Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ (1 часть)



2015-12-04 418 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ (1 часть) 0.00 из 5.00 0 оценок




Я начну с характеристики волчатского возраста, затем перейду к разведческому возрасту и, если время позволит, затрону также тему переходного возраста, возраста созревающего человека - с 17-18 до 25 лет.
Основная идея, которую я хочу чтобы вы хорошо осознали и все время держали в памяти, это - что личность человека, фактически, создается в течение первых пяти лет его существования. Иными словами, это как раз тот возраст, который мы не изучаем и о котором я бы вам с удовольствием рассказал более подробно, что сделать на курсе, к сожалению, невозможно.
Во всяком случае, эти первые пять лет существования - это годы становления личности. Иными словами, когда к нам приходят волчата, то это уже люди с определенным создавшимся характером, и черты этого характера коренятся в его прошлом, отчасти в его наследственности и отчасти в том, что он пережил в первые годы своего существования, начиная, фактически с момента своего рождения, с первой кормежки, первой материнской ласки и т.д.
Конечно, иногда эта ласка отсутствует, и тогда вообще развитие ребенка в течение первых лет существования происходит с большими трудностями, и, конечно, все это потом сказывается. И трудности, которые бывают, и переживания, которые бывают, - все это сказывается на дальнейшей личности человека.
Какова наша цель? Наша цель - воспитывать детей, подростков. Мы, конечно, хотим им дать что-то самое лучшее, что мы имеем в разведчестве и что мы имеем просто, как люди, как христиане. Однако наше влияние ограничено. Ограничено именно теми переживаниями, теми событиями, которые уже отложили отпечаток на ребенка с самого раннего детства.
Иными словами, нам, например, приходится считаться с тем, что у такого-то парня такие-то реакции, что он любит все подвижное, все, что требует физической силы и т.д. и т.д., и что надо будет дать ему возможности проявить это желание. Если такого парня засадить, например, вот на такие курсы, то он через какое-то время скажет: "Что? Вот это - разведчество? Ну нет, это меня совсем не интересует! Меня интересует строить, меня интересует копать, меня интересует бегать..." и т.д.
Значат, заметим 1-й пункт: Надо учитывать интересы, желания и потребности ребенка.
Но, с другой стороны, воспитание означает - постараться дать человеку какие-то качества, привить какие-то вкусы, возбудить какие-то интересы, которых у него до того не было. Заметим 2-й момент: надо подумать, поискать, как я могу привести этого беспокойного человека к тому, чтобы он мог заняться спокойным ручным трудом. Или, наоборот, как я могу помочь очень спокойному парню, чтобы он больше занимался физическим трудом, чтобы он больше развивал свое тело, а не только свой ум или ловкость своих рук. Во всяком случае, психология нам показывает, что в том влиянии, которое мы можем иметь на ребенка, есть какое-то ограничение. Иными словами, нельзя подходить к ребенку с идеей, что я, мол, возьму и скручу его, поверну его туда, поверну его сюда, куда захочу. Нет, ребенок, по своей натуре и по своему характеру, уже направлен в ту или иную сторону, и можно только постепенно помогать ему развиваться и расширять его интересы, развивать его качества, или стараться помогать ему бороться с теми или иными недостатками.
Я не очень люблю слово недостатки, потому что это моральное понятие, а в психологии нет моральных понятий. Психология старается объяснить, почему человек в таких-то или таких-то случаях и ситуациях не справляется с собой, почему он слишком резко отвечает и т.п., и старается помочь исправить такие черты характера, которые для сожительства с другими людьми могут быть не всегда приятными.
Теперь приступим к характеристике волчатского возраста. Самая основная идея, которую вам надо запомнить, это то, что, фактически, волчатский возраст - это возраст того процесса, который техническим термином называется социализацией. Этот термин, я думаю, вам всем понятен? Социализация означает внедрение в социальную, общественную жизнь. Волчонок начинает раскрывать, что он сам по себе ничто, или "мало что", что он, как каждый человек, призван жить в сосуществовании с другими в социальном мире. И до этого, конечно, в три-четыре года бывает, что дети между собой играют, бывает и что дети стремятся к взрослым. Ребенок, конечно, уже знает, что он живет в мире, где вокруг него находятся другие люди. Но до 6-7-летнего возраста ребенок иногда очень резко порывает с этим социальным миром.
Стоит понаблюдать за тем, как играют между собой 3-4-5-летние дети. Вот они вместе играют, и, вдруг один ребенок берет игрушку, говорит: "Это моя". И уходит. Тут его можно уговаривать, призывать, стыдить, - ничего не действует. Он ничего не хочет слушать. Это его игрушка - и все тут. Он уходит, и игра кончается, распадается в одно мгновение.
Что помогает социализации волчонка? Во-первых, конечно, важный момент - поступление в школу. Вы мне можете сказать, что это немножко устарелая остановка, потому что сейчас дети начинают ходить в школу все раньше и раньше. Не знаю, как в США, но во Франции уже с трех лет и даже раньше - с 2 1/2 дети идут в детский сад. Другими словами, дети рано привыкают жить с другими, и это оказывает на них влияние.
Безусловно, этот процесс социализации может происходить и продолжается долго. Что говорить? Ведь бывает и с нами так: надоест все, стукнешь кулаком по столу и уйдешь, совсем также, как ребенок трех-четырехлетний со своей игрушкой. Однако все-таки обучение школьным предметам, начальная школа, приготовительный класс - уже кладут свой отпечаток социального влияния на ребёнка. Ведь, что это значит - учиться читать и писать? Это значит - узнавать и признавать знаки, буквы. А кем были выдуманы буквы? Ну, скажем, народной мудростью. Но эти буквы употребляются всеми. Если тут написано "А", но ребенок читает "Г", то он не научится читать. Надо, чтобы он согласился с тем, что это буква "А", другая - "Б", а третья - "Г". Другими словами, обучение читать заставляет ребенка как-то входить в определенные рамки и считаться с определенными правилами, и тут очень важно, для моральной и социальной жизни, восприятие этих правил.
Теперь поговорим об умственном развитии. Надо отметить, что в начале волчатского возраста, т.е. в 7-8 лет, ребенок еще часто подходит к окружающим его ситуациям со своей точки зрения. Этот подход называется эгоцентризмом, когда человек считает себя центром всего и с этой точки зрения подходит ко всем явлениям, скажем, к таким, как восход и закат солнца. Эгоцентрично, скажем, такое рассуждение: мне сейчас не видно солнца - ну, значит, его нет. А вот оно опять появилось, - значит, солнце есть. А как, почему? - ребенок не имеет никакого понятия. Я этот пример не буду сейчас развивать, но он вам дает понять, почему у детей такая богатая фантазия. Потому что, фактически, тех рамок времени, пространства и вообще бытия, которые существуют для нас, для детей нет. Мы знаем, что если солнце зашло, то завтра утром оно взойдет с другой стороны. А ребенок может себе представить мир самыми разными идеями. И эти понятия о мире, об окружении, природе и т.д., которыми он сам себя обрабатывает, могут меняться каждый день, или даже каждые полчаса. Ребенок может сказать вам одно, а через полчаса о том же явлении совсем другое. Поэтому волчата так легко переносятся в другой мир - в период варягов, древних славян, индейцев или кого хотите. Это их характеристика, которая будет постепенно, в течение волчатского возраста, исчезать, это характеристика именно эгоцентричного мышления, которая дает всю соль, всю пикантность этому волчатскому возрасту.
С волчатами нужно проводить игры очень живые, и, пожалуй, трудность, которую встречает волчатский руководитель, в том, что у него часто фантазия не достаточно развита, или она развита, но уже угасла, и руководитель не всегда может уследить за рассказами и объяснениями волчат.
Постепенно эти, такие фантастические и магические, объяснения, конечно, исчезают. Опять-таки тут имеет большое влияние школа. И, в общем, постепенно волченок приходит к индуктивному восприятию. Индуктивному, то есть к 8-9 годам волчонок может уже приходить от конкретных впечатлений к более обширным понятиям. Между прочим, эти вопросы очень детально изучались французским психологом Пьяже.
Скажем, вы возьмете два абсолютно одинаковых комка глины, один из них сомнете и спросите 5-6-летнего ребенка, одинаковое ли количество глины в этих комках, - он вам ответит, что один комок больше, а другой меньше, потому что один из них занимает большее пространство.
Но постепенно появляются разные стадии, и, примерно, в 7 лет ребенок, наконец, понимает, что материя сохраняется, что из-за того, что комок стал лепешкой, или колбаской, материя не исчезает. Немножко позже, к 9 годам, тоже самое происходит с понятием веса. Ребенок уже понимает, что, если комок превратился в лепешку, то вес не изменился, раз ничего не отняли и ничего не прибавили. Понятие же объемистости появляется, приблизительно, только к 11 годам. Если, например, опустить сахар в воду, он тает и его больше не видно. Однако к 11 годам ребенок может спонтанно сказать, что объем воды в стакане увеличился. (Это нам послужит потом вступлением к разведческому возрасту).
К 11 годам устанавливаются и понятия времени, пространства, веса и т.д., и форма мышления становится логической. Во всяком случае, я вам дал этот пример с комком глины, чтобы вы видели, как интересно можно проводить с волчатами всякого рода практические занятия.
Волчата очень любят, чтобы действительно понять некоторые феномены, самим все потрогать, самим сделать, и, поэтому, в частности, и в школах тоже, все больше и больше развиваются практические занятия: сажают цветы и деревья, разводят лягушек и т.п. Практические занятия волчат очень увлекают, как и сказочный, фантастический мир.
Теперь поговорим о развитии понятия общественности. Тут я возвращаюсь к тому, что я говорил о социализации. Значит, постепенно, в течение периода с 7 до 11 лет, развивается понятие общественности, жизни в обществе. Еще до 9 лет у ребенка доминирует индивидуальный подход. Волчонок очень любит показаться перед другими. Это, кстати говоря, очень часто уводит его из коллективной жизни и общественных занятий. Например, происходит какая-то общая игра, в которой, конечно, есть определенные правила и определенные границы. И вот, когда в такую игру играет ребенок до 9-летнего возраста, то он легко увлекается и забывает правила. Чтобы показать, что он самый сильный и самый храбрый, он мотет пойти по запрещенной правилами дороге, или еще каким-нибудь другим способом постараться обойти правило, чтобы все-таки выиграть. Это желание - во что бы то ни стало быть первым, желание выиграть, показаться - преобладает. После этого периода, когда он уже старше, волчонок способен подавить такое свое желание. Желание выиграть и быть первым, конечно, остается, но волчонок уже умеет его приостановить для того, чтобы играть по правилам. Он уже начинает добровольно подчиняться, признавать правила.
Опять-таки приблизительно к 9 годам (я думаю, у большинства, потому что, в индивидуальном порядке, это может быть по-разному) более резко выявляются у волчонка враждебные чувства. Если волчонок на кого-нибудь обижен, то он легко лезет в драку, а иногда может даже схватить камень и запустить его в кого-нибудь.
После этого периода, после 9 лет, волчонок начинает лучше собой владеть и выражает свои чувства по-иному. В частности, он легче сотрудничает с другими. Он уже легче участвует в коллективных занятиях. Мы это знаем из практики, потому что, когда волчата подрастают, то из них формируются шестерки, которые создаются уже по образцу звеньев. Со старшими волчатами можно уже вести что-то вроде звеновой системы.
Я уже говорил о желании показать себя. Может быть, следует добавить, что особенно ярко это желание показать себя, свою силу,
выражается у мальчиков. Именно волчата очень любят драться, и эту драку, конечно, можно превратить в игру, что обычно и делается. Именно поэтому очень часто темами для цикловых игр бывают темы путешествий с завоеваниями, либо просто военные темы.
У девочек в этот период тоже часто бывает желание показать силу. Девочки от 7 до 10 лет проходят такой, можно сказать, "мальчишеский" период. Однако все же девочки меньше лезут в драку. Зато у них в большом употреблении издевка, они очень любят дразнить других.
После 9-летнего возраста у детей появляются более организованные группы. Это видно, например, во время переменок в школе. Часто в этих группах еще нет водителя, вожака, или, вернее, вожак меняется. Если, например, группа мальчишек волчатского возраста около 10-11 лет отправляется на рыбную ловлю, то ими верховодит самый опытный по рыбной ловле. Если же после этого они решат играть в футбол, то водительство берет на себя уже другой мальчишка - лучший футболист. Иными словами, в этих группах вожак меняется в зависимости от того, что предпринимается.
По отношению к родителям и вообще к взрослым, надо заметить также, что около этого периода - 9 лет - обычно происходит перелом. До 9-летнего возраста ребенок часто еще продолжает считать, что взрослые и, в частности, родители, и уж во всяком случае, учителя это какие-то сверхъестественные люди, которые все знают, все понимают и все видят. Конечно, такое представление о взрослом человеке, как герое, каком-то особенно одаренном существе, возникает в 2-3-летнем возрасте и потом постепенно уменьшается. Еще часто в семь или восемь лет ребенок говорит о своем учителе, или о своей учительнице, как о человеке абсолютно сверхъестественном. К 9 годам это уважение и преклонение исчезает. Появляется критическое отношение к взрослым. Это, конечно, никак не облегчает роли руководителя, потому что ему временами появляется оппозиция, причем уже в организованной форме. Однако надо сказать, что часто волчата любят доставлять взрослым руководителям удовольствие, - приносят им подарки, делают какое-нибудь одолжение ради того, чтобы услужить просто ради того, чтобы сделать приятное.
Нужно сказать несколько слов о нравственном развитии. Я думаю, что некоторые черты этого нравственного развития вам уже ясны. Волчонок постепенно начинает принимать правило, как нечто действительно обязательное. Ради этого правила, ради необходимости правила подчиняться, он уже имеет достаточный контроль над собой.
К этому надо прибавить, что до 7-8 лет, еще в самом начале волчатского возраста, очень часто дети считают, что-то, что запрещено родителями, то плохо. Причем то, что запрещают родители, плохо, только когда родители тут. Например, нельзя бить своего соседа. Ну, пока взрослые, родители тут, то мальчик сидит, как ни в чем не бывало. Но как только родители ушли, то, значит, уже правила нету, и мальчишки начинают друг друга тузить. Или, раз никто не увидел, и руководителя нет, то зашел в палатку и спер что-нибудь, это можно... Понимание, чего делать нельзя, а что можно, появляется, приблизительно, к 7 годам. К 7-ми годам постепенно у ребенка появляются понятия о добре и зле, как о чем-то, что действительно для всех. Это дает возможность нравственного развития, если хотите, личного нравственного развития. Это самое важное. И вот, постепенно, руководитель может все больше доверять своим волчатам.
К 9-10-ти годам, когда дети уже сами организуют свои группы, то обычно они сами же создают и свои правила. Они уже совсем добровольно подчиняются социальным нормам и нормам той группы, которую они сами создали. Этой группой может быть, конечно, и ватага волчат, и тогда уже можно приучать волчат друг другу помогать выполнять такие нормы и напоминать друг другу, что надо делать и чего не надо делать.
На этом я закончу эту быструю панораму волчатского возраста и перейду к возрасту разведческому.

 

ИЗ ЛАГЕРНОЙ ПРАКТИКИ:

Безопасный метод вбивания кола:

 

 

 

Очаг с треножником

 

 

СТАРЫЕ ИГРЫ В НОВЫХ ВАРИАНТАХ

(Мы решили перепечатать нижеследующие материалы из журнала "По следам", так как последний издается в очень ограниченном тираже и многие руководители его не получают)
КОЛЬЦО (с пальца на палец) - Когда-то в Югославии, волчата с увлечением передавали с носа на нос спичечную коробку. То ли наши носы были меньше, то ли коробки были больше, но в Америке носы в коробку не влезают. Я с успехом заменил коробку картонным кольцом, которое свободно надевается и снимается с мизинца на мизинец. Состязаются шестерка волчат против шестерки белочек. Кольцо должно само перейти с пальца на палец без помощи других пальцев. Совет: не давать кольцу скользить слишком далеко, так как оно может застрять. Побеждает шестерка, которая первая передаст кольцо в конец.
ЗАГАДЫВАНИЕ СЛОВА - В эту игру можно играть вдвоем или со всей стаей. Загадывающий слово пишет первую и последнюю букву, а вместо остальных букв ставит черточки. Каждый по очереди называет какую-нибудь букву. За каждое неправильное слово строится "виселица" - рисунок из отдельных черточек. Отгадавший загадывает новое слово.
Эта игра, также как "испорченный телефон", помогает учить русский язык.
СОБИРАНИЕ ГВОЗДЕЙ - Вместо того, чтобы прятать один предмет, прячется сразу 20 одинаковых гвоздей. Побеждает тот, кто соберет больше всех. Победитель прячет гвозди для следующей игры.
ЗВЕРИНЕЦ (игра-шутка) - Один играющий уходит. Когда он возвращается, ему говорят, что он должен указать на любого и сказать "Изобрази корову, петуха или любое другое животное". Тот, на которого указали, должен изобразить это животное - замычать, закукарекать и т.д. Во время отсутствия ушедшего или ушедших остальные договариваются, что если тот назовет какое-нибудь "оскорбительное" животное (вроде осла, бегемота или шакала), ему покажут, зеркало.

 

 



2015-12-04 418 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ (1 часть) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ (1 часть)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)