Организация обращения и учета отходов
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА Минской ТЭЦ-4 «РУП «Минскэнерго»
Разработчик: Инструкцию должны знать:
Начальники цехов и отделов
"____"_______________2007 г.
Минск-2009 ЛИСТ ПЕРЕСМОТРА ИНСТРУКЦИИ
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К ИНСТРУКЦИИ
С инструкцией ознакомлен:
Инструкция по обращению с отходами производства Минской ТЭЦ-4 разработана сотрудниками ОДО «Экология - сервис» в рамках хозяйственного договора в 2009 г. и включает в себя все изменения законодательства, связанные с вступлением в силу закона «Об обращении с отходами». Настоящая инструкция регламентирует порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием, сбором, учётом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживание, в том числе, путём размещения на объектах хранения и захоронения отходов, образующихся в процессе экономической деятельности предприятия и (или) жизнедеятельности человека.
От разработчика: Директор ООО «Экология-сервис» И.Н. Шабан
Область применения Инструкция по обращению с отходами (далее – Инструкция) определяет порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием (включая нормирование образования отходов), сбором, учетом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживание, захоронение на объектах захоронения коммунальных отходов и отходов производства. Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами», Правилами разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденными Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 28 ноября 2001 г. № 28 и иных нормативных правовых актов, нормативных документов Республики Беларусь, регулирующих обращение с отходами (далее – законодательство об отходах) (приложение А). Сокращения Сокращения, приведенные в Инструкции указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Принятые сокращения
Общие положения 3.1. Инструкция предназначена для работников всех структурных подразделений Минской ТЭЦ 4, осуществляющих работы по организации обращения и учета отходов, а также сбор отходов, учет отходов, хранение отходов, передачу, в том числе, на переработку и захоронение на объектах захоронения отходов, перевозку отходов и другие операции по обращению с отходами. 3.2. В Инструкции используются основные понятия и их определения согласно статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (приложение Б). 3.3. На основании настоящей Инструкции разрабатываются (при необходимости или если это предусмотрено законодательством об отходах) рабочие инструкции по обращению с отходами (далее РИ), в которых конкретизируются правила обращения с конкретными видами образующихся отходов. 3.4. РИ утверждаются главным инженером Минской ТЭЦ. 3.5. Подлинники настоящей Инструкции и РИ хранятся в ПТО Минской ТЭЦ 4, в повседневной работе используют копии документов. 3.6. Настоящая Инструкция и РИ на её основе разрабатываются сроком на пять лет. 3.7. В Инструкцию и РИ досрочно вносятся изменения и дополнения в случаях: - строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, повлекшего образование новых видов отходов, и (или) изменения порядка обращения с ними; - изменения требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства Республики Беларусь, влекущие изменение порядка обращения с отходами, а также документов стандартизации; - в иных случаях по согласованию с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. 3.8. Для соблюдения законодательства в области обращения с отходами должно быть обеспечено постоянное хранение у инженера по охране окружающей среды обязательных правовых, нормативных, методических инструктивных документов, регламентирующих все операции по обращению с отходами. 3.9. Лица, нарушившие требования настоящей Инструкции, разработанной во исполнение законодательства об отходах, несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Организация обращения и учета отходов
4.1. Целью организации обращения и учета отходов является определение объемов и номенклатуры отходов, в том числе и вторичного сырья, своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами, формирования данных для государственной статистической отчетности, предупреждения вредного воздействия отходов на окружающую среду. 4.2. Организация обращения с отходами предполагает функционирование на ТЭЦ 4 системы по обращению и учету отходов, основой которой является четкое распределение ответственности и обязанностей руководящего состава и исполнителей. 4.3 Приказом директора ТЭЦ 4 должны быть назначены следующие ответственные лица: - должностное лицо, осуществляющее координацию деятельности по обращению и учету отходов на предприятии в целом; - должностные лица, осуществляющие организацию работ в конкретном подразделении (отделе) предприятия; - должностные лица в каждом подразделении ТЭЦ 4, ответственные за выполнение работ по сбору, учету, вывозу отходов в места временного хранения, на захоронение на объекты захоронения коммунальных отходов, полигон промышленных отходов или обезвреживание, если этот вывоз осуществляется непосредственно из структурного подразделения. 4.4.Распределение ответственных лиц за выполнение работ по обращению с отходами приведено в таблице 2. Таблица 2 –Перечень ответственных лиц по обращению с отходами и их учету
4.5. Лица, ответственные за организацию обращения и учет отходов в подразделениях (начальники цехов и отделов) должны обеспечивать и контролировать выполнение следующих видов работ: - в установленные приказом сроки участвовать в проведении ежегодной инвентаризации образующихся отходов в своих подразделениях; - осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам; - снабжать тарой для сбора отходов в местах их образования, соответствующей установленным требованиям и легко освобождаемой от накопившихся отходов; - следить за соответствием маркировки тары или упаковки содержащимся в ней отходам; - следить за соответствием расположения емкостей (тары) и содержанием мест временного хранения отходов требованиям охраны труда, пожарной и экологической безопасности; - обеспечить погрузочно-разгрузочные работы средствами механизации и транспортными средствами для доставки в места временного хранения, на объекты размещения отходов для захоронения или на переработку и обезвреживание. - обеспечивать ведение первичного учета образующихся отходов в подразделении. 4.6 Регулирование отношений арендодателя с арендатором осуществляется в соответствии с условиями, оговоренными договоре аренды. В случаях, если обращение с отходами арендатора осуществляет арендодатель, то эти отходы включаются в систему обращения с отходами ТЭЦ-4. В этом случае арендатор обязан строго руководствоваться настоящей инструкцией, а также выполнять нормы по раздельному сбору образующихся у него отходов в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами. 4.7. Лица, ответственные за осуществление производственного контроля за обращение с отходами производства назначаются приказом по ТЭЦ-4. Они обязаны ежеквартально осуществлять производственный контроль, включающий контроль за соблюдением нормативов образования отходов, условий сбора, размещения (в том числе за соблюдением лимитов) и перевозки отходов. Объектами производственного контроля, которые подлежат регулярному наблюдению и оценке, являются источники образования отходов и места их хранения. Основной целью производственного контроля является соблюдение нормативов образования отходов, а также природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Республики Беларусь. Производственный контроль за обращением с отходами включает контроль: - условий сбора и хранения отходов; - учета отходов (первичного в местах образования отходов и единого) и достоверности информации, предоставляемой в отчете по форме госстатотчетности 1-отходы (Минприроды)*; своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами; - выполнения мероприятий по предупреждению вредного воздействия отходов на окружающую среду; - санитарного состояния территории; - состояния и организации работ по инвентаризации отходов и ее достоверностью; - нормативов образования отходов. Базовыми контролируемыми величинами являются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов, а также накопление транспортной единицы и периодичность вывоза отходов. 4.8. При выявлении нарушений в ходе производственного контроля должны разрабатываться мероприятия по их устранению. 4.9. Ответственные должностные лица по обращению и учету отходов обязаны повышать свои знания в области обращения с отходами, проходить обучение на специализированных курсах с последующей проверкой знаний вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе деятельности ТЭЦ -4. 4.10. По результатам производственного контроля разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщаются директору Минской ТЭЦ-4. своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами; - выполнения мероприятий по предупреждению вредного воздействия отходов на окружающую среду; - санитарного состояния территории; - состояния и организации работ по инвентаризации отходов и ее достоверностью; - нормативов образования отходов. Базовыми контролируемыми величинами являются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов, а также накопление транспортной единицы и периодичность вывоза отходов. 4.8. При выявлении нарушений в ходе производственного контроля должны разрабатываться мероприятия по их устранению. 4.9. Ответственные должностные лица по обращению и учету отходов обязаны повышать свои знания в области обращения с отходами, проходить обучение на специализированных курсах с последующей проверкой знаний вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе деятельности ТЭЦ -4. 4.10. По результатам производственного контроля разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщаются директору Минской ТЭЦ-4. Образование отходов 5.1. Все отходы, образующиеся на предприятии разделяются по видам в соответствии с «Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь» и классам опасности. подлежат обязательному сбору, учету образования, хранения, использования, передачи на переработку специализированным предприятиям и удаления неиспользуемых отходов на объекты размещения коммунальных отходов или на полигон промышленных отходов. Согласно п.7 РД РБ 0226.17.9.0.01-99 (Руководящий документ Республики Беларусь. Организация работ по обращению с отходами производства. Основные положения), «лица, ответственные за сбор и хранение отходов в подразделении должны выявить все образующиеся отходы». В соответствии с п.7 «Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденным приказом Министерства статистики Республики Беларусь 03.10.08 № 217 «все показатели, характеризующие количество отходов в тоннах, кроме опасных 1-го, 2-го и 3-го классов опасности, заполняются с двумя знаками после запятой, а по опасным отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности – с тремя знаками после запятой. Данные об объеме осадков очистных сооружений, химводоподготовки и других, а также шламов, содержащих твердые вещества в количестве менее 15 %, отражается в переводе на сухое вещество. Данные об объеме ртутьсодержащих отходов (отработанных термометров, отработанных ртутьсодержащих ламп и других) отражаются в штуках». Выявление отходов осуществляется на основе данных: - о видах экономической деятельности предприятия и его структурных подразделений; - о режимах ведения работ и оказания услуг, при осуществлении которых образуются отходы; - об исходных материально-сырьевых или энергетических ресурсах, при использовании которых образуются отходы. В части классификации и кодирования отходов в Республике Беларусь необходимо руководствоваться «Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь» (Постановление Минприроды от 08.11.2007 №85). 5.2. Номенклатура (виды), коды образующихся на предприятии отходов согласно «Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь», агрегатное состояние и класс опасности приведены в приложении В к Инструкции. Места образования и хранения отходов, образующихся на предприятии, нанесены соответственно на карта-схему мест образования и хранения отходов производства на территории ТЭЦ -4, приведенную в приложение Г. 5.3. Порядок разработки нормативов образования отходов. 5.3.1. Нормативы разрабатываются для всех видов образующихся отходов производства и утверждаются на срок до 5 лет по согласованию с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. 5.3.2. В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы образования отходов производства определяются в натуральных единицах или процентах относительно единицы используемого сырья, материалов или относительно единицы производимой продукции. 5.3.3. Нормативы образования отходов производства в процентах определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье (например, по отходам деревообработки, пластмасс, текстильных материалов, макулатуре и др. видам). Нормативы образования отходов производства с измененными физико-химическими свойствами по сравнению с первичным сырьем представляются в натуральных единицах измерения (кг/т, кг/м3, м3/тыс. м3 и т.д.). Если для производства однородной продукции используется несколько видов сырья, то нормативы образования отходов определяются относительно единицы готовой продукции. В случае, когда из одного вида сырья производится ряд наименований продукции, нормативы образования отходов определяются по отношению к используемому сырью. При разработке нормативов проводится анализ их динамики и определяются факторы, под влиянием которых они изменялись или будут изменяться. 5.3.4. Нормативы определяются: - по справочным таблицам удельных нормативов образования отходов; - по фактическому образованию отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистический данные за последние три года); - опытным путем (на основании замеров, проводимых в рамках ежегодной инвентаризации отходов производства). 5.3.5. Нормативы образования отходов производства (далее - Нормативы) разрабатываются должностными лицами (начальник ПЭО, инженер по ООС СЛ, руководители структурных подразделений), ответственными за разработку Нормативов на отдельные виды отходов. 5.3.6. Нормативы образования коммунальных отходов производства разрабатываются начальником ПЭО с учётом «Правил определения нормативов образования коммунальных отходов», утвержденных постановлением Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 27.06.2003г. № 18/27. В рамках проведения инвентаризации отходов производства разрабатываются нормативы образования отходов для всех отходов производства. В соответствие с Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «О некоторых вопросах разработки нормативов образования отходов производства, порядка их согласования и утверждения» № 89 от 22.11.2007 г. на согласование и утверждение направляются нормативы, для отходов производства, подлежащих захоронению на объектах захоронения отходов и (или) хранению на объектах хранения отходов. Подготовку Проекта нормативов образования отходов (при необходимости), его согласование для последующего утверждения директором МТЭЦ-4 осуществляет начальник ПЭО. 5.3.7. Производственный контроль соблюдения утвержденных по предприятию нормативов образования отходов осуществляется в рамках общего производственного контроля за обращением с отходами и заключается в их сопоставлении с фактическими удельными показателями образования отходов и выяснения причин превышений, если они имеют место. 5.3.8. При превышении планируемых нормативов образования отходов разрабатывается план мероприятий по уменьшению образования отходов и (или) повышению индекса (уровня) их использования. 5.3.9. Нормативы образования отходов применяются: - при расчете текущего выхода отходов и объемов вторичного сырья для последующей передачи для использования; - при разработке проектов лимитов на размещение отходов; - при подготовке Государственной статистической отчетности по форме 1-отходы (Минприроды); - разработке мероприятий по предотвращению или снижению количества образования отходов. 5.3.10. Разрабатываемые нормативы образования отходов должны быть ориентированы на реализацию взаимоувязанного экономического и административного контроля образования и хранения отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды. В этой связи, нормативы образования отходов позволяют выявить: - несоответствие данных об источнике образования отходов, приводимых в различных документах (например, расхождения в данных статистической отчетности, справок о платежах, паспорта перевозки отходов); - необоснованное изменение показателей образования отходов в динамике на протяжении ряда лет; - несоответствие действующему природоохранному законодательству, нормативным документам, установленным нормам и правилам и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |