Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неценовые факторы спроса. Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиятии изменения цены



2015-12-04 777 Обсуждений (0)
Неценовые факторы спроса. Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиятии изменения цены 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиятии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар Х, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе, говорят, что произошло изменение спроса – спрос возрос или сократился. Если величины спроса при каждой возможной цене товара Х возрастают, вся кривая D смещается вправо, считают, что спрос увеличился. Если при каждой возможной цене значения объема спроса снизятся, а вся кривая D сместится влево, то спрос уменьшится. (рис. 3.1.3). Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса. Причем наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а, следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты:

РХ     РА А" А А' D' D D" 0 Q" Q Q' QХ Рис. 3.1.3. Изменение спроса под действием неценовых факторов 1. Вкусы и предпочтения потребителей, которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т.п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится и кривая спроса сместится вправо и вверх. 2. Уровень доходов населения.Для большинства товаров увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага

при каждой цене, т.е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D в положение D'. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D".

3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары - товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя Х, возросла, тогда очевидно, что товар Х становится относительно дешевле (по сравнению с Y), и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене и график спроса на товар Х сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар Х влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары - товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар Х, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар Х и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т.е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой – обратная. Очень многие товары не связанны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой.

3. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения), как правило, вызовет в конечном итоге расширение спроса на товар.

5. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменение цен товаров, повышение или понижение своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающие доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т.е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

6.Эффект отложенного спроса, связан с существованием циклических колебаний спроса во времени – годовые, квартальные, недельные колебания. Так в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» – конец декабря–начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» – февраль–март - в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август–сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца – выделяют два «пика» - аванс и зарплата. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием неценовых факторов, с изменением величины спроса, причиной которых являются ценовые факторы. При изменении в спросепроисходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Если ни один из неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена – количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому, соотношению «цена – количество спрашиваемой продукции». Соответственно при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса (рис. 3.1.1). В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, и происходит перемещение вдоль кривой спроса.

 

 



2015-12-04 777 Обсуждений (0)
Неценовые факторы спроса. Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиятии изменения цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неценовые факторы спроса. Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиятии изменения цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)