Ф-ции рыночной цены, механизм их проявления, взаимосвязь и противоречия
Роль и значение цены в рыночной экономике. Цена – это элемент, присущий эк-ке любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях. а) Планово-административная система (диррективно-управляемая; цены исп-сь как внешний регулятор, инструмент воздействия на эк-е процессы со стороны гос-ва, т.е. они явл-ся объектом планирования и устанавливались централизованно правительством, были едины на территории всей страны и менялись только по решению правит-ва. Уровень цен был оторван от мировых и реальной стоимости товара. Цена занимала 2 место после плана и выполняла чисто расчетные ф-ции). б) Рыночная система (каждое п/п и его собственники самостоятельно принимают все производственные и эк-е решения, т.е. что, где, когда и сколько производить. Кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи м/у п/п свободны и п/п самостоятельно несут ответственность за все принимаемые ими решения. Механизм регулир-я деят-ти п/п базируется на исп-ии эк-х методов, таких как – финансово-кредитная система, налоговая политика, таможенная и инвестиционная политика). В рыночной эк-ке: - формир-е конечного уровня цен происходит не в сфере произв-ва, а в сфере реализации продукции; - цены на продукцию, Т и У устанавливаются собственником; - цены выявляют диспропорцию м/у S и D и мгновенно реагируют; - цена имеет в себе св-во конкурентности, выступает инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов и перелива капиталов. Факторы, влияющие на уровень цен: 1. Факторы спроса: - размер среднедневного дохода и его распределение м/у соц.группами; - платежеспособный спрос населения; - уровень сбережений; - вкус, мода, сезонность. 2. Факторы потребительского выбора: - уровень цен на аналогичные Т п/п конкурентов; - замещаемость Т; - уровень цен на взамо-заменяемые и взаимо-дополняемые Т. 3. Факторы преждложения: зависят от условий функционир-я, сферы произв-ва. - уровень издержек произв-ва и реализации; - цены на факторы произв-ва (природ.ресурсы, капиал.труд); - размер полученной п/п прибыли и структура ее использования; - кол-во Т, поступающих на рынок. 4. Факторы обусловленные альтернативными производст-ми возможностями: - предельная замещаемость продуктов; - альтернативные издержки и технологии; - предельная замещаемость факторов произв-ва. 5. Гос. регулирование: - налогообложение; - таможенная политика; В рыночной эк-ке цены действуют как единый целостный ценовой механизм, состоящий из 2х взаимосвязанных подсистем: 1) Сами цены, виды, структуры, величина, динамика. 2) Ценообразование – как способ установления новых и изменения действующих цен, ~ и предопределяет их уровень. Механизм ЦО проявляется ч/з динамику цен, ~ формируют 2 основных фактора: * стратегический (цены образуются на основе стоимости товара); * тактический (конечный уровень цен опр-ся коньюктурой рынка). Ф-ции рыночной цены, механизм их проявления, взаимосвязь и противоречия. Функции– это внешнее проявление внутреннего содержания цены. Они отражают роль цены в эк-ке и ее взаимоотношения с другими эк-ми категориями. Функции цены: 1. Учетно-измерительная (соизмерительная); 2. Стимулирующая; 3. Балансирующая; 4. Распределительная (перераспределительная); 5. Как средство рационального размещения производства; 6. Информационная; 7. Социальная. 1. Вытекает из сущности цены, как денежное выражение рыночной стоимости Т, а именно: - Цена показывает сколько затрачено ресурсов на произ-во Т и какую прибыль получит произв-ль. Ц = затраты (издержки) + прибыль - Цена переводит кол-во и кач-во Т и У из осязаемой или неосязаемой формы в адекватные показатели в денежном выражении. Благодаря чему возможен обмен, а также сущ.понятия денег – отражают уровень цен на товар. - Цена позволяет соизмерить ценность различных Т и У, работ, продукции. - Цена лежит в основе расчета всех эк.осн.показателей, т.к. они имеют стоимостную основу. - Благодаря цене мы формируем эк.показатели, осуществляем их оценку и анализ. Связана с законом стоимости.
2. Проявляется в том, что цена воздействует и на производителей и на потребителей, как поощряющую, так и сдерживающую функцию. На производителей цена оказывает стимулирующее воздействие ч/з величину заключенной в ней прибыли: а) при стабильном уровне цен; б) цена либо растет, либо снижается.
3. Выражается в том, что ч/з цену осуществляется взаимосвязь м/у D и S и м/у сферой произв-ва и потребления. Любое изменение цены свидетельствует о нарушении этого баланса и начинается движение в сферах произв-ва и потребителя. Связана с законом D и S.
4. С помощью цены происходит перераспределение доходов: м/у соц.групами населения, отраслями, регионами. Механизм перераспределения состоит в том, что стоимость, созданная в цене одного Т реализуется в цене другого. Данная функция тесно связана с гос.политикой. Механизм перераспределения доходов ч/з цену идет в 2х направлениях: - ч/з систему налогообложения; - один и тот же Т, У продается разным группам потребителей по разной цене.
5. Состоит в том, что с помощью цены осуществляется перераспределение ресурсов в масштабах эк-ки м/у отраслями, видами деят-ти, регионами. И создается такая структура эк-ки, ~ соответствует потребностям населения и страны. Связана с действием закона перелива капиталов. Когда они вкладываются в те виды деят-ти, ~ приносят максимальную прибыль, т.е. наиболее рентабельны, а это опр-ся с помощью цены.
6. Состоит в том, что цена несет в себе большую часть необходимой инф. для принятия каких-либо решений, как для п/п, так и для населения; как в положительную, так и в отрицательную сторону.
7. От уровня и динамики цен зависит объем потребляемых благ населением, потребительский бюджет семьи, структура расходов, т.е. уровень жизни населения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |