Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип последовательности



2015-12-04 560 Обсуждений (0)
Принцип последовательности 0.00 из 5.00 0 оценок




Биохимические изменения, лежащие в основе адаптации к мышечной работе, возникают и развиваются не одновременно, а в определенной последовательности. Быстрее всего увеличиваются и дольше сохраняются показатели аэробного энергообеспечения. При этом в мышцах повышается содержание гликогена, используемого в качестве источника энергии. Для заметного роста аэробной работоспособности достаточно нескольких месяцев. Больше времени требуется для увеличения лактатной (гликолитической) работоспособности, которая лимитируется не только запасами мышечного гликогена и активностью ферментов гликолиза, но в значительной степени зависит от развития в организме спортсмена резистентности к накоплению лактата. И наконец, в последнюю очередь повышаются возможности организма к работе в зоне максимальной мощности. Биохимической основой увеличения этих возможностей является повышение в мышцах запасов КрФ и активности фермента, катализирующего КрФную реакцию, - креатинкиназы. Из практики спорта известно, что для значительного роста максимальной силы и скорости, а также алактатной выносливости необходимы годы интенсивных тренировок, причем достигнутые высокие показатели алактатной работоспособности быстро убывают после прекращения занятий спортом.

9.1.5. Принцип регулярности

Этот принцип описывает закономерности развития адаптации в зависимости от регулярности тренировочных занятий, т. е. от продолжительности отдыха между тренировками.

При частых тренировках (каждый день или через день) синтез большинства веществ, разрушенных при работе, еще не завершается и новое занятие проходит в фазе недовосстановления. В это время двигательные возможности организма понижены и используемые нагрузки вызывают значительные сдвиги в организме. Поэтому следующая тренировка протекает в фазе еще более глубокого недовосстановления и приводит к большей выраженности возникающих в организме изменений. Длительное применение такого тренировочного режима вызывает постепенное исчерпание энергетических и физиологических резервов, ухудшение двигательных качеств, снижение работоспособности и, следовательно, ведет к потере адаптации к физическим нагрузкам. В теории спорта это явление называется отрицательное взаимодействие нагрузок.

Проведение тренировочных занятий в фазе суперкомпенсации (следует помнить, что суперкомпенсация характеризуется гетерохронностью и по отношению к разным веществам возникает в неодинаковое время) позволяет использовать нагрузки большего объема, что, в свою очередь, вызывает усиление суперкомпенсационных сдвигов. Регулярное выполнение тренировочных нагрузок на волне суперкомпенсации дает возможность постепенно увеличивать их величину и приводит к росту адаптационных возможностей спортсмена. Такое сочетание тренировки и отдыха получило название положительное взаимодействие нагрузок.

При большой продолжительности отдыха (например, тренировки проводятся только один раз в неделю) новая тренировка проводится уже после полного завершения восстановления, когда все биохимические и функциональные показатели вернулись к исходному, дорабочему уровню. В этом случае прироста адаптационных изменений не наблюдается, так как наличие постоянного исходного уровня биохимических и физиологических параметров организма не позволяет повышать величину тренировочных нагрузок. Поэтому такие редкие занятия не ведут к развитию двигательных качеств, но позволяют сохранять имеющуюся работоспособность. Поскольку при таком режиме отставленный тренировочный эффект от предыдущей тренировки и срочный тренировочный эффект от последующей наблюдаются в разное время и не наслаиваются друг на друга, то данную закономерность обозначают как нейтральное взаимодействие нагрузок.

Принцип цикличности

Из ранее рассмотренных принципов сверхотягощения и повторности следует, что для достижения адаптационных изменений необходимо систематически применять большие нагрузки. Однако длительное использование нагрузок большого объема непременно должно привести к истощению биохимических и физиологических резервов организма. Поэтому, согласно принципу цикличности, периоды интенсивных тренировок следует чередовать с периодами отдыха или тренировок с использованием нагрузок уменьшенного объема.

На основе этого принципа планируется годовой тренировочный цикл во многих спортивных специализациях и особенно в сезонных видах спорта. Годовой цикл подготовки спортсмена делится на периоды (макроциклы) продолжительностью в несколько месяцев, отличающиеся объемом тренировочных нагрузок. Периоды тренировочного цикла состоят из этапов (мезоциклов). Каждый мезоцикл складывается из нескольких микроциклов.

9.2. Принципы рационального питания

· Энергетическая ценность пищевого рациона, по возможности, должна соответствовать энергозатратам организма.

· Пищевой рацион должен быть сбалансирован по важнейшим пищевым компонентам, т. е. должен содержать белки, жиры и углеводы в строго определенной пропорции.

· Пищевой рацион должен содержать адекватное количество витаминов и минеральных веществ.

· Пищевой рацион должен содержать «балластные вещества».

· Должен соблюдаться режим питания.

Энергетическая ценностьпитания оценивается количеством энергии, которое может быть получено при окислении пищевых углеводов, жиров и белков до конечных продуктов. Энергозатраты зависят от многих факторов: возраста, массы тела, профессии, климатических условий и особенно от двигательной активности.

В состоянии покоя, натощак организм расходует минимальное количество энергии, необходимое для поддержания основных физиологических функций и анаболических процессов. Эта величина называется основным обменоми составляет у мужчин в среднем 24-28 ккал/сутки-кг массы тела (1600-1800 ккал/сутки), у женщин несколько ниже - 23-26 ккал/сутки-кг (1400-1500 ккал/сутки). У детей величина основного обмена при расчете на 1 кг массы тела примерно в 1,5 раза выше, чем у взрослых. В процессе старения уровень основного обмена уменьшается. Очевидно, что реальные энергозатраты должны быть выше значения основного обмена. У людей умственного труда суточные затраты энергии составляют 2200-2500 ккал - у мужчин и 1800-2200 - у женщин. При тяжелом физическом труде (за счет мышечной работы!) энергозатраты существенно возрастают: у мужчин - до 5000 ккал/сутки, а у женщин - до 4000. У спортсменов энергозатраты в зависимости от вида спорта, а также от периода тренировочного цикла колеблются в диапазоне от 4000 до 7000 ккал/сутки.

Сбалансированностьпитания касается прежде всего соотношения между содержанием в рационе белков, жиров и углеводов.

Суточная потребность в белке зависит от многих факторов (масса тела, возраст, профессия и условия труда, климатические условия и др.) и составляет в среднем для взрослого человека 100-120 г. Считается, что потребность в белке при выполнении физической работы увеличивается на 10 г на каждые 500 ккал энергозатрат. Считается, что в суточном рационе животных белков должно быть не менее 50% от содержания всех белков.

Недостаточное поступление пищевых белков (белковое голодание) постепенно ведет к нарушению многих функций организма, уменьшению массы тела, снижению работоспособности. При избыточном потреблении белков пищеварительные ферменты оказываются не в состоянии их полностью расщепить. Непереваренные белки попадают в толстую кишку и под действием микрофлоры подвергаются там гниению, в ходе которого образуются различные ядовитые вещества. В тканях организма избыток аминокислот распадается с выделением аммиака, что создает дополнительную нагрузку на печень, в которой осуществляется обезвреживание аммиака путем синтеза мочевины.

Суточный рацион взрослого человека должен содержать 80-100 г жиров, что составляет 30-35% от его калорийности. Так, при окислении 1 г жира выделяется примерно 9 ккал энергии, тогда как при окислении такого же количества белков или углеводов освобождается только около 4 ккал.

Средняя суточная потребность организма в углеводах 400-500 г.

При пониженном поступлении углеводов с пищей в организме ускоряется использование жиров и белков в качестве источников энергии. Длительное чрезмерное потребление углеводов приводит к нарушениям обмена веществ и возникновению заболеваний.

Соотношение между белками, жирами и углеводами в суточном рационе должно быть 1:1: 4, т. е. на каждый грамм белков должен приходиться 1 г жиров и 4 г углеводов.

С продуктами питания должны также поступать витамины и минеральные веществав необходимых для организма количествах.

Правильный режим питания необходим для ритмичного и эффективного функционирования пищеварительной системы, для полноценного усвоения пищи и нормального протекания метаболических процессов. Общепринятым является трех-четырехразовое питание с интервалами между приемами пищи в 4-5 часов. Кратность приема пищи зависит от объема и калорийности рациона: при возрастании объема и калорийности должна быть увеличена кратность питания.

9.3. Особенности питания спортсменов

Питание спортсменов имеет ряд особенностей по сравнению с питанием не занимающихся спортом, в том числе людей, выполняющих тяжелую физическую работу.

1. Для спортсменов характерен высокий расход энергии. При занятиях спортом энергозатраты составляют от 4000 до 7000 ккал в сутки. Но в отличие от людей тяжелого физического труда, тоже расходующих много энергии (до 5000 ккал/сутки), интенсивность энергозатрат у спортсменов значительно выше. Так, по данным Н.Н. Яковлева (1974), рабочий, занятый физическим трудом в течение 8-часового рабочего дня, расходует во время работы 0,03-0,05 ккал/с, бегун-марафонец во время бега - 0,3 ккал/с, а спринтер - 3 ккал/с. Отсюда видно, что при выполнении большинства физических упражнений источником энергии являются анаэробные процессы, в то время как трудовая деятельность обеспечивается аэробным способом получения АТФ. Поэтому рацион спортсмена должен иметь не только необходимую энергетическую ценность, но и содержать повышенное количество углеводов, поскольку, как уже отмечалось, только углеводы могут подвергаться анаэробному распаду и давать много энергии в единицу времени. Жиры и белки окисляются лишь аэробно и при выполнении интенсивных нагрузок используются ограниченно. В период интенсивных тренировок суточная потребность в углеводах может составлять 700-800 г.

2. При выполнении спортивных нагрузок усиливается распад белков, главным образом мышечных. Особенно быстро расщепляются белки при выполнении упражнений силового характера. Для восполнения разрушенных при работе белков необходимо поступление во время восстановления повышенного количества аминокислот. Это делает необходимым использование рациона с повышенным содержанием белков. Наиболее высокая потребность в белках отмечается у тяжелоатлетов и культуристов. У этих спортсменов потребление белков может достигать 200-250 г в сутки.

3. Интенсификация метаболизма в организме спортсмена увеличивает потребность в коферментах, в состав которых входят витамины. В итоге потребление витаминов спортсменами возрастает в 2-3 раза. Обеспечить поступление такого большого количества витаминов только с естественными пищевыми продуктами обычно не удается. Поэтому в спортивной практике широко используются различные витаминные препараты. Хороший эффект дает применение поливитаминных комплексов с минеральными добавками.

4. При выполнении интенсивных физических нагрузок наблюдается повышенное выделение из организма минеральных веществ в составе пота. Увеличение потребности спортсменов в минералах еще обусловлено высокой скоростью метаболизма, наблюдаемой как во время выполнения мышечной работы, так и при восстановлении. В большей мере спортсмены нуждаются в таких минеральных элементах, как кальций, магний, калий и фосфор.

5. Наряду с поступлением минеральных веществ с натуральными продуктами питания, они вводятся в организм с минеральной водой и в составе комплексных поливитаминных препаратов. Кроме того, нередко используются специальные фармацевтические средства: глицерофосфат кальция, фитин, аспаркам, глицерофосфат железа, ферроплекс, фитоферролактол. В связи с необходимостью применения пищевого рациона большого объема (за счет повышенного содержания белков и углеводов) у спортсменов существенно возрастает кратность приема пищи. В отдельных видах спорта (тяжелая атлетика, бодибилдинг, гребля и др.) практикуется даже пяти- и шестиразовый прием пищи. Увеличение кратности приема пищи обеспечивает более полноценное усвоение пищевых веществ и их лучшее использование тканями организма.

6. Еще одной особенностью спортивного питания является применениебиологически активных пищевых добавок. Необходимость использования таких продуктов вызвана тем, что высокую потребность спортсменов в белках, углеводах, витаминах и солях очень сложно удовлетворить за счет традиционного питания.

Широкое распространение имеют белковые, белково-углеводные и аминокислотные добавки. В состав белковых добавок часто входят молочные и яичные белки. Некоторые пищевые добавки содержат гидролизат белков, т. е. частично расщепленные белки, вследствие чего они быстро усваиваются. Хороший эффект дает применение углеводных добавок, содержащих углеводы разной степени полимеризации (например, глюкозу (моносахарид), сахарозу (дисахарид) и крахмал (полисахарид)). В этом случае происходит плавное поступление глюкозы в кровяное русло без появления выраженной гипергликемии.

Аминокислотные добавки представляют собой смесь из 20 аминокислот или же являются отдельными, наиболее важными аминокислотами. В качестве пищевых добавок часто используются глицин, метионин, лизин, глутаминовая и аспарагиновая кислоты. Белковые, углеводные и аминокислотные добавки могут быть обогащены витаминами и минеральными веществами.

К пищевым добавкам можно отнести также поливитаминные комплексы и препараты, содержащие минеральные вещества.

Таким образом, особенностями питания спортсменов является более высокая калорийность пищевого рациона, повышенное содержание белков и углеводов на фоне лишь незначительного увеличения количества жиров (рекомендуемое соотношение между белками, жирами и углеводами в рационе спортсменов 1:0,7-0,8:4), обогащение рациона витаминами и минералами, использование биологически активных пищевых добавок и увеличение кратности приема пищи.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

К лекции 1. Белки и нуклеиновые кислоты. Углеводы и жиры

  1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
  2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.
  5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.
  6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.
  7. http://www.distedu.ru – электронный учебник по биохимии.
  8. http://www.xumuk.ru/biologhim - сайт о химии, есть большой раздел «Биохимия».
  9. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  10. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

 

К лекции 2. Основные понятия и этапы обмена веществ

  1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
  2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.
  5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.
  6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.
  7. http://www.distedu.ru – электронный учебник по биохимии.
  8. http://www.xumuk.ru/biologhim - сайт о химии, есть большой раздел «Биохимия».
  9. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  10. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 3. Обмен углеводов и жиров

  1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
  2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.
  5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.
  6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.
  7. http://www.distedu.ru – электронный учебник по биохимии.
  8. http://www.xumuk.ru/biologhim - сайт о химии, есть большой раздел «Биохимия».
  9. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  10. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 4. Обмен белков

  1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
  2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.
  5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.
  6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.
  7. http://www.distedu.ru – электронный учебник по биохимии.
  8. http://www.xumuk.ru/biologhim - сайт о химии, есть большой раздел «Биохимия».
  9. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  10. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 5. Биохимия мышц

  1. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт [Текст] / Ю. А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 368 с.
  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н. И. Волков, А. А. Осипенко, Э. Н. Несен. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физические тренировки [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 296 с.
  5. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  6. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 6. Источники энергии при мышечной работе

  1. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт [Текст] / Ю. А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 368 с.
  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н. И. Волков, А. А. Осипенко, Э. Н. Несен. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физические тренировки [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 296 с.
  5. http://athlete.ru/books/aranson_pitanie_dlja_sportsmenov/part_pred.htm - М. В. Арансон «Питание для спортсменов».
  6. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 7. Биохимические изменения при мышечной деятельности. Биохимические изменения в организме при утомлении и в период отдыха после работы.

  1. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт [Текст] / Ю. А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 368 с.
  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н. И. Волков, А. А. Осипенко, Э. Н. Несен. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физические тренировки [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 296 с.
  5. http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm - биохимия человека.
  6. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 8. Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсменов и методов их развития. Биохимические основы выносливости. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки.

  1. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт [Текст] / Ю. А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 368 с.
  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н. И. Волков, А. А. Осипенко, Э. Н. Несен. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физические тренировки [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 296 с.
  5. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.

К лекции 9. Биологические принципы тренировки. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

  1. Ершов, Ю. А. Общая биохимия и спорт [Текст] / Ю. А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 368 с.
  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
  3. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н. И. Волков, А. А. Осипенко, Э. Н. Несен. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  4. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физические тренировки [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П. Л. Гринхафф. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 296 с.
  5. http://athlete.ru/books/aranson_pitanie_dlja_sportsmenov/part_pred.htm - М. В. Арансон «Питание для спортсменов».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске

 

Факультет педагогического образования

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Анжеро-Судженск – 2011

Практическое занятие 1. Белки и нуклеиновые кислоты.

Углеводы и жиры

 

Практическое занятие проводится в форме семинара. Студенты должны знать особенности строения и свойств белков и нуклеиновых кислот, жиров и углеводов, входящих в состав клеточных структур организма человека.

Основные теоретические положения.

Белки выполняют в организме очень важные функции. К ним в первую очередь следует отнести: структурную, каталитическую, сократительную, транспортную, регуляторную, защитную, а также энергетическую. На долю белков в среднем приходится 1/6 часть от массы тела человека.

По строению белки - это высокомолекулярные азотсодержащие соединения, состоящие из аминокислот. У всех аминокислот можно выделить общую, одинаковую часть молекулы, содержащую амино- и карбоксильную группыПептидная связь возникает при взаимодействии карбоксильной группы одной аминокислоты и аминогруппы другой аминокислоты с выделением воды. По своему строению нуклеиновые кислоты являются полинуклеотидами,состоящими из очень большого количества мононуклеотидов (нуклеотидов). Любой нуклеотид обязательно включает в себя азотистое основание(циклическое соединение, содержащее атомы азота и обладающее щелочными свойствами), углеводи фосфорную кислоту.

Все нуклеиновые кислоты делятся на два типа: рибонуклеиновые- РНК(содержат рибозу) и дезоксирибонуклеиновые- ДНК(содержат дезоксирибозу). Углеводы - это альдегидоспирты или кетоспирты и их производные. В природе углеводы содержатся главным образом в растениях. В организме человека углеводов около 1%.

Липиды - группа разнообразных по строению веществ, обладающих одинаковыми физико-химическими свойствами: липиды не растворяются в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях (керосин, бензин, бензол, гексан и др.).

Липиды делятся на жирыи жироподобные вещества (липоиды).Молекула жира состоит из остатка спирта - глицеринаи трех остатков жирных кислот,соединенных сложноэфирной связью.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Химический состав организма человека

2. Функции белков. Классификация.

3. Аминокислоты. Образование пептидной связи.

4. Структура белков.

5. Нуклеиновые кислоты. Строение, функции.

6. ДНК – строение, функции.

7. РНК – строение, функции, виды.

8. Углеводы – строение и классификация.

9. Жиры – строение и классификация. Функции жиров.

10. Переваривание и всасывание углеводов.

11. Переваривание и всасывание жиров.

Литература.

1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.

2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.

3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.

4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.

5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.

6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.



2015-12-04 560 Обсуждений (0)
Принцип последовательности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип последовательности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)