Регулируемые розничные цены на потребительском рынке и услуги
Методы регулирования Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и осуществляется постепенный переход к свободному ценообразованию. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен. Регулирование цен государством в России за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цель государственного регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов как поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В последние годы государственное регулирование цен на потребительские товары и услуги в России осуществлялось в следующих формах: 1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок» 2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям. 3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и надбавок к отпускным ценам изготовителя. 4. Установление твердых фиксированных цен. 5. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет. 6. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли. 7. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу. В течение 1992-1997гг. роль и соотношение различных форм регулирования цен изменились. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%, одновременное использование первой и второй форм – 20%, дотации из местных бюджетов и установление предельного уровня цен. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам в настоящее время практически не используется, т.к. предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. Следует заметить, что за рубежом уровень цен регулируется через ограничение получения повышенной рентабельности на вложенный капитал. В целом по Российской Федерации масштаб регулирования цен составил в 2001г. 13,4% от общего количества цен. По федеральным округам различия в масштабах регулирования цен составляют 4,3%. Несколько выше масштаб регулирования цен в Центральном (15,5%) и Южном (14,8%) федеральных округах, а наименьший – в Северо-Западном (11,2%) и Дальневосточном (11,6%) федеральных округах. Группировка регионов по масштабам регулирования цен представлена в табл. 2.4. По наиболее широкому перечню товаров и услуг органы местной администрации оказывают влияние на формирование розничных цен в Тульской и Смоленской областях, а также республиках Алтай и Северная Осетия – Алания. Таблица 2.4 Удельный вес регионов, регулирующих розничные цены на товары и услуги, в процентах к общему количеству регионов (2001г.)
О степени регулирования цен на отдельные группы потребительских товаров и услуг, осуществляемого на региональном уровне, дает представление табл. 2.5. Кроме того, повсеместно регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телеграфной связи и проводного вещания, перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие виды товары и услуги. Основными формами регулирования потребительских цен являются: - ограничение торговой надбавки (в 28,7% отмеченных случаев регулирования цен на региональном уровне), а также сочетание этого метода с ограничением оптовой надбавки (22,3%); - установление фиксированной цены (20,6%), а также сочетание этого метода с дотациями (4,3%); - ограничение рентабельности предприятий-производителей (4,2%); - установление предельной цены (3,8%) - другие методы (16,1%).
Таблица 2.5
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |