Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В первые годы советской власти и в период нэпа



2015-12-04 557 Обсуждений (0)
В первые годы советской власти и в период нэпа 0.00 из 5.00 0 оценок




С победой Октябрьской социалистической революции в нашей стра­не начался переходный период от капитализма к социализму. Весной 1918 г. были проведены мероприятия по постепенному социалистическо­му преобразованию, опирающиеся на находящиеся в руках пролетарско­го государства командные экономические высоты. С начала Гражданской войны и интервенции пришлось постепенно переходить от программы ис­пользования элементов капитализма при осуществлении социалисти­ческих мероприятий, восстановления финансово-кредитной системы и то­варно-денежных отношений на путь, предусматривавший строгую централизацию производства и распределения, резкое сокращение роли рынка и натурализацию хозяйственных отношений, введение продразвер­стки, широкое применение уравнительных принципов распределения.

Весной 1918 г. была сделана попытка наладить организованный товарообмен между промышленностью и индивидуальным крестьян­ским хозяйством.

В условиях безудержной бумажно-денежной эмиссии в первые годы советской власти и при функционировании предприятий на ос­нове бюджетного финансирования государство устанавливало на то­вары (имеются в виду текстиль и кожа) цены ниже издержек произ­водства, ибо дальнейший производственный процесс был обеспечен системой финансирования.

Таково теоретическое обоснование практики установления твердых оптовых, розничных и закупочных цен, вплоть до перехода к нэпу, на уров­не гораздо ниже их себестоимости, в отличие от так называемых вольных цен, уровень которых определялся соотношением спроса и предложения. Самой сложной задачей для созданного в 1918 г. при Президиуме ВСНХ Комитета твердых цен было определение принципов ценообразования.

Пересмотры цен в 1918 и 1919 гг. проводились с учетом себестои­мости, но уже к середине 1919 г. ее исчисление стало практически не­реальным в условиях постоянно падающего курса валюты.

В первые годы советской власти учет полезности материальных благ, их потребительской стоимости нашел свое отражение в практике установ­ления твердых цен. Например, при калькулировании себестоимости неф­ти Отдел топлива ВСНХ учитывал стоимость эквивалентов других видов топлива, соотношение между сортами равных его видов. Принцип взаи­мозаменяемости применялся и при установлении цен на электроэнергию (соотношение между ценами на электроэнергию и керосин):

Твердые цены на хлеб урожая 1918 г. и прошлых лет устанавлива­лись с учетом его качества, с определением процента влажности, сорт­ности и т.д., а за иные качества продуктов выше или ниже указанной доброкачественности устанавливались скидки и надбавки к цене в ко­пейках.

В условиях растущей натурализации хозяйственных отношений, вызванной безудержной денежной эмиссией, усилия не только отдель­ных экономистов, но и специальных комиссий были направлены на нахождение наиболее приемлемых инструментов безденежного учета затрат общественного труда.

Новая экономическая политика, которую провозгласил X съезд коммунистической партии весной 1921 г., была рассчитана на построе­ние социализма на основе овладения рынком, торговлей, использова­нием для руководства государственной промышленностью материаль­ных стимулов, хозяйственного расчета.

При переходе к нэпу значительная часть предприятий государ­ственной промышленности, особенно производящих продукцию ши­рокого потребления, была снята с государственного снабжения и пере­ведена на хозрасчет. Перевод промышленности на полный хозрасчет в условиях свободной реализации производимой ею продукции на рын­ке практически носил характер коммерческого расчета. «Фактически это означает,— писал В.И. Ленин,— в обстановке допущенной и разви­вающейся свободы торговли перевод госпредприятий в значительной степени на коммерческие, капиталистические основания».

Именно в связи с допуском свободной реализации продукции на рынке полной хозрасчетной самостоятельностью пользовались в этот период не отдельные предприятия, а их объединения, тресты.

Согласно Декрету о трестах от 10 апреля 1923 г. они обладали пол­ной хозяйственной самостоятельностью: действовали на началах ком­мерческого расчета, несли ответственность по своим обязательствам в пределах состоящего в их распоряжении имущества, государствен­ная казна за долги треста не отвечала.

В помощь трестам для овладения рынком сбыта промышлен­ной продукции, организации снабжения предприятий сырьем и материалами, проведения единой политики цен в 1922—1923 гг. были организованы отраслевые хозрасчетные снабженческо-сбытовые объединения — синдикаты. Синдикаты были добровольными объеди­нениями трестов, не имевшими права непосредственного админист­ративного вмешательства в промышленное производство, за исключе­нием тех случаев, когда имелись особые полномочия ВСНХ. Поэтому их взаимоотношения с трестами оформлялись хозяйственными до­говорами.

Внутрипромышленный оборот продукции, экономические связи промышленности с торговлей, с организациями - заготовителями сель­скохозяйственного сырья — все хозяйственные связи государственной промышленности оформлялись системой хозяйственных договоров. В их условия включались определенный объем и ассортимент товаров; штрафные санкции за невыполнение договоров, а также поощрения в за­висимости от экономической эффективности поставок или заказа; твер­дые расчетные цены, размеры торговых скидок (накидок), условия рас­чета и кредитования. Хозяйственные договоры были существенной формой реализации экономических методов руководства хозяйством, в том числе экономических методов регулирования цен.1

В восстановительный период существовало два основных метода ценообразования в промышленности: 1) установление твердых цен по плановым заказам; 2) применение ориентировочных пен на продукцию широкого потребления.

Твердые цены по плановым заказам (транспорта, военной про­мышленности) основывались на довоенной себестоимости с поставкой на современные условия. В них учитывался общий рост издержек про­изводства, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.

Синдикаты отраслей тяжелой промышленности пытались до­вести убыточные цены государственных заказов до размеров восста­новительной стоимости. Поскольку оплата плановых заказов по се­бестоимости или ниже ее уровня покрывалась государственными дотациями далеко не полностью, тресты и синдикаты стремились вос­полнить понесенные убытки путем повышения цен на продукцию ши­рокого потребления, сбываемую на свободном рынке. Цены на эту про­дукцию в первые годы нэпа определялись исключительно рыночной конъюнктурой.

Комитет цен при Наркомфине придерживался того принципа, что ориентировочные цены должны быть не ниже себестоимости и не выше рыночных цен. Бюро цен ВСНХ до осени 1923 г. вело только наблюде­ние за установлением цен трестами и синдикатами, не вмешиваясь в процесс ценообразования. Бюро цен Комиссии по внутренней тор­

говле устанавливало предельные отпускные цепы на узкий круг това­ров широкого потребления: сахар, соль, текстиль. По продукции тек­стильной промышленности устанавливались только цены франко-фабрика, что открывало возможность бесконтрольно повышать цены па всех стадиях продвижения товаров к потребителю. Цены фиксирова­лись на определенные базисные сорта, предназначенные для удовле­творения рабочего и крестьянского спроса (хлопчатобумажные ткани, грубые сукна, дешевые льняные ткани).

В 1922 г., в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнкту­ры, синдикаты оказали значительное положительное воздействие на формирование отпускных цен промышленности, подняв их к началу 1923 г. до уровня восстановительной стоимости. Но уже к октябрю этого года разразился кризис сбыта промышленных товаров. Он произошел по ряду объективных причин: более медленный теми восстановления про­мышленности по сравнению с сельским хозяйством, недостатки в органи­зации торговли и денежного обращения. Усугубила последствия кризиса политика высоких цен синдикатов, которая, как сказано в материалах XIII конференции РКП(б), «явилась несомненным результатом непра­вильного использования монопольной организации отдельных отраслей промышленности при недостаточном развитии регулирующих органов».

В числе мер по усилению плановых начат в экономике, намечен­ных XIII партконференцией для ликвидации кризиса сбыта 1923 г., были действия, непосредственно относящиеся к ценообразованию,— проведение государственной политики снижения цен за счет рациона­лизации производства, повышение производительности труда, сокра­щение чрезмерных прибылей промышленности, усиление регулирова­ния оптовых цен, особенно на продукцию крестьянского спроса, путем постепенного распространения этого регулирования на розничные цены при помощи установления оптовыми органами предельных накидок для кооперации.

Были усилены функции по регулированию цен Комиссии по внут­ренней торговле (с 9 мая 1924 г. — Наркомата внутренней торговли), которая имела право устанавливать предельные цены для оптовой, оп­тово-розничной и розничной продажи и покупки товаров и допусти­мые от них отклонения, скидки и накидки, а также списки товаров, про­дажа и покупка которых по ценам выше предельных не допускалась.

В работе по установлению цен участвовали, помимо Паркомвнуторга, и другие ведомства: ВСНХ, а именно Бюро цен, ВЦСПС, Цент­росоюз и т.д.

Уровень отпускных цен промышленности определялсяусловиями производства и сбыта синдикатов, при помощи которых к концу 1928 г.

осуществлялась реализация почти 100% продукции соответствующих отраслей промышленности и все материально-техническое снабжение.

С конца 1923 г. главная форма проявления планово-регулирующих мероприятий партии и правительства в области ценообразования — это политика снижения оптовых и розничных цен, поддержанная ря­дом партийных решений.

Снижение цен в период после кризиса сбыта 1923 г. и вплоть до 1928 г. происходило в виде кампаний по директивам правительства. Первая кампания (с 1 октября 1923 г. по 1 мая 1925 г.) была проведена, чтобы ликвидировать последствия кризиса. Отпускные цены были сни­жены на 21%, оптовые - на 26%, розничные — на 13%. Эти цены оказа­лись убыточными для промышленности, гак как основывались не на данных отчетных калькуляций, а на необходимости увеличить сбыт. 11о поскольку Наркомвнуторг утверждал в этот период цены не на все виды продукции, а на определенные базисные сорта, то убытки от сни­жения цен, например па хлопчатобумажные ткани, тресты возмещали за счет повышения цен на тонкосуконные, камвольные и некоторые льняные ткани.

13 дальнейшем снижение отпускных цен производилось в основ­ном на базе снижения себестоимости. Политика снижения цен рассмат­ривалась в этот период как стимул к снижению затрат, как своеобраз­ный противозатратный механизм.

Проводимая партией и правительством политика снижения цен повышала значение методов калькуляции себестоимости. В сентябре 1923 г. Центральное производственно-экономическое управление ВСНХ разработало подробную инструкцию по составлению калькуля­ций всех отраслей промышленности и форму калькуляционного листа. Основываясь на этой форме калькуляции, синдикаты (Конвенция металлоенндикатов, Всесоюзный текстильный синдикат (ВТС), Продасиликат) создали подробные методики составления калькуляций по отдельным видам продукции, причем цены должны были базировать­ся по средним или даже худшим из средних предприятий. Цены на пром­товары устанавливались на основе фактической себестоимости с уче­том предположения, какой будет эта себестоимость в наступающем году. Синдикаты проводили нивелировку методов и норм производства в раз­ных трестах, выравнивая их по самым совершенным образцам.

ВТС сумел за 1923—1924 гг. произвести снижение цен на 50—70% на разные виды тканей сначала за счет высоких прибылей в промыш­ленности, а затем за счет внутренних резервов производства: роста про­изводительности (переход рабочих на обслуживание большего ко­личества веретен и станков), снижения расходов сырья на единицу

продукции, рационализации производства и хозяйства фабрик. Металлосивдикат Центрального района на основе калькуляции себестоимо­сти по лучшим предприятиям снизил цены на гвозди, болты, кровельное железо и другие изделия массового потребления. Так же поступали ВТС, Продасиликат и другие организации подобного толка.

Однако это было только началом работы по постановке калькуля­ции себестоимости в промышленности, и здесь оставалось еще много недочетов и ошибок. Например, в докладе Наркомторга СССР от 23 июня 1926 г. говорится, что все утвержденные к этому времени прейс­курантные цены на текстильные изделия основывались в сметных каль­куляциях на базисных сортах, а не на трестовской себестоимости от­дельных сортов.

| Для рассматриваемого периода были характерны резкие различия в уровне производства однородной продукции в зависимости от того, про­изводилась она на старых или на новых (реконструированных) предприя­тиях. В связи с этим тресты, действовавшие на началах полного хозрасче­та, отказывались от производства убыточных или бесприбыльных сортов и увеличивали производство изделий, приносящих прибыль. Нерентабель­ными оказывались целые подотрасли промышленности.

Являясь держателями основной или значительной части продук­ции своей отрасли и имея возможность гибкого маневрирования цена­ми, синдикаты поддерживали не только производство необходимой рынку продукции, но и временно нерентабельные отрасли. Так, ВТС использовал благоприятные условия сбыта хлопчатобумажных тканей для закупки у трестов льна, шерсти, камвольных тканей, пользующих­ся меньшим спросом. Уральский металлургический синдикат (Урал- мет) и Металлосиндикат Центрального района, комбинируя металли­ческие изделия, пользующиеся большим спросом, с нерентабельной продукцией черной металлургии, облегчили финансовое положение металлургических заводов и заводов тяжелого машиностроения за счет высокой конъюнктуры товаров широкого потребления.

Для того чтобы обеспечить равновыгодность для производителей всех видов продукции, пользующейся спросом, с 1928 г. в текстильной и стекольно-фарфоровой, а с 1929 г. — в металлургической промыш­ленности была введена система двух прейскурантов-, расчетного и тор­гового. Расчетные цены создавали условия для рентабельной работы всех предприятий, в том числе предприятий с отсталой техникой. Они давали возможность без ущерба для хозрасчета внедрять в производство заменители, стимулировали производство дефицитной продукции, а также выработку в пределах технической возможности нужного рынку ассортимента.

ВТС и Продасиликат имели право па некоторое маневрирование ценами торгового прейскуранта, но под контролем Наркомвнуторга. Цены торгового прейскуранта варьировались по отдельным сортам в за­висимости от сезона, состояния рынка и спроса, однако с таким расче­том, чтобы общая стоимость продукции оставалась неизменной. Таким образом, система двух прейскурантов предоставляла возможность сти­мулирования как производства, так и рынка.

Большую роль сыграли синдикаты в снижении издержек обраще­ния, в доведении товаров до потребителя с наименьшими торговыми издержками, в ликвидации оптово-розничных «ножниц». В условиях роста розничных цен, обусловленного значительным присутствием частника в розничном товарообороте, дефицитом ряда товаров, пред­седатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский издал специальный циркуляр от 29 октября 1925 г. № 4, в котором категорически потребовал: «Вакха­налии роста розничных цен должен быть положен конец». Трестам и синдикатам было дано предписание следить за продвижением их из­делий и за ценами на них вплоть до потребителя.

В генеральные договоры, заключаемые синдикатами с потребитель­ской кооперацией, включались размеры предельных надбавок на отпуск­ные цены, в которые должны были укладываться торгово-накладные рас­ходы различных звеньев потребительской кооперации от московского представительства кооперативного союза до сельского потребительского общества. По договоруВТС с Всеукраинским союзом потребительских кооперативных организаций от 30 сентября 1925 г. на все эти расходы по­лагалась надбавка в размере 12% к отпускной цене синдиката.

Тресты и синдикаты участвовали в заготовке сельскохозяйст­венного сырья и продовольствия, от которых зависел воспроизвод­ственный процесс в легкой и пищевой промышленности. Прямое планирование и регулирование цен на продукцию сельского хозяйства в 1920-е гг. было невозможно, на них оказывалось только косвенное ре­гулирующее воздействие.

Экономические методы довольно эффективно использовались для регулирования закупочных цен на промышленное сырье растительно­го и животного происхождения, производство которого было сосредо­точено в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Была осуществ­лена попытка административного регулирования цен на хлопок, лен, шерсть, кожу путем установления твердых лимитных цен, которые определялись на весь год и не зависели от сезона, конъюнктуры в от­дельных районах и т.д.

Практика жестких неэластичных лимитов себя не оправдала, и в резолюции Пленума ЦК ВКП(б) (апрель 1925 г.) «Очередные за-

дачн экономической политики партии в связи с хозяйственными нуж­дами деревни» было дано указание: «Припять серьезные меры к дей­ствительному изменению существовавшей в последний период прак­тики лимитирования цен на хлеб и сельскохозяйственное сырье, переходя на гибкое государственно-экономическое регулирование и соглашение государственных и кооперативных заготовителей».

Гибкое экономическое регулирование сельскохозяйственных цен стало осуществляться путем установления среднегодовых директивных цеп по каждому виду сырья, которые определяли экономически целе­сообразный (с народно-хозяйственной и рыночной точки зрения) уро­вень цен на тот или иной вид сырья. Исходя из директивной цены, уста­новленной Наркомвнуторгом, Центральное конвенционное бюро, устанавливающее цены по данному виду сельскохозяйственной про­дукции, и местные конвенционные бюро устанавливали на основе перс­пективных директивных цен и конъюнктуры рынка согласительные цены для отдельных районов. Цены конкретных сделок могли отли­чаться от согласительных цен в зависимости от сезонности, конъюнк­туры на отдельных участках рынка и качества заготовляемой продук­ции. Задача государства заключалась в том, чтобы при помощи экономических мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы они тяготели к установленному среднему уровню. Применялись такие методы регулирования заготовительных цен, как планы завоза промтоваров в районы хлебных и сырьевых заготовок, льготные цены на хлеб для крестьян хлопкосеющих районов и т.д.

До 1927—1928 гг. систематической работы по планированию и ре­гулированию отпускных цен промышленности органами ВСНХ СССР и другими наркоматами не проводилось. В связи с директивами прави­тельства о снижении цен стали собираться и частично разрабатывать­ся отдельные материалы. В апреле 1930 г. функции по регулированию промышленных цен были переданы из ведения Наркомторга органам ВСНХ СССР. Президиум ВСНХ СССР запретил объединениям и тре­стам какое-либо самовольное повышение цен.

В октябре 1931 г. был образован Комитет цен при СТО, в функции которого входило утверждение отпускных цен на основную продукцию отраслей тяжелой, лесной, легкой и пищевой промышленности. Уста­новление и регулирование цен подчинялось принципу централизации, необходимому в условиях планового ценообразования.

Отпускные цены устанавливались на базе планово-коммерческой себестоимости, но па практике ни один прейскурант не отвечал этим требованиям. В ценообразовании в ряде случаев не были преодолены дореволюционные соотношения цен внутри отдельных отраслей промышленности. Многие отрасли еще пользовались дореволюционными прейскурантами, внося в них лишь отдельные коэффициентные поправ­ки, так как в целом отпускные цены к концу 1927 г. были выше цен 1913 г. на 70%. Единые отраслевые прейскуранты зачастую отсутство­вали, не было твердых принципов по установлению норм накоплений по отдельным группам товаров и отраслям.



2015-12-04 557 Обсуждений (0)
В первые годы советской власти и в период нэпа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В первые годы советской власти и в период нэпа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)