной составляющейосуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов.

Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко». Их взаимосвязь показана на рис.13.3.

Расходы, включаемые в цену продукции
Цена на складе поставщика Доставка на станцию отправления Погрузка в вагоны на станции отправления Транспортировка до станции назначения Выгрузка из вагонов на станции назначения Доставка от станции до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления        
Франко-вагон-станция отправления      
Франко-вагон-станция назначения      
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребителя        
                 

Рис.13.3. Франкирование цен

Дифференциация цен по территориальному признаку:

Единые цены. Цены одного уровня, действующие по всей территории страны. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (газ, электроэнергия, квартирная плата).

Местные цены. Цены формируются по определенным территориям (областям, регионам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

Дифференциация цен по сроку действия:

Постоянные цены. Цены, срок действия которых заранее не определен.

Сезонные цены. Цены, срок действия которых определен периодом времени.

Ступенчатые цены. Последовательно снижающиеся цены на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

Скользящие цены. Цены используемые в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованные цены к моменту исполнения договора могут быть скорректированы с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов

Дифференциация цен по характеру содержащейся в них информации строится на учете специфики этой информации. Так, например, аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе.

Цены, используемые в учете и статистике, позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей.



2015-12-04 576 Обсуждений (0)
Факторы ценообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы ценообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)