УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть
Направление подготовки
030900.62 – Юриспруденция
Профиль подготовки
государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения
очная, заочная, заочная (на базе высшего образования)
Разработчик УМК
к.б.н., доцент Рашитова _____________________ «_____» ________________ 2011 г.
Уфа
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.
| Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
|
|
2.
| Цели освоения учебной дисциплины
|
|
3.
| Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
|
4.
| Рабочая программа
|
|
5.
| Образовательные технологии
|
|
6.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
|
7.
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
|
8.
| Методические рекомендации для преподавателя
|
|
9.
| Методические указания для студентов
|
|
10.
| Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
|
11.
| Контрольно-оценочные материалы
|
|
12.
| Рейтинг-план дисциплины
|
|
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464, и является обязательной дисциплиной.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе в курсе ОБЖ, физики, химии, биологии.
Данная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов - в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах.
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности.
Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
Владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно- терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Учебная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для очного отделения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов:
лекций - 14 (4) (в т.ч. в интерактивных формах)
лабораторных занятий (в т.ч. в интерактивных формах) – 20 (8)
Самостоятельная работа студентов - 36
КСР –2
|
| Раздел
дисциплины, темы
| Семестр
| Форма изучения материалов и
кол-во часов
| Интерактивные методы обучения
| Меж-предметные связи
| Инновационные методы в обучении
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
ЛК
| ПЗ
| КСР
| СРС
|
1.
| Модуль1.
Человек и техносфера.
|
|
|
|
|
| | | | Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
2.
| Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
|
|
|
| 0,3
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование ресурсов электронных библиотек
|
|
3.
| Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
|
|
|
| 0,3
|
| интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
4.
| Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
|
|
|
| 0,3
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
|
|
5.
| Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
6.
| Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
|
|
|
| 0,4
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
|
7.
| Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
|
|
|
| 0,5
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
8.
| Итого
| |
|
|
|
| | | | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для заочного отделения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов-72
лекций - 4
лабораторных занятий– 4
Самостоятельная работа студентов - 64
КСР –0
|
| Раздел
дисциплины, темы
| Семестр
| Форма изучения материалов и
кол-во часов
| Интерактивные методы обучения
| Меж-предметные связи
| Инновационные методы в обучении
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
ЛК
| ПЗ
| КСР
-
| СРС
|
9.
| Модуль1.
Человек и техносфера.
|
|
|
| -
|
| | | | Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
10.
| Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
|
|
|
| -
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование ресурсов электронных библиотек
|
|
11.
| Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
|
|
|
| -
|
| интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
12.
| Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
|
|
|
| -
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
|
|
13.
| Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
14.
| Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
|
|
|
| -
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
|
15.
| Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
|
|
|
| -
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
16.
| Итого
| |
|
| -
|
| | | | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплинеБезопасность жизнедеятельности для заочного отделения (на базе высшего образования)
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.б.н., доцент Рашитова Г.С.
Практические занятия: к.б.н., доцент Рашитова ГС.
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов-72
лекций - 2
лабораторных занятий – 2
Самостоятельная работа студентов - 64
КСР –0
|
| Раздел
дисциплины, темы
| Семестр
| Форма изучения материалов и
кол-во часов
| Интерактивные методы обучения
| Меж-предметные связи
| Инновационные методы в обучении
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
ЛК
| ПЗ
| КСР
-
| СРС
|
17.
| Модуль1.
Человек и техносфера.
|
|
|
| -
|
| | | | Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
18.
| Тема 1.
Введение в БЖД. Основные понятия
|
|
|
| -
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование ресурсов электронных библиотек
|
|
19.
| Тема 2.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
|
|
|
| -
|
| интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Гражданское право
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
20.
| Тема 3.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, основы безопасности.
|
|
|
| -
|
|
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
|
|
21.
| Модуль 2: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
темы 4-5
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
22.
| Тема 4.
Основные понятия и определения, классификация ЧС Характеристика ЧС техногенного и природного характера
|
|
|
| -
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
|
23.
| Тема 5.
Защита населения и территорий в ЧС
|
|
|
| -
|
| Проективная техника
Учебные фильмы
интерактивное занятие в форме «каждый помогает каждому»
| Обеспечение безопасности жизнедеятельности
| Использование
ресурсов электронных библиотек
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка выполнения лабораторных работ
4) проверка подготовленности к интерактивным занятиям
Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
|
24.
| Итого
| |
|
| -
|
| | | | |