Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по решению задач. Кафедра экономики и управления на предприятии



2015-12-04 752 Обсуждений (0)
Методические указания по решению задач. Кафедра экономики и управления на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

В.В.Нотченко

 

Ценообразование

Методические рекомендации

для студентов заочной формы обучения

по экономическим специальностям

 

 

Псков

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
  Введение
I Рабочая программа
II Положение о контрольной работе
III Примерные вопросы к зачету
IV Список рекомендуемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из наиболее важных проблем современной экономики является формирование правильных, обоснованных цен, соответствующих реальной экономической обстановке.

Решение этой проблемы является предметом дисциплины «Ценообразование», которая должна обеспечить:

- понимание студентами роли цены и ценовой политики для функционирования отдельных предприятий;

- получение знаний об основных типах ценовых стратегий, основных методах ценообразования;

- изучение влияния ценообразующих факторов на цены.

 

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Сущность и виды цен.

Понятие цены. Стоимость. Структура цены. Система и виды цен.

Источники информации о ценах.

 

Тема 2. Ценообразование в рыночной экономике.

Основные ценообразующие факторы, их влияние на цены. Условия, вызывающие изменения спроса и предложения.

Виды регулирования цен: государственное и монопольные. Административное и экономическое регулирование цен. Регулирование цен во внешней торговле.

 

Тема 3. Особенности ценообразования на различных типах рынков.

Формирование цены в условиях совершенной конкуренции.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

Ценообразование в условиях олигополии.

Ценообразование в условиях монополии.

 

Тема 4. Стадии процесса формирования цены.

Постановка задач ценообразования.

Определение спроса: способы и проблемы.

Оценка издержек. Издержки экономические и бухгалтерские.

Анализ цен и товаров конкурентов.

Выбор метода и расчет проекта цены.

Учет дополнительных факторов при установлении цены.

Тема 5. Методы формирования цены.

Затратные методы: формирование цены на основе издержек; формирование цены на основе графика безубыточности.

Формирование цены с ориентацией на ценностную значимость товара для потребителя. Формирование цены с ориентацией на конкуренцию. Определение цены на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

Общая характеристика параметрических методов ценообразования. Виды параметрических методов.

Причины и последствия изменения цен.

 

Тема 6. Ценовые стратегии.

Понятие и значение ценовой стратегии. Основные виды ценовых стратегий.

Ценовые стратегии и государственная экономическая политика.

Особенности формирования цен на новые товары.

Оценка ценовых стратегий.

 

Тема 7. Особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности.

Влияние базисных условий поставок на цены. Способы фиксации цены в контрактах.

 

II. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Студентами выполняется одна контрольная работа, тематика которой соответствует содержанию учебного курса «Ценообразование». Выполнение контрольной работы предполагает решение задач и проработку теоретических вопросов.

Контрольная работа выполняется на хорошо скрепленных листах формата А4. Перед ответом на вопрос или решением задачи следует сформулировать вопрос или условие задачи; следует также оставлять поля для замечаний преподавателя. Страницы (листы) должны быть пронумерованы. В конце нужно указать список литературы, которой Вы пользовались.

Ответ должен быть полным, точно соответствовать поставленному вопросу, расчеты при решении задачи следует приводить максимально подробно. Вариант контрольной работы определяется по последней цифре учебного шифра студента по его зачетной книжке, который нужно обязательно указать на титульном листе контрольной работы.

 

Выбор варианта контрольной работы.

Варианты
Последняя цифра шифра студента

 

Методические указания по решению задач.

1. Решение задач по определению цены на основе графика безубыточности (получение целевой прибыли) предполагает использование следующей ниже формулы, из которой следует самостоятельно выразить неизвестную величину (цену, объем производства и реализации продукции, прибыль).

, причем,

, где

P – цена продукции,

Q – объем реализации продукции,

FC – постоянные издержки на весь объем производимой продукции,

AVC – переменные издержки на единицу продукции,

Pr – прибыль,

TR – валовая выручка (доход).

 

2. Задачи на калькуляцию себестоимости и определение прибыли (убытка) или цены продукции решаются последовательным суммированием затрат и вычислением в итоге искомой величины.

 

3. Решение задач по определению цены продукции методом удельных показателей предполагает:

а) расчет удельного показателя (цены или себестоимости продукции) по формуле , где

Цуу) – значение удельной цены или себестоимости,

Цбазбаз) – значение цены (или себестоимости) базового изделия,

Пбаз – значение основного параметра базового изделия.

б) расчет цены (или себестоимости) нового изделия по формуле , где

Цнн) – цена (себестоимость) нового изделия,

Пн – значение основного параметра нового изделия,

Кторм. – коэффициент торможения цены, который рассчитывается как частное от деления удельной цены (себестоимости) последующего изделия параметрического ряда на удельную цену (себестоимость) предыдущего изделия.

 

4. Для решения задач на расчет цены балловым методом следует сначала определить стоимостную оценку одного балла по формуле:

, где

Ц – стоимостная оценка одного балла,

Цбаз – цена базового изделия,

n – количество характеристик (параметров),

Ббi – оценка в баллах i-той характеристики (параметра) базового изделия,

Vi - вес i-той характеристики базового и нового изделий.

Затем находим цену нового изделия по формуле

, где

Цн – цена нового изделия,

Бнi – оценка в баллах i-той характеристики (параметра) нового изделия.

 

5. Задачи с использованием коэффициента эластичности решаются по следующей формуле: , где

Е – коэффициент эластичности,

- относительное изменение количества реализуемой продукции,

- относительное изменение цены реализуемой продукции,

где Q2, Q1 – последующее и предыдущее значение количества реализуемой продукции,

P2, P1 – последующее и предыдущее значение цены продукции.

 

6. Задачи на расчет скользящей цены рассчитываются по формуле: , где

P1 – скользящая цена,

P0 – базисная цена,

А – доля расходов на материалы в цене,

В – доля расходов на заработную плату в цене,

С – неизменяемая часть цены,

М1 – цена материалов во время расчета цены,

М0 – цена материалов во время заключения контракта,

D1 – индекс зарплаты во время расчета скользящей цены,

D0 – индекс зарплаты во время заключения контракта.

 

7. Задачи на расчет цены с учетом базисных условий поставок товара предполагают обращение к Международным коммерческим терминам (Инкотермс).

 

 

Контрольная работа.

Вариант 1.

 

1. Себестоимость продукции составляет 42 руб., рентабельность продукции - 22%. Предприятие предлагает повысить цену на 6 руб.

Определите как изменится спрос и соответственно объем производства, если известно, что коэффициент эластичности спроса по цене равен 1,7.

 

2. Цена базовой модели изделия равна 1420 руб. Значение основного параметра базовой модели 1100 Вт, а новой модели – 1400 Вт. Определите цену новой модели, учитывая, что значение коэффициента торможения цены 0,93.

 

3. Охарактеризуйте базисные условия поставок товара и виды фиксации цены в контрактах.

 

4. В чем заключаются особенности установления цен на новые товары?

 

Вариант 2.

 

1. Деятельность фирмы характеризуют следующие данные:

- объем производства и продаж – 120 000 шт. в год;

- цена – 485 руб.;

- переменные издержки за год – 3 400 000 руб.;

- постоянные издержки за год – 1 300 000 руб.

Фирма принимает решение снизить цену на 12%.

1) Сможет ли фирма после снижения цены получать прибыль и, если да, то в каком размере?

2) На сколько единиц продукции должен измениться объем производства и продаж, чтобы после изменения цены иметь возможность получать прежнюю прибыль?

3)

2. Предприятие заключило контракт на поставку продукции на условиях скольжения цены. Условия скольжения предполагают следующие составляющие в цене:

- доля расходов на материалы – 35%,

- доля расходов на заработную плату – 55%,

- неизменяемая часть цены – 10%.

За период изготовления продукции цены на материалы выросли на 12 %, а ставка заработной платы – на 18 %. Считая базисную цену равной 14 тыс. рублей, определите на сколько процентов изменится первоначальная (базисная) цена по причине увеличения затрат на материалы и заработную плату.

 

3. Охарактеризуйте понятие цены, стоимости. Какие функции выполняет цена?

 

4. Какие существуют виды регулирования цен и какова цель и содержание государственного регулирования.

 

Вариант 3.

1. Деятельность фирмы характеризуют следующие данные:

- постоянные издержки – 90 000 руб.,

- переменные издержки на единицу продукции – 47 руб.,

- цена – 65 руб.,

- объем реализации – 10 000 шт.

а) Определите по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы получить прибыль 350 000 руб.;

б) Определите какая будет прибыль при цене 75 руб., если переменные издержки на единицу продукции уменьшатся на 15%, а постоянные на весь объем уменьшатся на 20% при условии, что объем реализации сохранится прежним.

 

2. Цена базовой модели электрочайника – 1400 руб., а значение основного параметра (мощности) – 1 кВт. Определить цену новой модели электрочайника, учитывая, что мощность новой модели – 1,3 кВт. Коэффициент торможения цены следует принять равным 0,92.

 

3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на цены.

 

4. Опишите стадии процесса установления цены.

 

Вариант 4.

1. Деятельность фирмы характеризуют следующие данные:

- постоянные издержки за год – 80 000 руб.,

- переменные издержки на единицу продукции – 40 руб.,

- цена реализации продукции – 65 руб.,

- текущий объем реализации продукции – 15 000 шт.

1) Определите при каком объеме производства предприятие работает безубыточно.

2) Определите объем продукции, который следует реализовать для получения прибыли в размере 300 000 руб.

 

2. Предприятие заключило контракт на поставку продукции на условиях скольжения цены. Условия скольжения предполагают следующие составляющие в цене:

- доля расходов на материалы – 40%,

- доля расходов на заработную плату – 50%,

- неизменяемая часть цены – 10%.

За период изготовления продукции цены на материалы выросли на 17 %, а ставка заработной платы – на 20%. Считая базисную цену равной 8,6 тыс. руб., определите по формуле скольжения по какой цене будет реализована продукция.

 

3. Охарактеризуйте существующие ценовые стратегии. В чем их преимущества и недостатки?

 

4. Приведите особенности формирования цен, существующие на различных типах рынков.

 

Вариант 5.

1. Используя приведенные ниже данные, рассчитайте каким должен быть коэффициент эластичности спроса по цене, чтобы при повышении цены на 46 руб. выручка стала равной 330 000 руб.

Себестоимость единицы продукции – 120 руб.

Рентабельность продукции – 20%.

Объем продаж при существующей цене – 1800 шт.

 

2. Продукция фирмы поставляется на экспорт. Используя приведенные ниже данные, определите величину цены ФОБ и СИФ.

Стоимость товара – 1 470 000 руб.

Доставка в порт отправления – 15 000 руб.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 20 000 руб.

Стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 30 000 руб.

Фрахт-порт назначения – 1 500 000 руб.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в стране-импортере – 40 000 руб.

Доставка на склад покупателя – 10 700 руб.

Страхование доставки – 250 000 руб.

 

3. Раскройте сущность метода ценообразования, направленного на получение целевой прибыли.

 

4. Дайте понятие системы цен и охарактеризуйте основные виды цен.

 

Вариант 6.

1. Составьте калькуляцию и определите прибыль или убыток, получаемые предприятием от реализации одной единицы изделия, используя следующие данные (в расчете на одно изделие):

- Затраты на сырье и основные материалы – 1 350 руб.;

- Затраты на вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели – 170 руб.;

- Зарплата производственных рабочих – 325 руб.;

- Отчисления на социальные нужды – 30 % от зарплаты производственных рабочих;

- Накладные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общепроизводственные, общехозяйственные расходы) – 35% от зарплаты производственных рабочих;

- Внепроизводственные расходы – 1,5 % от производственной себестоимости.

Свободная отпускная цена (с НДС) – 3 000 руб.

НДС – 18 % к свободной отпускной цене без НДС.

 

2. Предприятие поставляет продукцию по контракту; цена на продукцию устанавливается на условиях скольжения, которые предполагают , что:

- доля расходов на заработную плату – 40%,

- доля расходов на материалы – 40%,

- неизменяемая часть цены – 20%.

За период изготовления продукции заработная плата увеличилась на 16 %, цены на материалы увеличились на 28 %. Считая базисную цену равной 850 000 руб., определите по формуле скольжения по какой цене будет реализована продукция.

 

3. Охарактеризуйте стратегию скидок с цены.

 

4. Что такое состав и структура цены?

 

Вариант 7.

1. Определите цену стиральной машины новой модели. Цена базовой модели равна 12 500 руб. Характеристики, коэффициенты их значимости и оценки в баллах базовой и новой моделей представлены в таблице.

 

Товары (стиральные машины) Характеристики изделия
многофункциональность размеры экономичность дизайн
Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах
базовая модель 0,3 0,3 0,2 0,2
новая модель 0,3 0,3 0,2 0,2

 

2. Определите цену, при которой фирма сможет получать прибыль в размере 700 000 руб. в год, если

- постоянные издержки за год – 450 000 руб.;

- переменные издержки на единицу продукции – 38 руб.

Объем реализации продукции – 43 500 шт. в год.

 

3. Сформулируйте причины и последствия изменения цен.

 

4. Раскройте сущность метода определения цены с ориентацией на ощущаемую потребителем значимость товара.

 

Вариант 8.

1. Определите цену новой модели мотоцикла. Цена базовой модели 135500 руб. Характеристики мотоцикла, коэффициенты их значимости и оценки в баллах базовой и новой моделей представлены в таблице.

мотоциклы Характеристики изделия
удобство управления скорость безопасность экономичность
Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах Коэффициент весомости Оценка в баллах
базовая модель 0,3 0,15 0,3 0,25
новая модель 0,3 0,15 0,3 0,25

 

2. Составьте калькуляцию и определите свободную отпускную цену изделия с НДС, используя следующие данные:

- затраты на сырье и основные материалы – 650 руб.,

- затраты на вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию на технологические цели – 80 руб.,

- зарплата производственных рабочих – 90 руб.,

- отчисления на социальные нужды – 30 % от зарплаты,

- накладные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общепроизводственные, общехозяйственные расходы) – 15% от зарплаты производственных рабочих,

- внепроизводственные расходы – 3% от производственной себестоимости,

- прибыль – 22 % от полной себестоимости,

- налог на прибыль -18 %

- НДС - 20% к свободной отпускной цене без НДС.

-

3. В чем заключается назначение информации о ценах и из каких источников ее можно получить?

4. Как базисные условия поставок товара влияют на цены?

 

Вариант 9.

1. Характеристики новой модели катера, оцененные группой экспертов с учетом коэффициентов весомости представлены в таблице. Определите цену катера новой модели, если цена одного балла, вычисленная по базовой модели, равна 35800 руб.

Характеристики Коэффициент весомости Оценка в баллах
1) Скорость 2) Безопасность 3) Габариты 4) Удобство управления 5) Внешний вид 6) Экономичность 7) Надежность 0,15 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,15

 

2. Используя нижеприведенные данные, определите объем, при котором фирма будет работать безубыточно.

- Постоянные издержки фирмы - 1500 тыс. руб. в год.

- Переменные издержки фирмы – 2000 тыс. руб. в год.

- Цена продукции – 500 руб.

- Объем реализации продукции – 100 000 шт. в год.

 

3. Сформулируйте преимущества и недостатки стратегии высоких цен и стратегии низких цен.

 

4. В чем суть метода формирования цены с ориентацией на конкуренцию?

 

Вариант 10.

В таблице отражены данные, характеризующие значения основного параметра, и цены изделий, представляющих собой один параметрический ряд. Определите цену нового изделия, продолжающего параметрический ряд, с учетом коэффициента торможения, вычисленного на основе имеющихся данных.

№ п/п Значение основного параметра Цена Значение удельного показателя
 

 

2. Продукция фирмы поставляется на экспорт. Используя приведенные ниже данные, определите величину цены СИФ и ФАС.

- Стоимость товара – 8 000 000 руб.,

- Доставка в порт отправления – 11 000 руб.,

- Стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 12 500 руб.

- Стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 10 000 руб.,

- Стоимость извещения покупателя об отправке товара – 80 руб.,

- Фрахт-порт назначения – 800 000 руб.,

- Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в стране – импортере – 9500 руб.,

- Доставка на склад покупателя – 14 000 руб.,

- Страхование доставки – 500 000 руб.

 

3. Какие факторы (условия) могут вызывать изменения в спросе и предложении?

 

4. Охарактеризуйте сущность метода формирования цены на базе издержек производства.

 

III. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие цены. Функции цены.

2. Система и виды цен.

3. Виды информации о ценах и источники ее получения.

4. Основные ценообразующие факторы, их влияние на цены.

5. Условия, вызывающие изменения спроса и предложения.

6. Виды регулирования цен. Методы государственного регулирования цен.

7. Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции.

8. Особенности ценообразования на рынке монополии.

9. Особенности ценообразования на рынке олигополии.

10. Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции.

11. Стадии процесса ценообразования.

12. Издержки производства и реализации.

13. Определение цен на основе издержек производства.

14. Определение цен с учетом получения целевой прибыли.

15. Определение цен с ориентацией на значимость товара для потребителя.

16. Определение цен с ориентацией на конкуренцию.

17. Определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

18. Общая характеристика параметрических методов ценообразования.

19. Метод удельных показателей.

20. Метод структурной аналогии.

21. Агрегатный метод.

22. Балловый метод.

23. Причины и последствия изменения цен.

24. Понятие ценовой стратегии.

25. Стратегия высоких цен.

26. Стратегия средних цен.

27. Стратегия низких цен.

28. Стратегии неизменных цен, изменяющихся цен.

29. Стратегия льготных цен, стратегия гибких цен в розничной торговле.

30. Стратегии цен, учитывающие географический фактор.

31. Стратегия скидок с цены. Виды скидок.

32. Ценовые линии.

33. Стратегии дискриминационных цен.

34. Стратегии ценообразования и государственная политика.

35. Особенности формирования цен на новые товары.

36. Оценка ценовых стратегий.

37. Влияние базисных условий поставок на цены в контрактах.

38. Виды фиксации цены в контрактах.

39.

IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Герасименко В. В. Ценообразование: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Липсиц И. В. Ценообразование: учебно-практ пособие – М.: Издательство Юрайт, 2011.

3. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб: Питер, 2010.

4. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд./Под ред. В.Е.Есипова. – СПб: Издательство «Питер», 2008.

5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: Кнорус, 2008.

 

Дополнительная

6. Гомонко Э. А. Управление затратами на предприятии: / учебник/ Э.А. Гомонко, Т. Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2009.

7. Липсиц И. В. Ценообразование: учебник – М.: Магистр, 2009.

 



2015-12-04 752 Обсуждений (0)
Методические указания по решению задач. Кафедра экономики и управления на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания по решению задач. Кафедра экономики и управления на предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)