Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути активизации инвестиционного процесса



2015-12-04 778 Обсуждений (0)
Пути активизации инвестиционного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Торговая палата США провела обширные исследования на материале входящих в ее состав компаний с целью выявить, чем руководствуются американские компании, принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну, было выявлено 13 основных критериев.

1. Характеристика рынка.

Размеры местного рынка товаров и услуг, относительная благосостоятельность или покупательная способность населения, возможности роста этих показателей, а также экономики в целом. Важными факторами являются природные ресурсы и географическое положение страны.

2. Доступность рынка.

Местные законы и нормативные положения, обеспечивающие или хотя бы не слишком ограничивающие доступ на местные рынки.

3. Рабочая сила.

В рамках своей стратегии компании могут размещать наиболее трудоемкие фазы производства в странах с дешевой рабочей силой. Инвесторы также учитывают качество образования кадров, другим важным показателем производительности рабочей силы - это число прогулов на предприятиях. Дешевизна рабочей силы и ее производительность выступают главными компонентами конкурентоспособности товара на международном рынке.

4. Валютный риск.

Правильная оценка стоимости национальной валюты важна как для инвестора, так и для самих стран (регионов), стремящихся к получению доходов.

В современной России валютная политика подчинена действию законов рыночной экономики. Банковское и валютное законодательство создается с учетом обеспечения выполнения налогового законодательства при игнорировании потребностей законопослушных инвесторов в коммерческих банковских услугах. Банковская сфера является как бы проводником для коммерческой деятельности. Она должна быть устроена таким образом, чтобы поддерживать предприятия, а не следить за ними. Банки, разумеется, могут быть источниками информации для налоговых инспекторов, стремящихся обеспечить сбор налогов. Но первоочередной задачей банковской системы должна оставаться поддержка коммерческой деятельности. Для обеспечения выполнения налогоплательщиками налогового законодательства могут применяться другие меры.

5. Возвращение капитала.

Инвесторы придают большое значение законам и нормативным положениям, влияющим на возможность вывоза инвестированного капитала и прибыли из страны-получателя. К этим законам относятся положения , регулирующие уровень налогообложения, ограничение на вывоз твердой валюты из страны или сложные бюрократические процедуры оформления такого вывоза.

6. Защита прав интеллектуальной собственности.

Сюда относятся технологические процессы, программное обеспечение и способы ведения маркетинга и т.п.

7. Торговая политика.

Торговая политика оказывает влияние на стоимость экспортно-импортных операций в стране-получателе. То, как они осуществляются - очень важный показатель инвестиционной привлекательности территории.

8. Государственное регулирование.

Правительства могут создать очень запутанные правила и процедуры для получения разрешения на иностранные инвестиции, либо установить другие бюрократические требования и ограничения, снижающие возможности инвесторов в оперативном управлении экспортом и импортом капитала.

9. Капитализация предприятий.

Действующее законодательство неоправданно ограничительно в отношении требований к регистрации, капитальным вкладам и формам капитализации, что ограничивает возможности по удовлетворению условиям намеченных мер стимулирования инвестиций. Иностранцы были бы больше заинтересованы в инвестициях в Российскую экономику, если бы они обладали возможностями решать, как и когда, делать свои капитальные инвестиции. Примеры такой ограничительной политики включают в себя следующее:

- сумма, инвестируемая в качестве вклада в уставный капитал, ограничена суммой , указанной в учредительных документах. Это может осложнить своевременное увеличение капитала из-за необходимости согласования с различными органами..

- акционеры российских компаний лишены возможности финансировать российские дочерние предприятия посредством ссуд ассоционированным сторонам в связи с применением НДС к ссудам ассоционированным сторонам.

- Имущество, ввозимое в Россию в связи со строительными проектами, подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами и налогами, что удорожает такие проекты и делает их менее привлекательными для иностранных инвесторов.

10. Налоговые ставки и стимулы.

Для привлечения больших инвестиций многие страны предлагают целый комплекс налоговых и других привилегий для иностранных инвесторов. Эти стимулирующие программы могут привлечь иностранные инвестиции, при условии, что соблюдены другие важные условия.

Нестабильность и неопределенность нормативных актов, и законодательства, и непоследовательность их применения на практике. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям.

Основной задачей налогообложения является получение доходов для поддержания государственных функций. Такие налоги обычно связаны с прибылью или доходами налогоплатильщиков. Практически все современное законодательство России направлено, как представляется, на единственную задачу сбора налогов для очень важных текущих потребностей правительства. В результате этого был создан обременительны налоговый режим, который в настоящее время препятствует инвестициям. Налоги на затраты и доходы, а не прибыль, являются сдерживающим фактором для инвестиций. Для того чтобы был достигнут сколь либо значительный уровень инвестиций, общее налоговое бремя должно быть сокращено. Система налогообложения важна для иностранных инвесторов так как налоги представляют собой ключевые элементы оценки инвесторами того, представляют ли им проекты в России достаточные возможности для обеспечения приемлемой доходности. С учетом того, что потенциальные инвесторы должны распределять ограниченный капитал между различными инвестиционными вариантами, направление иностранных инвестиций в страну с неблагоприятной налоговой системой будет ограничено, в противоположность стране благоприятной налоговой системой. Для того чтобы быть благоприятной и, следовательно, привлекательной для иностранных инвестиций, налоговая система должна быть

- стабильной

- ясной и относительно понятной

- последовательно применяемой

- поддерживаемой соответствующей правовой инфраструктурой, включая объективную процедуру апеляций.

11. Политическая стабильность.

Это условие имеет фундаментальное значение в принятии решения об инвестировании. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что “правила игры”, то есть законы, регулирующие инвестиции и рынки там, где они собираются действовать, останутся неизменными в течение продолжительного времени.

12. Макроэкономическая политика.

Новый иностранный инвестор сталкивается с непроницаемым лабиринтом нормативных и законодательных актов. По мере того, как правительство и парламент принимают изменения и дополнения к этому законодательству, что иногда ведет к противоречиям, его непроницаемость возрастает. Обычно иностранному инвестору необходимо регистрировать компании, долевое участие, права собственности и владения на недвижимость или получать сертификаты на продукцию для ее реализации. В эти процессы вовлечены многочисленные департаменты на федеральном, областном и муниципальном уровнях. Противоречия и интерпретации, предлагаемые различными департаментами, зачастую застают иностранного инвестора врасплох и лишают его возможности обратиться за помощью к независимому органу. Не следует недооценивать отрицательного влияния этой ситуации на инвестиции. Громоздкие и противоречивые процедуры увеличивают подготовительный период до фактического начала деятельности, уменьшают доходность инвестиций и повышают степень риска. Например, ситуация в сфере регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Сложившаяся на сегодняшний день система регистрации предприятий с иностранными инвестициями является примером того, как несовершенство законодательства, его прочтение не с точки зрения буквы и смысла закона, а с точки зрения ведомственных интересов, затрудняют деятельность иностранных инвесторов на территории РФ, особенно - на территории ее субъектов.

Для решения этой проблемы в долгосрочной перспективе потребуются серьезные организационные изменения. В краткосрочном плане было бы целесообразно создать в регионах консультационное бюро, которое помогало бы инвесторам в разрешении споров и преодолении бюрократических препон. на пути направляемых в область инвестиций.

13. Инфраструктура и услуги.

Инвестиционная инфраструктура как организационно-экономическая система, призвана обслуживать воспроизводство основного капитала, внутри- и межрегиональное движение инвестиционных потоков, претерпевает процесс становления, как и другие элементы рыночного хозяйства. Специфика институтов региональной инфраструктуры заключается в том, что они производят не материальную продукцию, а деловые услуги. Основная функция этих институтов - коммерческих банков, инвестиционных компаний и фондов, информационных систем - создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса воспроизводства основного капитала и адаптации предприятий к изменениям рыночной конъюнктуры.

Существует немало значительных проблем в области инфраструктуры, повышающих риск инвестиционной деятельности в России. Развитие институтов инвестиционной инфраструктуры во многом носит стихийный характер, неравномерный по регионам. Вновь создаваемые институту инвестиционной инфраструктуры концентрируются главным образом в крупных экономических центрах. Проблемы инфраструктуры повышают издержки, требуют уделения им значительного времени и внимания и отвлекают руководство компаний от решения более насущных вопросов, таких, как повышение производительности, расширение сбыта и общее достижение окупаемости инвестиций.[4]

В качестве примера можно привести проводимую администрацией Владимирской области политику повышения инвестиционной привлекательности региона. Существующая “Целевая программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Владимирской области на период с 2000 до 2005 года” предполагает активную работу с предприятиями, результатом которой может стать:

1. Формирование у предприятий инвестиционного портфеля.

При администрации области существует экспертиза инвестиционных проектов, позволяющая проверить инвестиционные предложения предприятий на их адекватность существующим рыночным условиям. Многие инвестиционные проекты, затрагивающие приоритетные отрасли народного хозяйства области, такие как машино- и приборостроение, цветная металлургия, пищевая промышленность, легкая промышленность, химическая промышленность, стекольная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, производство стройматериалов, инфраструктура внешнеэкономической деятельности, транспорт, связь, туризм, могут получить гарантии местного бюджета.

2. Создание каналов распределения и распространения маркетинговой информации о предприятиях региона и их инвестиционных предложениях. Данная информация помещается в электронные средства информации, публикуются в периодических изданиях, сотрудничающих с областной администрацией, передается партнерам Владимирской области по линии международного сотрудничества. Данная информация предоставляется в распоряжение экономических институтов разных стран по линии торгово-промышленных палат и т.п.

3. Предприятия значительно могут повысить свою инвестиционную привлекательность активно, используя налоговые льготы, разработанные с целью улучшить положение инвестора в регионе. В настоящий момент льготами пользуются лишь 4 предприятия.

4. Формирование системы информационно-законодательной поддержки и консультаций и т.п.

В настоящее время для предприятий региона созданы возможности включения в систему инвестиционной привлекательности региона. Существующая “Целевая программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Владимирской области на период с 2000 до 2005 года” предполагает активную работу с предприятиями, результатом которой может стать формирование у предприятий инвестиционного портфеля (при администрации области существует экспертиза инвестиционных проектов, позволяющая проверить инвестиционные предложения предприятий), каналов распределения и распространения маркетинговой информации о предприятиях региона и их инвестиционных предложениях, системы информационно-законодательной поддержки и консультаций и т.п.

 

Заключение

Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.

В странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области изучения инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Однако продолжающийся в России процесс освоения рыночной экономики был сопряжен с немалыми трудностями, отчасти в связи с возникновением проблемы привлечения инвестиций, как в экономику страны, региона, так и в конкретное предприятие.

Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.

В период перехода экономики страны на рыночный путь развития, когда этапным стал дефицит денежных средств, наряду с вопросами, касающимися подготовки инвестиционных проектов и поиска источников финансирования, возникают проблемы, связанные с обеспечением возврата заемных средств. Проблема представляется особенно острой в период сплошных неплатежей предприятий друг перед другом за полученную продукцию и обусловливает значительные ограничения в возможностях реципиента в своевременной и полной выплате платежей инвестору.

 

Список литературы

1.   Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы// Вопросы экономики. 1998. №7. с33-40.
2. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 1998. №3. С. 23-27.
3. Аукуционек С. Капитальные вложения промышленных предприятий // Российский экономический журнал. 1998. №9. с 66-75
4. Батяева А. Масштабы неинвестирования в российской промышленности // Вопросы экономики. 1999. №10. с. 85-92.
5. Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. №3. с55-62
6. Быков А. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности // Внешняя торговля. 1996. №6. С.46-52.
7. Водянов А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. 1997. №10. С. 35-49.
8. Воронов К.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов //Финансовая газета. 1993. №49-52; 1994. №1-6
9. Гарнер Д. и др. Привлечение капитала: Пособия Эрнст и Янг. - М.: 1995.- 464с.
10. Гурова Т. Точка инновационной опоры: ориентиры развития экономики дадут штучные инвестиции // Эксперт. 1999. №11. С. 41-44.
14. Зименков Р. Роль государства в зарубежных инвестициях США //Российских экономический журнал. 1997. №3. С. 14-16.
11. Иванов В. Как Новгородчина стала регионом года. Работа с инвестором требует системы // Инвестиции в России. 1998. №8. с. 6-10.
12. Инвестиционный климат России // Вопросы экономики. 1999. №12. с 4-34.
13. Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. 1996. №47; 1997. №47; 1998. №39; 1999. №39.
14. Исследование рынка: выбор главного направления. М.: Дело. 1996.
15. Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. - М.: Инфра-М. 1998.-286с.
16. Коваленко Г. и др. Корпоративные инвестиции: к дилемме "регулирвание - дерегулирование" в контексте мировых финансовых потрясений 90-х годов // Российский экономический журнал. 1998. №9-8.
17. Комаров В. Инвестиционное пространство СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №2. С. 15-25.
18. Крылов С. Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // Российский экономический журнал. 1997. №11-12. с 29-35.
19. Кузнецов Ю. Инвестиционный кризис в России с позиций австрийской школы // Вопросы экономики. 1998. №12. с 95-101
20. Семенова Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 1997. №5-6
21. Социально-экономические проблемы России – 2001. – М.: Экономика и право, 2001. – 402 с.

 

Инвестиции и инвестиционный климат в России

 

ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ   ПЛАН 1. Определение инвестиций 1.1. Основные принципы инвестиционной политики 2. Разрыв между побуждениями к сбережению и инвестированием 3. Внутренние источники инвестиций 3.1. Прибыль как источник инвестиций 3.2. Амортизационные отчисления 3.3. Бюджетное финансирование 3.4. Банковский кредит 3.5. Средства населения 4. Отток капитала 5. Иностранные инвестиции в России 6. Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России 7. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики 8. Пути и меры по привлечению инвестиций 9. Заключение Список литературы   1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ Инвестиции. (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале "экономист" определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.   1.1. Основные принципы инвестиционной политики С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику в 1995 - 1996 гг. предусматривается осуществлять на основе следующих принципов: - последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; - государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; - размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе; - усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; - совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; - значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. 2. РАЗРЫВ МЕЖДУ ПОБУЖДЕНИЯМИ К СБЕРЕЖЕНИЮ И ИНВЕСТИРОВАНИЮ Сбережения и инвестиции в нашем индустриальном обществе обычно осуществляются разными лицами и в силу различных причин. Это не всегда было так. Даже в наши дни, если фермер посвящает часть своего времени дренажным работам, вместо того, чтобы возделывать культуру и собирать урожай, он сберегает и в то же время инвестирует. Он сберегает, поскольку воздерживается от потребления в настоящем с целью обеспечить большее потребление в будущем. Размер этих сбережений определяется разницей между величиной его чистого реального дохода и расходами на потребление. Вместе с тем он инвестирует, ибо улучшение производственных возможностей фермы означает чистое капиталовложение. По отношению к простому фермеру мы наблюдаем не только совпадение сбережения и инвестирования, но и тех причин, во имя которых он осуществляет эти процессы. Он воздерживается от потребления в настоящем (сберегает) только потому, что желает осуществить дренажные работы (т.е. инвестировать) . Если бы возможности инвестировать отсутствовали, он никогда бы и не подумал бы сберегать. В нашем современном обществе чистое капиталообразование, или инвестирование, осуществляется промышленными или торговыми предприятиями, и прежде всего корпорациями. Если корпорация или мелкое предприятие имеют большие инвестиционные возможности, их владельцы будут испытывать искушение вложить обратно большую часть своих доходов. Поэтому промышленное сбережение в значительной степени прямо зависит от промышленных инвестиций. Однако сбережения осуществляются также различными группами населения: отдельными лицами и семьями. Человек может иметь намерение сберегать в силу весьма различных причин: поскольку он желает обеспечить себя на старости лет или накопить некоторую сумму для будущих расходов (проведение отпуска или приобретение автомобиля) . Он может чувствовать ненадежность своего положения и стремиться обеспечить себя на черный день. Он может руководствоваться желанием оставить некоторое состояние своим детям или внукам. Он может быть 80-летним скрягой, который не имеет наследников и осуществляет накопление из страсти к деньгам как к таковым. Каковы бы ни были мотивы, которыми руководствуются отдельные лица, осуществляя сбережения, зачастую они мало связаны с возможностями инвестирования. Это происходит из-за того, что в нашем повседневном языке слово "инвестиция" не всегда имеет то же значение, какое ему придается в экономических дискуссиях. Мы называем "чистым инвестированием", или капиталообразованием, то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы и т.д.) . Обыватель же говорит об "инвестировании", когда он покупает участок земли, находящиеся в обращении ценные бумаги или любой другой титул собственности. Для экономистов это чисто трансфертные операции. То, что инвестирует один, кто-то другой дезинвестирует. Чистое инвестирование имеет место лишь тогда, когда создается новый реальный капитал. Чистое капиталообразование имеет место главным образом в промышленных и торговых предприятиях. Его величина сильно колеблется от года к году, от десятилетия к десятилетию. Это непостоянное, изменчивое поведение существует потому, что возможности инвестирования зависят от новых покрытий, новых продуктов, новых территорий и границ, новых ресурсов, нового населения, а также от возрастающего уровня производства и дохода. Инвестиции зависят от динамических и относительно плохо поддающихся учету элементов роста системы: от развития техники, от политики, оптимистических и пессимистических оценок, государственных налогов и расходов, законодательных мер и т.д. По предварительным оценкам, в 1993 году объем капитальных вложений по всем источникам финансирования составил лишь 47% от уровня 1990 года, сократившись с 247,7 млрд. руб. до 116 млрд. руб. (в ценах 1991 года) . Высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов требует срочных мер по активизации инвестиционной деятельности, наиболее полному и эффективному использованию всех возможных источников финансирования капитальных вложений. Финансирование инвестиций осуществляется за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся собственные средства предприятий и сбережения населения, бюджетные ассигнования (из федерального и местных бюджетов) , а также долгосрочные кредиты и займы (государственные и коммерческие) . Внешними источниками являются частные прямые и портфельные иностранные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства) . Из общего объема централизованных вложений на финансирование государственной инвестиционной программы направлено 76,5 млрд. руб. Роль иностранного капитала в финансировании инвестиций остается незначительной. 3. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.) . При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк) . Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства, направляется 20% (в 1992 г. - 23%) , на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет - 45%. В то же время в общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в 1993 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты банков - свыше 11%. Рассматривая перспективы использования собственных и привлеченных средств предприятий для финансирования инвестиций, можно выделить следующие проблемы. 3.1. Прибыль как источник инвестиций Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины "Жигули", в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба завода - неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений. 3.2. Амортизационные отчисления Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. 3.3. Бюджетное финансирование Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут: - выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем; - поддержание научно-производственного потенциала; - выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами. 3.4. Банковский кредит Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1993 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками (включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов. 3.5. Средства населения Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала

2015-12-04 778 Обсуждений (0)
Пути активизации инвестиционного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути активизации инвестиционного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)