Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Волоф, мандинги, фульбе, государство бамбара Сегу



2015-12-04 444 Обсуждений (0)
Волоф, мандинги, фульбе, государство бамбара Сегу 0.00 из 5.00 0 оценок




Страны и народы Африканского континента в XVI – пер. пол. XIX в.

 

I. Характеристика источников

1. международные соглашения

2. законодательные акты

3. свидетельства современников

 

II. Особенности развития африканских народов в XVI — нач. XIX в.

1. политические особенности

2. социально-экономические особенности

 

III. Проникновение в Африку европейцев

1. работорговля

2. миссионерская деятельность

3. договорные отношения

 

 

Вызов внутренний

 

Северные и центральные районы Западной Африки

 

О городе Дженне'

 

Из исторической хроники Абд ар-Рахман ас-Саади (род. в Тимбукту в 1596 г.) «Тарих ас-Судан», охватывающей историю Сонгайского государства до 1655 г.

 

Дженне — один из великих рынков мусульманского мира. Там встречаются торговцы солью из копей Текказы2 и тор­говцы золотом из рудников Биту3. Эти два чудесных рудника не имеют себе подобных во всем мире...

Из-за этого благословенного города со всех сторон света стекаются в Тимбукту караваны: с востока, запада, юга и севера.

...Он (Дженне) окружен укрепленной стеной, имеющей 11 ворот. Трое затем были заделаны, и осталось 8 ворот...

Город был основан в середине второго века хиджры4 про­рока... Жители же обратились в ислам только к концу VI в. хиджры.

Территория Дженне плодородна и густо населена; много­людные рынки собираются во все дни недели. Уверяют, что около него поблизости находится 7077 деревень.

Абд ар-Рахман ac-Caadiii Тарих ас-Судан, Париж, 1898, стр. 11 — 13.

1 Дженне — город в долине реки Бани, притока Нигера. Основа около VIII в. н. э. Один из крупнейших экономических центров Сонга ского государства и всего Западного Судана.

2 Текказы (Теразза) — крупное месторождение соли. Разработка вывоз соли начались еще в древности. Первое упоминание о текказах в тературе имеется у аль-Бекри (XI в. н. э.). Нигера-

3 Биту — месторождения золота в верховьях рек Сенегала и ru '' Середина второго века хиджры — середины VIII-в. н. э.

О царстве Зенега или стране джалофовi

 

Из сочинения Оливера Даппера, голландского врача и гео­графа (ум. в 1690 г.), описавшего свои путешествия в Африку в ряде произведений.

 

Это царство, которое Мармоль2 называет страной джало­фов, находится между двумя рукавами Нигера, которые на­зываются Зенега и Гамбия3 и тянутся далеко в глубь страны...

Народы, которые живут в этой стране: барбасины, тукуроны, сарагоне4, баганы.

...Цари не имеют ни окруженных стенами городов, ни зам­ков. Вое их дворцы состоят из девяти или десяти круглых хи­жин, расположенных по кругу...

Большая часть [населения] — земледельцы, рыбаки или пастухи; имеется очень мало торговцев и ремесленников. В Зенега есть только два вида ремесленников — ткачи и куз­нецы, которые делают подковы для лошадей и полируют оружие. Они делают также щиты из бычьих кож, ножны для сабель, сандалии и седла почти так же хорошо, как и мы...

Царь Зенега не собирает налогов: самые большие его до­ходы состоят из подарков, которые ему делают другие принцы, чтобы добиться от него благосклонности. Ему дарят лошадей, крупный и мелкий скот, овощи и просо. Он извлекает также много доходов от продажи рабов...

Главные товары страны джалофов — бычьи и коровьи шкуры... слоновая кость или слоновые зубы, воск, серая амбра, гуммиарабик, золото и серебро.

В деревне Героэп собирается каждые четыре дня рынок, где продают одежду, хлопок, рабов, табак, лошадей, верблю­дов и всякого рода крупный и мелкий скот. В Камино и Жа-месиль также-каждые четыре дня происходят базары, где продают скот и все предметы первой необходимости.

Самая большая торговля кожами и скотом происходит в Камино, где отдают обычно две кожи за брусок железа. Са­мую большую прибыль иностранные купцы получают от стекла, кружев, кораллов и водки... Товары, которые негры требуют с наибольшим рвением и которые голландцы

1 Страна джалофов (волофов) — современный Сенегал.

2 Луис дель-Мармоль-и-Карвахал — испанский историк XVI в. родом из Гранады. Прожил более 26 лет в Северной Африке. Автор трехтомной работы «Общее описание Африки» (первое издание — Гранада, 1573; вто­рое и третье издания— Малага, 1599).

3 Автор ошибочно предполагал, что Сенегал и Гамбия являлись рука­вами реки Нигер.

4 Барбасины, тукуроны, сарагоне — искаженные названия народов берберы, тукулеры, сараколе.

привыкли туда привозить, следующие: железные бруски водка, медные тазы и пластины, железные поковки, красные' желтые и голубые ткани...

О. Dapper, Description de l'Afrique contenant les noms, la situation et les confins de toutes ses parties, leurs rivieres, leurs villes et leurs habitations, leurs plants et leurs animaux; les moeurs, les coutumes, la langue, les richesses, la religion et le gouvernement de ses peuples, traduite du Flamand, Amsterdam, 1686, p. 228, 233, 235—236.

 

Волоф, мандинги, фульбе, государство бамбара Сегу

 

Из отчета Мунго Парка (1771 — ок. 1806), шотландского хи­рурга, совершившего в 1796 г. путешествие вверх по течению реки Гамбии в глубь Африканского материка. Достиг государства Каарты (в верхнем течении Сенегала). В 1799 г. появился его зна­менитый отчет «Travels in the Interior of Africa». M. Парк погиб вo время путешествия, исследуя течение Нигера в районе водопада Бусса (среднее течение Нигера).

 

Джалоф [волоф] — активная, могущественная и воинствен­ная нация. Они населяют часть обширной территории, кото­рая простирается между Сенегалом и территорией, которую занимают мандинги по берегам Гамбии...

Джалоф разделены на много царств или независимых го­сударств, которые часто воюют между собой или со своими соседями. Их нравы, суеверия и их управление имеют боль­шее сходство с мандингскими, чем с какой-либо другой нацией. Но они превосходят их в искусстве изготовления хлопковых тканей. Они прядут также шерсть с большим изяществом; они ткут ее в виде больших полотнищ, а красят ее намного лучше, чем ткут.

Мандинги1 — наиболее многочисленные жители различных районов Африки, которые я прошел... Они образовали по со­седству с Гамбией только монархические государства. Однако власть их царей не неограниченна. Во всех важных делах эти правители обязаны созывать собрание из самых' мудрых ста­риков, советами которых они руководствуются и без которых они не могут ни объявить войну, ни заключить мир.

...Не нужно забывать, что все, что я только что рассказал о мандингах, относится к тем, кто свободны и составляют бо­лее четверти населения этих стран. Остальные три четверти рождены в рабстве и не имеют никакой надежды из него

1 Мандинги—большая группа народов Западного Судана и Гвиней­ского побережья. Являются одним из наиболее развитых народов Запад­ной Африки. К группе мандингов принадлежат народы: сонинке, малинке, бамбара, хасонке, диула, сусу и другие, игравшие крупную политическую роль со средних веков. Мандинги были этнической основой государств Ганы, Мали, Сегу, Каарта и других.

выйти. Они обрабатывают землю, они ухаживают за скотом, им поручены все рабские работы...

Однако свободный мандинг не имеет права лишить жизни своего раба, ни даже продать его иностранцу, по меньшей мере пока он не заставил публично судить его палавером', если раб заслуживает наказания. Только рабы, рожденные в стране, имеют привилегию взывать к законам, чтобы не быть вывезенными из страны. Военнопленные, несчастные, осу­жденные на рабство за совершение какого-либо преступления или за долги, и все несчастные, которых привозят из центра Африки, не имеют никакого права жаловаться на несправед­ливость своих хозяев, которые могут ими торговать и обра­щаться с ними, как им заблагорассудится.

Ремесло у мандингов. ... Женщины занимаются изготовле­нием тканей. Они подготовляют хлопок для прядения: они кладут его небольшими кучками на камень или кусок дерева и при помощи большого железного веретена извлекают из него зерна; затем они прядут его на прялке. Нить получается не тонкая, но она хорошо ссучена и делает ткань очень долго­вечной. Одна женщина с обычным старанием (проворством) может прясть в год нитей на 6—9 одежд, которые в зависи­мости от их тонкости продаются за 1'/2—2 мискаля штука (1 мискаль — количество золота, эквивалентного почти 10 шилл. или 12 французским франкам). Мужчины занима­ются ткачеством. Их ткацкий станок построен на тех же принципах, как и в Европе. Но он настолько мал и настолько узок, что ткань имеет редко более четырех пядей ширины...

Женщины красят эту ткань в красивый, устойчивый синий цвет следующим способом. В деревянной ступке растирают свежесобранные листья индиго и смешивают их в большом глиняном кувшине с сильным щелоком из древесной золы; иногда туда добавляют мочу. В эту смесь кладут ткань и оставляют ее там до тех пор, пока она не приобретает желае­мый оттенок... Затем ткань разрезается на куски разной ве­личины. Из нее делают одежду, которую шьют иголками, из­готовленными в стране.

Искусство ткать, красить и шить усваивается без труда. Те, кто занимается этим, не рассматриваются в Африке как имеющие особую профессию, ибо нет раба, который не умел бы ткать, ни ребенка, который не умел бы прясть. Единствен­ными ремесленниками, которые признаются за таковых среди негров и которые рассматриваются как занимающиеся осо­бым ремеслом, являются рабочие по коже и железу. Первых называют карранке или, как иногда произносят, гонгай. Они имеются почти во всех городах. Очень часто они ходят по

1 Палавер — общее собрание родовых старейшин.

деревням, чтобы там применять свое искусство. Они дубят и очень быстро изготовляют кожу. Они мочат кожу сначала в смеси древесной золы и воды до тех пор, пока она не теряет волос. Затем они используют как дубильное вещество листья дерева, называемого гу. Они прилагают много труда, чтобы сделать кожу возможно мягче. Для этого, они мнут ее руками и бьют ее на камне. Бычьи шкуры служат главным образом для изготовления сандалий: они, следовательно, требуют меньше заботы для изготовления, чем шкуры овец и баранов, которые используют для покрытия колчанов и для изготовле­ния ножевых футляров, ножен для сабель, карманов и много­численных украшений. Эти кожи обычно красят в желтый или красный цвета...

(Выплавка железа). Рабочие по железу не так многочис­ленны, как карранке, но они, кажется, изучали свое ремесло с тем же старанием. Негры побережья, имея возможность по­купать у европейцев очень дешево железо, никогда сами не изготовляют этот товар; но внутри страны туземцы плавят и куют этот полезный металл в довольно большом количестве не только для обеспечения себя всяким оружием, всеми ору­диями, в которых они нуждаются, но даже делают из него предметы для торговли с рядом соседних народов.

...Эта печь (железоплавильная) представляла собой ци­линдрическую глиняную башню около 10 шагов в высоту и трех шагов в диаметре, связанную в двух местах лианами, чтобы не дать глине обвалиться и разбиться на куски от силь­ной жары. Вокруг нижней части, на уровне с землей, но не­много ниже пода печи, который был немного покатым, сде­лано семь отверстий, в каждое из которых были вставлены три глиняные трубки. Эти отверстия были заткнуты таким об­разом, чтобы воздух мог входить в печь, только проходя через эти трубки, открытием и закрытием которых регулировали огонь. Эти трубки делают, накатывая смесь глины с травой на деревянном валике. Как только глина начинает затверде­вать, вытаскивают валик и оставляют пустую трубку сохнуть на солнце.

...[Руду] дробят на куски размером с куриное яйцо. Сна­чала в печь кладут хворост, который покрывают толстым слоем угля; уголь доставляют -из лесов уже готовым. На него кладут слой руды, затем другой слой угля и т. д., пока печь не будет наполнена. Огонь зажигается через одну из труб, и его раздувают в течение некоторого времени мехами из овечьей шкуры. Сначала операция проходит медленно, и проходит не­сколько часов, пока пламя появляется над печью. Затем оно сильно горит в течение всей первой ночи, а приставленные лица много раз подкладывают уголь. На следующий день, когда огонь становится менее жарким, вынимают несколько труб, дают более свободный доступ воздуху в печь. Жара еще очень сильная, и можно видеть синеватое пламя, поднимаю­щееся на несколько шагов выше печи. На третий день выни­мают все трубы, многие из которых имеют остекленевшие концы от жары. Но выпускают металл только несколько дней спустя, когда все совершенно остывает. Тогда разбивают часть печи, и показывается железо в виде огромной бесфор­менной массы, к которой пристало много кусков угля. [Же­лезо] было звонкое, и когда отбивали какой-нибудь кусок, надлом имел зернистый вид, как кусок разломанной стали...

Из этого железа, или, скорее, стали, делают различные ин­струменты, нагревая его в несколько приемов в кузнечной печи, жара в которой возбуждается парой двойных мехов очень простой конструкции, поскольку они состоят из овечьих кож... Молот, клещи, наковальня очень просты.

(Выплавка золота). Большинство африканских кузнецов знает также искусство плавить золото. Они пользуются для этого щелочной солью, приготовляемой из щелока стеблей жженого маиса, который заставляют испаряться до сухости. Они также умеют вытягивать золото в нить и делают из него много украшений. Некоторые из них выполнены с большим умом и вкусом.

Фульбе. После мандингов фульбе, несомненно, самая зна­чительная нация этой части Африки. Они, говорят, происхо­дят из Фуладу (название, которое обозначает страну фульбе), но они рассеяны во многих странах и в настоящее в'рем.я вла­деют различными царствами, очень удаленными одно от дру­гого.

Их правительство отличается от правительства мандингов главным образом тем, что оно находится под большим влия­нием магометанских законов... Они учредили во всех городах школы, где много детей язычников, как и детей магометан, учат читать Коран и обучают предписаниям пророка... Вместе с магометанской верой вводится арабский язык, в котором большая часть фульбе имеет некоторые познания.

 



2015-12-04 444 Обсуждений (0)
Волоф, мандинги, фульбе, государство бамбара Сегу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Волоф, мандинги, фульбе, государство бамбара Сегу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)