Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы эластичности спроса по цене



2015-12-04 584 Обсуждений (0)
Факторы эластичности спроса по цене 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Введение

При анализе спроса и предложения нам недостаточно знать только их абсолютные значения, которые происходят под влиянием факторов спроса и предложения. Удобнее использовать относительные показатели. Для этого в экономике вводится понятие «эластичность», которое в математике означает отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.

При изучении данной темы следует обратить внимание на понятие дуговой эластичности, характеризующей изменение величины спроса при изменении цены в заданном интервале, и на понятие эластичности спроса товаров, поскольку оно имеет большое практическое значение.

Кроме эластичности спроса по цене, в практике экономического анализа используют понятия перекрестной эластичности, которая характеризует изменение спроса на один товар при изменении цены другого товара, и эластичности по доходу – изменение спроса, вызванное изменением дохода потребителей. Знакомясь с этими понятиями, следует выяснить их значимость для практики.

 

План лекции

1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.

2. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

3. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.

4. Практическое значение анализа эластичности: эластичность спроса по цене и выручка фирмы, влияние на распределение налогового бремени.

 

 

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.

Факторы эластичности спроса по цене.

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Чтобы определить степень их влияния на спрос и предложение в экономике используется понятие эластичности. Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Понятие эластичности применяют для характеристики функций спроса и предложения. Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестную эластичность, эластичность предложения по цене. Чаще всего используется показатель эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – характеризует чувствительность величины спроса к изменениям цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Определяется при помощи коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) – это относительное изменение величины спроса на товар, делённое на относительное изменение цены данного товара. Он показывает степень количественного изменения величины спроса при изменении цены товара на один процент.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется по формуле:

.

или

.

Различают точечную и дуговую эластичность спроса по цене.

Точечная эластичность спросапо цене показывает относительное изменение величины спроса под влиянием бесконечно малого изменения цены. Используется в том случае, когда необходимо оценить взаимную чувствительность величины спроса от цены в конкретной ситуации (в точке).

Дуговая эластичность спроса по цене – это средняя эластичность на определённом участке кривой спроса. Применяется в том случае, когда практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими нас рыночными показателями. В этих условиях оценивается реакция рынка при переходе от одного состояния (одной точки) к другому состоянию (другой точке), например, изменение продаж при увеличении цены. Значение коэффициента эластичности определяется на отрезке (дуге) кривой спроса и при расчёте этого коэффициента используются средние показатели:

.

Степень реакции изменения величины спроса на изменение цены определяет следующие виды ценовой эластичности:

- эластичный спрос (ED > 1) – ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 5 %;

- неэластичный спрос (ED < 1) – ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цен на 1 % приводит к снижению величины спроса на 0,5 %;

- единичная эластичность (ED=1). Например, рост цен на 4 % вызывает снижение величины спроса на 4 %.

- совершенно неэластичный спрос по цене (ED=0), т.е. величина спроса не изменяется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной линией спроса.

- совершенно эластичный спрос (ED=∞), при котором даже величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна.

Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:

· наличия товаров-субститутов. Чем больше товаров-субститутов, удовлетворяющих одну и ту же потребность человека, тем выше эластичность;

· доли затрат на приобретение товара в общем объёме потребительских расходов: чем выше доля, тем более эластичный спрос и наоборот;

· времени приспособления к изменению цены. В долгосрочном периоде спрос обычно более эластичный, т.к. люди за более длительный срок имеют возможность найти больше товаров-заменителей;

· размера дохода. Увеличение дохода уменьшает эластичность спроса на товар относительно цены;

· степени необходимости данного товара для потребителя. Если товар является предметом первой необходимости, то спрос на него неэластичен. Если же товар является предметом роскоши, то спрос на него более эластичен.

 



2015-12-04 584 Обсуждений (0)
Факторы эластичности спроса по цене 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы эластичности спроса по цене

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)