Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список использованных источников



2015-12-04 303 Обсуждений (0)
Список использованных источников 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГ БОУ ВПО «Ивановский Государственный Университет»

Экономический факультет

 

Кафедра экономической теории

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономическая компаративистика»

на тему:

«Позиции государственного сектора в экономической модели Южной Кореи»

 

Выполнила:

Студентка ОДО 1 курса магистратуры

направления «Экономика»

профиля «Финансы и кредит»

Грушина Наталья Александровна

 

Проверила:

д.э.н., профессор Иродова Е.Е.

 

 

Иваново – 2015


Всего за несколько десятилетий Южной Корее удалось сделать свою экономику одной из ведущих в мире. В лексиконе экономистов в 60-х 90-х гг XX в. появился термин «азиатские тигры» так назвали Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань за очень высокие темпы экономического развития. Правительство Южной Кореи неоднократно проводило экономические реформы, адаптируя страну к изменению ситуации в мире.

Корейская война 1950-1953 гг окончательно определила статус-кво КНДР и Республики Корея. В 1910-1945 гг Корея была колонией Японии. Но по итогам Второй мировой войны Япония, как проигравшая сторона, уступила контроль над Корейским полуостровом.

Несмотря на помощь иностранных инвесторов (и прежде всего США) прошло десять лет прежде, чем беднейшая страна встала на путь экономического развития. Пришедший к власти путем военного переворота в 1961 г генерал Пак Чон Хи (1917-1979) фактически оказался «автором» «корейского экономического чуда». Он сделал ставку на индустриализацию экономики с целью увеличения экспорта, для чего сумел привлечь иностранные инвестиции в крупных объемах.

История

Процесс становления и развития госрегулирования экономики можно условно разделить на пять этапов.

Первый этап совпадает с периодом президентства Ли Сын Мана (1948-1960 гг.) и характеризуется созданием основ структуры госрегулирования. В эти годы образован госсектор, развитию которого придавалось очень большое значение. Экономическое вмешательство государства и его непосредственно предпринимательская деятельность получили затем законодательное оформление. Осуществлялись начальные попытки координации экономической жизни путем разработки первых стратегических программ и планов, подкрепленных проведением реформ, многие из которых определяли дальнейший путь развития страны, в том числе и систему ее экономической организации.

Предвоенные (до 1950 г.) реформы – аграрная, административная, образовательная и ряд других – проявили позитивные результаты впоследствии, дав первоначальный импульс капитализации общества. В эти годы образованы многие министерства и другие официальные организации, на которые возлагались функции управления, координации и контроля со стороны государства за хозяйственным развитием, деятельностью экономических институтов и частных лиц.

Данный период вошел в экономическую историю страны как время апробации курса на импортзамещающее развитие. Движение экономики по принципу импортзамещения существенно расширило рамки госсектора, сформированного ранее в основном за счет предприятий и капитала бывшей японской собственности. Теперь же с использованием иностранной помощи и низкопроцентных кредитов были сооружены различные объекты промышленного назначения, транспорта и связи, значительно улучшившие экономическую инфраструктуру. Они явились результатом активной предпринимательской деятельности государства и вошли в состав госсектора.

Последовательное развитие получили и другие формы и методы вмешательства государства в экономику. Часть займов, предоставленных США и другими странами, а также по международным каналам в качестве экономической помощи, направлялась не только на финансирование госсектора, но послужила основой для установления его взаимоотношений с еще слабым в то время национальным частным бизнесом. В первую очередь государство поддерживало наиболее крупных по местным масштабам предпринимателей, создавая им более благоприятные стартовые возможности. Так возникли, развились и образовали свои «экономические империи» известные монополистические конгломераты «Самсон», «Лаки Голдстар» (ныне «Эл Джи»), «Дэу», «Хёндэ», «Ссанъён» и др.

Делая ставку на поддержку крупного бизнеса, государство не только использовало имевшиеся у него рычаги экономического регулирования, но и разрабатывало новые.

Большое место отводилось при этом финансовым инструментам – приоритетному субсидированию, налоговым льготам и другим формам поощрения перспективных отраслей и крупных компаний, с одной стороны, и ограничению в кредитовании и налоговому прессу в отношении остальных секторов экономики, не вписывающихся в государственную стратегию развития, с другой.

Второй этап охватывает период нахождения у власти администрации Пак Чон Хи (1961-1979 гг.). За годы его правления удалось реализовать поставленную цель –достигнуть в рекордно короткие сроки экономического процветания путем внедрения в национальное производство модели экспортного развития. Речь идет о модели, тщательно отшлифованной с учетом реальных возможностей использовать собственные (хотя бы относительные) преимущества в производстве определенных видов продукции с ориентацией на внешний рынок. Данной идее были подчинены все экономические функции государства, призванные в административно-управленческом, хозяйственном, финансовом отношении содействовать именно такому развитию экономической структуры страны, в первую очередь наиболее перспективной с этой точки зрения ее части – обрабатывающей промышленности.

Занимая четкую позицию в отношении экспортной ориентации развития, администрация Пак Чон Хи вместе с тем допускала определенное «забегание вперед», выражавшееся в экономически не оправданном (с позиций тогдашнего уровня развития) сооружении крупных престижных промышленных объектов. В какой-то мере попытки создать крупную индустрию ускоренным путем оправдывались неустойчивостью политической ситуации на Корейском полуострове, негласным экономическим соревнованием и обострявшимся время от времени военным противостоянием Севера и Юга.

В этот период всестороннее развитие получила система полнокровного государственного регулирования. Широкую поддержку администрации приобрело экономическое планирование.

В ходе согласования генеральной линии развития между соответствующими министерствами и ведомствами вырабатывался единый подход и совместный вариант перспективного плана, под который затем обязаны были подстраиваться все экономические субъекты, начиная с государства и кончая частным бизнесом. Таким образом, система госрегулирования пронизывала все ступеньки экономической структуры.

В 70-е годы в развитии страны произошли значительные позитивные сдвиги. Повысился ее престиж за рубежом, осуществился выход на внешние рынки, начался поворот к открытости экономики по мере следования по пути экспортной ориентации. Наконец, возросла мощь и активность частного капитала, появились крупные и конкурентоспособные на мировом рынке монополии.

Вместе с тем полная зависимость южнокорейского бизнеса от госаппарата подрывала эффективность и мобильность экономики. Стремление бюрократии к полновластному контролю и подчинению всех сторон хозяйственной жизни вызывало нарастающее сопротивление все большей части предпринимательства, включая представителей мелкого и среднего бизнеса.

Третьим этапом можно считать 1980-1987 гг., когда при президенте Чон Ду Хване были предприняты попытки снизить степень влияния государства на экономику с помощью половинчатых реформ. Хотя Чон Ду Хван, как и предыдущий президент, делал основную ставку на укрепление государственности, политика дальнейшего «закручивания гаек», как было отмечено выше, стала давать сбои.

Четвертый этап связан с приходом к власти администрации Ро Дэ У (1987-1992 гг.), положившим начало эпохе постепенного «размывания» системы госрегулирования экономики.

Пятый этап открывался годами правления президента Ким Ён Сама (1993-1997 гг.), продолжился при Ким Дэ Джуне (1988 – 2002 гг.) и длится до сих пор. Под влиянием как внутренних причин, так и внешних факторов отмеченный выше процесс приобрел еще более отчетливую антигосударственную направленность.

На фоне постепенного отхода государства от предпринимательской деятельности особенно отчетливо выделяется тенденция резкого усиления его финансового контроля и влияния посредством него на экономику. Именно на этом направлении сфокусировалась экономическая политика государства, вступившего в постиндустриальную стадию развития.

Государство установило контроль над финансовыми институтами, в его руках находятся все рычаги финансового давления, нацеленные на содействие государственной экономической стратегии. Таким образом, в конечном итоге оно по-прежнему контролирует ситуацию в экономике. Все изменения, касающиеся экономической и финансовой либерализации, разрабатываются и принимаются государством. Эти изменения, носящие эволюционный характер, сопровождаются многочисленными оговорками, исключениями и т.д. Неслучайно поэтому Республику Корея нередко обвиняют в чрезмерной бюрократизации, огосударствлении хозяйственных функций и экономической жизни в целом.

Современное развитие

Государство фактически взяло на себя руководство экономикой и она во многом стала централизованно управляемой. Развитие экономики проходило на основе принимаемых пятилетних экономических планов. Лично Пак Чон Хи отобрал несколько десятков корейских фирм, которые он посчитал наиболее перспективными в разных отраслях. И именно этим компаниям правительство Южной Кореи оказало огромную поддержку — государственными заказами, льготными кредитами, государственными гарантиями по иностранным кредитам и доступом к иностранным инвестициям. Перед страной и компаниями ставилась задача расширения экспорта и обеспечения импортозамещения.

Государственная поддержка отраслей менялась в соответствии с принятыми планами развития экономики. Так, в 1960-е гг государство поддерживало предприятия в обрабатывающей сфере (особенно легкую промышленность), в 1970-1980 гг тяжелую, оборонную, химическую промышленность, в 1990-е гг высокотехнологичные и финансовые сферы и электронику. Постепенно как предприятия этих отраслей выходили на уровень самоокупаемости , государство обеспечивало хорошие условия для развития экспорта.

В последние десятилетия в рамках снижения доли государственного сектора в экономике государство проводит приватизацию ряда компаний. Однако несмотря на это государство сохранило за собой управление за ключевыми компаниями (электроэнергетические, транспортные, средства массовой информации, сельскохозяйственные, сталелитейные и др.) : Incheon International Airport, Korail, Seoul Metro, Seoul Metropolitan Rapid Transit Corporation, Korea National Oil Corporation, Korea Land and Housing Corporation, Korea Electric Power Corporation, Korean Broadcasting System, Rough Draft Studios. Сегодня насчитывается около 300 государственных компаний.

Пак Чон Хи сделал ставку на личные качества руководителей этих фирм и фактически помог им создать крупнейшие семейные холдинги — «чэболь». Тогда и появились ставшие впоследствии всемирно известными марки — такие как Hyundai, Daewoo, Samsung, LG, KIA, SsangYong и т. д. Чэболь стали характерной особенностью южнокорейской экономики и ее основной составляющей. Они смогли вырасти по нескольким причинам: были предоставлены дешевые иностранные кредиты и особые привилегии.

Чэболь очень схожи с японскими кейретсу (преемник дзайбацу), однако имеют ряд отличий: во-первых, это семейный бизнес (в Японии – профессиональное корпоративное управление). Во-вторых, чэболь функционировали на основе кредитов, предоставляемых как иностранными инвесторами, так и банками, которые находились в собственности государства (в Японии банки являются частью финансовой корпорации, а значит, компания не ограничена в денежных ресурсах). В-третьих, чэболи образуют дочерние компании для экспортных отношений (в Японии для экспорта ищут подрядчиков).

Поскольку главным ресурсом Кореи накануне создания «экономического чуда» была дешевая и дисциплинированная рабочая сила, ее объединение в крупных корпорациях принесло свои плоды — серьезный ежегодный рост экономики Южной Кореи отмечался непрерывно, вплоть до кризиса 1997 г. (более 8% ежегодно).

Государственный бюджет увеличивался теми же темпами, которыми увеличивался ВВП, и составлял порядка 20% ВВП на всем своем протяжении (в последнее время доля государственного бюджета снизилась до 15% ВВП-2014 год). Основными государственными расходами в период первых пятилеток были инвестиции в развитие экономики, инфраструктурные проекты, порою достигая 41% всех расходов бюджета. С 1980-х годов эти расходы стали снижаться, в то время как социальные расходы и расходы на оборону стали увеличиваться.

На 2016 год принят бюджет Южнокорейской республики в объеме 320 млрд. долларов ( или 386,7 трлн. корейских вонов). Бюджетные расходы продолжают увеличиваться. Бюджетный дефицит в 2016 году составит 2,3 % ВВП, а госдолг поднимется до 40, 1% ВВП. Несмотря на увеличение госдолга и бюджетного дефицита эти показатели намного ниже, чем во многих развитых странах. Кроме того, планируется в 2017 году выйти на профицитный бюджетный для снижения госдолга.

Бюджетные средства должны направится на поддержку экономического роста страны в условиях замедления экономики Китая. Наибольший объем средств будет направлен на программы по улучшению благосостояния граждан (около 30% бюджетных расходов), в том числе и на создание дополнительных рабочих мест. Также средства направят на социальное обслуживание и образование (до 30% расходов), оборону (до 10% бюджетных расходов). В 2016 году экономический рост страны планируется на уровне 3,3 – 3,5 %.

Даже кризис 1998 года (падение экономики составило -5,7%) и мировой финансовый кризис в 2000-х гг. (экономический рост замедлился до 0,71%) ненадолго замедлил развитие Кореи. Принятые меры позволяли уже через один-два года вернуться к росту экономики.

Южная Корея, благодаря уровню своей экономики, — одна из наиболее влиятельных стран мира. Она входит в международный клуб G20, объединяющий двадцать наиболее развитых государств нашей планеты.

Заключение

Государственное регулирование – основа южнокорейской экономики. Предпринимая усилия по обеспечению общегосударственных интересов, руководство страны всегда стремилось соблюдать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса. Отойдя от жесткого контроля государства над экономикой, Республика Корея ищет свою модель оптимального сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства.

 


Список использованных источников

1. Суслина С.С. Государственное регулирование экономики: опыт Республики Корея

2. Wonhee Lee, Transparency of State-Owned Enterprises in South Korea. Электронный ресурс. URL: www.internationalbudget.org (дата обращения: 22.11.2015)

3. Michael A. Witt, South Korea: Plutocratic State-led Capitalism Reconfiguring Электронный ресурс. URL: http://www.insead.edu/facultyresearch/research/doc.cfm?did=50532 (дата обращения: 22.11.2015)

4. Ansuya Harjani, Korea's GDP growth at 5-year high: Key facts Электронный ресурс. URL: http://www.cnbc.com/2015/10/22/koreas-gdp-growth-at-five-year-high.html(дата обращения: 22.11.2015)

 



2015-12-04 303 Обсуждений (0)
Список использованных источников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список использованных источников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)