Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели страховой отрасли России



2015-12-04 644 Обсуждений (0)
Основные показатели страховой отрасли России 0.00 из 5.00 0 оценок




С 2009 по 2011 гг.

  Показатель 2009г. 2010г. 2011г.
Количество страховых организаций, внесенных в Гос. реестр на 31.12 соответствующего года, ед.
Страховые премии по всем видам страхования, млрд. руб.; 977,89 1041,1 1267,85
2.1 Темп прироста, % 2,4 6,5 21,7
Страховые выплаты, млрд. руб.; 734,62 768,59 888,39
3.1 Темп прироста, % 4,4 14,8
Доля добровольного страхования, % от всего объема страховых премий 43,9 43,6  
Доля обязательного страхования, % от всего объема страховых премий 56,1 56,4

 

Этот привычный с конца 90-х гг. для страхового рынка процесс связан с усилением контрольных мер со стороны надзорного органа, активизацией сделок слияния и поглощения страховых организаций, а также увеличением убыточности в отдельных секторах страхового рынка на фоне неосмотрительной политики агрессивного расширения доли рынка отдельных компаний при росте конкуренции, стимулируемом приходом иностранных страховщиков. На фоне отмеченных тенденций можно наблюдать «эффект специализации». Речь идет о разделении страхового бизнеса на сектор общего страхования и на страхование жизни.

2. Динамика собранных страховых премий устойчиво положительна. Вместе с тем, темпы прироста страховых поступлений складываются по-разному: если в период с 2004 по 2008 гг. объем страховых премий увеличился с 471,6 млрд. руб. до 946,2 млрд.руб. (на 100,6%), то в период с 2009 по 2011 гг. – с 977,89 млрд. руб. до 1267,85 млрд.руб. (на 30%) (табл. 2.1). Бурный рост рынка страхования в период с 2004 г. по 2008 г. связан с осуществлением мер по сокращению использования на рынке различного рода налогосберегающих противоречащих законодательству финансовых схем.

Резкое сокращение темпов роста страховых поступлений в 2009 г. (2,4%) и их незначительное наращивание по итоговым данным за 2010-2011 гг. обусловлено, как было отмечено, негативным влиянием экономического кризиса.

3. Темпы прироста страховых выплат опережают темпы прироста страховых премий (табл. 2.1). Складывающаяся динамика свидетельствует, что в условиях кризиса прибыль страховых компаний значительно уменьшилась. Следовательно, рентабельность страхового бизнеса находится на низком уровне. Так, в 2010 году рентабельность собственного капитала составила лишь 6% (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА») в сравнении со средним мировым уровнем в 12,7% (по данным Dow Jones). Главными причинами низкой рентабельности является демпинг, высокие расходы на ведение дел, высокая убыточность, связанная с несовершенством риск-менеджмента и другие.

4. Важнейшим фактором роста современного страхового рынка России является развитие обязательного страхования. Анализ соотношения между обязательным и добровольным страхованием на протяжении последних лет свидетельствует о том, что государством сделана ставка на развитие обязательных видов страхования: доля обязательного страхования в совокупной страховой премии превышает удельный вес добровольного страхования, что расценивается негативно (табл.2.1). Подобная политика проводится в условиях, когда в обществе страхование в добровольной форме невостребованно в силу следующих известных причин:

· низкого платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц – потенциальных страхователей;

· неустойчивого финансового положения большинства отечественных страховых компаний и, соответственно, недоверия со стороны населения и представителей бизнеса и т.д.

Динамика объемов и структуры обязательного страхования представлена в табл. 2.2.

В структуре страховой премии по обязательным видам страхования устойчивое первое место занимает ОМС. Доля взносов по ОМС в период 2009-2011 гг. сохранялась на уровне 83-84%.

Доля ОСАГО в общем объеме сборов по обязательному страхованию по годам менялась незначительно: с 15,4% до 14,4%, что может свидетельствовать о стабилизации этого сегмента рынка.

В связи с принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [7] объемы обязательного страхования в ближайшие годы будут расти. Вместе с тем на перспективу основной стратегией рынка страхования должно стать развитие добровольных видов страхования.

Таблица 2.2

Динамика объемов и структуры обязательного страхования

 

Показатель 2009 г. 2010г. 2011г.
Всего собранных страховых премий по обязательному страхованию/уд. вес, млрд. р. / % В том числе: - обязательное медицинское страхование (ОМС), млрд. р./ % - ОСАГО, млрд.руб. / % - другие виды обязательного страхования, млрд. р. / %     557,04/100   464,21/83,3   85,77/15,4 7,03/1,3     583,84/100   485,29/83,1   91,65/15,7 6,9/1,2     715/100   604,19/84,5   103,3/14,4 7,51/1,1

 

5. В структуре страхового рынка тенденция сокращения доли добровольного страхования складывалась следующим образом: 2004 г. – 66,8%, 2008 г.– 49,1%, 2009 г. – 43%, 2010 г. – 43,9%, 2011 г. - 43,6%. Это связано с отказом от различных схем «псевдострахования», недоразвитием тех видов страхования, которые могли бы быть предложены населению за счет средств самих граждан – это касается личного страхования, медицинского страхования, страхования жизни, добровольного страхования ответственности.

Динамика объемов и структуры добровольных видов страхования представлена в табл. 2.3

Доля объемов страхования жизни в общей сумме сборов по добровольному страхованию незначительна: 3,7% - в 2009 г., 4,9% - в 2010 г. и 6,3% - в 2011г.

 

Таблица 2.3



2015-12-04 644 Обсуждений (0)
Основные показатели страховой отрасли России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели страховой отрасли России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)