Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика и технология



2015-12-04 423 Обсуждений (0)
Экономика и технология 0.00 из 5.00 0 оценок




Судан – богатейшая область доколониальной Африки. Разнообразные природные условия позволили здесь жить бок о бок кочевникам и оседлым земледельцам. Однако, в отличие от Северной Африки и Эфиопии, земледелие здесь мотыжное, у некоторых народов – даже подсечно-огневое. Главное сельскохозяйственное орудие этого края – изогнутая деревянная мотыга с железным наконечником. От района к району набор сельхозкультур меняется. В прошлом в средней полосе Судана господствовали просо, рис (там, где для него хватало влаги), сахарный тростник, дыня, тыква, а также низкорослый злак фоно и земляной орех (арахис). Позже к ним добавились завезённые из Америки кукуруза, батат (корнеплод, близко родственный картофелю) и маниока. В лесах Верхней Гвинеи господствовали тропические злаки и фрукты. Многие народы применяли севооборот, свой для каждого региона. Впрочем, в колониальную эпоху европейцы искусственно насаждали в Верхней Гвинее монокультуры, предназначенные на экспорт.

У всех оседлых народов скотоводство было развито очень слабо. Им занимались кочевники – арабы и туареги, а на юге региона – полукочевые племена фульбе (летом они жили в посёлках, возле своих полей, а осенью, с началом сухого сезона, уходили со своим скотом на пастбища, оставляя дома лишь стариков и женщин).

Ремесло в Судане выше всего было развито у хауса, в меньшей мере – у фульбе и мандинго. В городах хауса выделывались отличные ткани (в основном полосатой расцветки), расходившиеся по всем землям от Камеруна до Триполи, прекрасные кожаные и железные изделия (особенно славился местный сафьян). В Верхней Гвинее лидерами в ремесле, особенно художественном, были народы Южной Нигерии – йоруба и бини. В наши дни ремёсла стран Западной Африки переживают упадок под напором промышленных товаров.

Торговля в Западной Африке была развита ещё со средних веков. Мусульманские купцы (как из стран Магриба, так и из государств бассейна Нигера – Ганы, Мали, Сонгаи) держали под контролем караванные пути, связывавшие Судан со Средиземным морем. Однако в XVI в. начался упадок торговли: марокканские войска разгромили город Тимбукту на Нигере, бывший до этого центром караванной торговли, а на побережье появились европейские фактории. Европейцы называли берега Африки по товарам, которые они оттуда вывозили: Золотой Берег (ныне Гана), Перцовый Берег (Либерия), Берег Слоновой Кости (Кот д’Ивуар), наконец, Невольничий Берег. Работорговля, как уже говорилось, подорвала силы африканских государств и истощила их экономику без всякой пользы для их народов. В наши дни страны Западной Африки – одна из основных частей «мировой деревни», продовольственные придатки бывших метрополий (особенно Франции).

Общество

Социальный строй народов Западной Африки весьма своеобразен. Развитый патриархат был лишь у кочевников и полукочевников, остальные народы не знали этой ступени. Они перешли к государству прямиком от материнско-родовой организации, черты которой сохранились у них до сих пор. Так, наследование имущества или хотя бы его части всегда шло по материнской линии, так же наследовались должности (например, в государстве Ашанти) и даже престол, хотя занимал его обычно мужчина. Такой порядок престолонаследия известен и в Древнем Египте. Титул царя Ашанти переводится как «мать матерей». В Бенине и государствах йоруба практически наравне с царём стояла «царица-мать», обычно отнюдь не родная мать царя (которую чаще всего убивали).

В то же время в Западной Африке очень влиятельны тайные мужские союзы: Поро в Либерии, Эгбе и Нгуа в Камеруне и другие, подобные им. Союзы эти очень влиятельны: они руководят инициациями, поэтому через них проходит каждый взрослый мужчина. Это нечто среднее между мужским союзом в Меланезии (своего рода закрытым мистическим орденом) и военной дружиной древнегерманского конунга, тем более что во главе такого союза обычно стоял местный вождь или король. При таком короле союз выполнял роль суда и полиции, а тайный характер лишь увеличивал его могущество и позволял действовать без закона, лишь по собственным «понятиям». С помощью грубой силы союзы взыскивали налоги и расправлялись с противниками своих вождей. И в то же время это – религиозные организации (например, союз Поро – почитателей духа с тем же именем), их ритуалы включают магические обряды, ритуальные пляски в устрашающих масках и многое другое. В странах Западной Африки (например, Камеруне) тайные союзы до сих пор остаются влиятельной общественной и политической силой.

Государство

Государство в Чёрной Африке заметно отличается от государства в других частях света. Как отмечает крупный советский африканист Л.В. Куббель, оно возникло не в результате перемен в способе организации производства, а исключительно путём монополизации внешней торговли правящей верхушкой (Африка 1986-1987: I, 49-50). Финансовую базу власти составляли исключительно доходы от торговли, причём торговли транзитной, на ней было сосредоточено всё внимание местных правителей, а хозяйство внутри страны как было натуральным, так натуральным и оставалось. На практике это вело к усилению отсталости африканских стран, где благополучие сельского населения никак не было связано с расцветом или упадком торговых городов-столиц. Государство здесь не выполняло своих экономических и социальных функций, как в Европе или Азии. Поэтому, как считает Л.В.Куббель, без оговорок называть эти образования «царствами» или «княжествами» – значит невольно завышать уровень развития африканских обществ (Африка 1986-1987: I, 50).

Государственное устройство стран Западной Африки было несложно. Мусульманские государства строились по обычному исламскому образцу, государства кочевников (например, имамат фульбе или халифат Сокото) – по той же схеме, которая известна и у кочевников Азии. В Верхней Гвинее царства состояли из сельских общин, которыми правили наследственные вожди; центральная власть лишь контролировала их (как было, например, в Ашанти). В городах-государствах южной Нигерии (например, в Бенине) царь (оба) и царица-мать почитались как боги – при жизни, а тем более после смерти. Жреческой касты здесь не было, и обязанности жрецов исполняли правители.

Религия

Африка, особенно Западная, – классическая страна культа предков, тесно связанного с культом духов. Каждая семья почитала умерших предков, каждое племя – своих мифических прародителей. В языческих царствах культ предков правящей династии стал общегосударственной религией. Так, в Бенине каждая семья ставила на могилах алтари, украшенные деревянными головами погребённых (нередко весьма условными). Это изображение – ухув-элао («череп предка») считалось посредником в общении между умершим и живыми. Такие же головы умерших правителей, только бронзовые, ставились в особых «часовнях» в царском дворце, а в макушку им вставлялся слоновий бивень с резным барельефом ритуального содержания (Григорович 1976: 133-134). Наряду с этим жители Верхней Гвинеи почитают духов природы (например, Поро), чаще всего в устрашающем и нередко – животном облике.

Тесные торговые связи со странами Магриба способствовали распространению ислама, проникавшего в Судан по караванным путям. Уже средневековое государство Мали было мусульманским, а в самом конце XVIII в. фульбе создали на крайнем западе Судана могущественный имамат. В наши дни мусульманство господствует во всём Судане, включая плато Адамауа (центральный Камерун), причём граница его распространения продолжает продвигаться к югу. Население Верхней Гвинеи в основном сохраняет местные верования. Хотя европейцы пытались насаждать в своих колониях христианство, больших успехов они не добились: до сих пор христиан здесь мало, а их новые убеждения весьма поверхностны.

Наука и техника

Военное дело

Внешний вид

Хотя Западная Африка – очень жаркий край, но лишь самые отсталые племена обходятся почти без одежды. Суданцы, как и многие мусульманские народы, носят широкую рубаху и шаровары, а женщины – юбку из нескольких полос ткани. Чадра у них никогда не была особо распространена, а у некоторых племён туарегов её носят только мужчины. И лишь фульбе с прохладного плоскогорья Фута-Джаллон поверх описанной одежды носят шерстяные плащи, непременно синие.

В Верхней Гвинее все жители носят набедренные повязки. Сверх того, мужчины надевают рубахи и короткие штаны, а женщины – пёстрые юбки, повязанные выше талии, причём верхняя часть тела у них обычно обнажена.

Имена

Брак и семья

Питание



2015-12-04 423 Обсуждений (0)
Экономика и технология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика и технология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)