Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса
Ценовая эластичность спроса – это категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т.е. как поведут себя покупатели при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос. Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса:
Иными словами, коэффициент ценовой эластичности спроса: . Процентное изменение объема спроса и цены рассчитывается следующим образом: ; , где Q1иQ2 - первоначальный и текущий спрос; Р1иР2 - первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается: . Приведенное отношение (ЕDР) называется коэффициентом ценовой эластичности спроса. Оно показывает, на сколько процентов изменяется спрос в результате изменений цены на один процент. Если ЕDР>1, то, очевидно, спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Если ЕDР<1, то спрос неэластичен. Если ЕDР=1, то имеет место спрос с единичной эластичностью. Т.е. снижение цены на 1% приводит к росту объема спроса тоже на 1%. Иными словами, изменение цены товара в точности компенсируется изменением спроса на него. Выделяют и крайние случаи: · Абсолютно эластичный спрос (линия D1 на рис. 3.2.1.). Возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается).
Чтобы разобраться рассмотрим пример. Допустим, что цена товара колеблется в интервале от 4 до 5 д.ед. При РХ=4д.ед. объем спроса составляет 4000 ед. продукции. При РХ=5д.ед. – 2000ед. Используя первоначальную формулу, рассчитаем значение коэффициента ценовой эластичности для данного ценового интервала: ЕDР = | ((2000-4000)/4000) / ((5-4)/4) | = |- 2| =2 Однако если в качестве базовой взять другую комбинацию цены и количества продукции, то получим: ЕDР = | ((4000-2000)/2000) / ((4-5)/5) | = |- 5| =5 И в первом и во втором случае спрос эластичный, но результаты отражают разную степень эластичности, хотя анализ мы проводим на одном и том же ценовом интервале. Для преодоления этого затруднения экономисты используют в качестве базы средние величины уровней цены и количеств, т.е. ЕDР = ((4000-2000) / ((4000+2000)/2)) / ((4-5)/((4+5)/2)) = 3 или ЕDР = ((2000-4000) / ((2000+4000)/2)) / ((5-4)/((5+4)/2)) = 3. Иными словами формула расчета коэффициента ценовой эластичности спроса принимает вид:
Конкретные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, выделить очень сложно, но можно отметь отдельные характерные черты, присущие эластичности спроса на большинство товаров: 1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него. 2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса. 3. Предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т.п.) имеют обычно невысокую эластичность, спрос же на предметы роскоши эластичен. 4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных, т.к. в долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители – найти другие товары, заменяющие данный. При рассмотрении эластичности спроса по цене возникает вопрос, что же происходит с выручкой (валовым доходом) фирмы при изменении цены на товар в случае эластичного спроса, неэластичного спроса и спроса единичной эластичности. Валовой доходопределяется как произведение цены продукции на объем продаж (TR=РХ·QХ). Как мы видим в выражение TR (валового дохода), как и в формулу показателя эластичности спроса по цене входят значения цены и объема товара (РХ и QХ). В этой связи логично предположить, что на изменение валового дохода могут оказывать воздействие величины эластичности спроса по цене. Проанализируем, как изменяется выручка продавца в случае снижения цены на его продукцию при условии, что спрос на неё отличается высокой степенью эластичности (рис3.2.2а). В этом случае снижение цены (РХ) вызовет такое увеличение объема спроса (QХ), что произведение TR=РХ · QХ, т.е. общая выручка, возрастет. Из графика на рис. 3.2.2а. видно, что общая выручка от реализации продукции в точке А меньше, чем в точке В при продаже продукции по более низким ценам, т.к. площадь прямоугольника РААQАО < площади прямоугольника РВВQВО. При этом площадь РААСРВ – проигрыш от снижения цены, площадь СВQВQА – увеличение объема продаж от снижения цены. SСВQВQА – S РААСРВ – величина чистого выигрыша от снижения цены. С экономической точки зрения это означает, что в случае эластичного спроса снижение цены на единицу продукции полностью компенсируется значительным увеличением объемов реализуемой продукции. В случае увеличения цены данного товара мы столкнемся с обратной ситуацией – выручка продавца будет сокращаться. Проведенный анализ позволяет сделать такой вывод – если снижение цены товара влечет за собой увеличение выручки продавца, и, наоборот, при росте цены выручка падает, то имеет место эластичный спрос. На рис. 3.2.2б. – промежуточная ситуация – снижение цены на единицу изделия полностью компенсируется увеличением объёмов продаж. Здесь выручка в точке А (РА х QА) равна произведению РХ и QХ в точке В. Здесь говорят об единичной эластичности спроса. При этом SСВ QВQА = S РААСРВ, а чистый выигрыш SСВQВQА – S РААСРВ = 0.
Исходя из этого, помимо концепции эластичности спроса по цене выделяют понятия эластичности спроса по доходу и перекрёстной эластичности спроса. Концепция эластичности спроса по доходу отражает процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя:
Реакция спроса на изменение дохода позволяет разделить все товары на два класса. 1. Для большинства товаров рост дохода будет приводить к росту спроса на сам товар, поэтому ЕDY > 0. Такие товары называются обычными или нормальными товарами, товарами высшей категории. Товары высшей категории (нормальные товары) – это товары для которых характерна следующая закономерность - чем выше уровень доходов населения, тем выше объём спроса на такие товары, и наоборот. 2. Для отдельных товаров характерна другая закономерность - с ростом дохода величина спроса на них сокращается, т.е. ЕDY < 0. Это товары низшей категории. Маргарин, ливерная колбаса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению со сливочным маслом, сервелатом и натуральным соком, которые являются товарами высшей категории. Товар низшей категории – это вовсе не бракованный товар или испортившийся, это просто менее престижная продукция. Концепция перекрестной эластичности позволяет отразить чувствительность спроса на один товар (например Х) к изменению цены другого товара (например Y):
Знак ЕDХY зависит от того, являются ли данные товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими друг друга или независимыми. Если ЕDХY > 0 , то товары взаимозаменяемы, и чем больше значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости. Если ЕDХY < 0 , то Х и Y – взаимодополняющие друг друга товары, т.е. «идут в комплекте». Если ЕDХY = 0 , то мы имеем дело с независимыми друг от друга товарами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |