Нормативные правовые акты. Конституция РФ— Конституция Российской Федерации,принята всенародным голосованием
Конституция РФ— Конституция Российской Федерации,принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с уметом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерацииот 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) АПК РФ— Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ ГК РФ— Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 ГПК РФ— Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ КоАП РФ— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ НК РФ— Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ СК РФ— Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 УК РФ— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 УПК РФ —Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ Закон о Конституционном Суде— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Закон о статусе судей— Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Закон о судах общей юрисдикции— Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Закон о судебной системе— Федеральный конституционный закот от 31 декабря 1995 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Органы власти МВД России— Министерство внутренних дел Российской Федерации МИД России— Министерство иностранных дел Российской Федерации Минобороны России— Министерство обороны Российской Федерации Минюст России— Министерство юстиции Российской Федерации ФМС Рэссии— Федеральная миграционная служба ФСБ России— Федеральная служба безопасности ФСИН России— Федеральная служба исполнения наказаний ФСКН России— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков ФССП России— Федеральная служба судебных приставов ФТС России— Федеральная таможенная служба
Прочие сокращения абз.— абзац (-ы) гл.— глава (-ы) п.— пункт (-ы) поди.— подпункт (-ы) разд.— раздел (-ы) РФ— Российская Федерация ст.— статья (-и) ч.— часть (-и)
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
После изучения настоящей главы студент должен: знать: предмет и метод курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятие и виды правоохранительных органов и правоохранительной деятельности; уметь: показать взаимосвязь курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами; объяснить место правоохранительных органов в системе органов государства; кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохранительных органов; владеть:юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятийным аппаратом, принятым для характеристики правоохранительных органов и правоохранительной деятельности; навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.
1.1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»
Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексной юридической дисциплиной, изучающей совокупность норм различных отраслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ. В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. В учебной литературе встречаются трактовки термина «правоохранительные органы» в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения. В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие). Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным. К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие: 1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств; 2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий; 3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом; 4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения. В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» изучаются следующие виды правоохранительной деятельности: ● конституционный контроль; ● осуществление правосудия; ● прокурорский надзор; ● выявление и расследование преступлений; ● оперативно-розыскная деятельность; ● охрана общественного порядка; ● обеспечение государственной безопасности; ● оказание квалифицированной юридической помощи; ● удостоверение бесспорных прав и фактов. В структуре курса выделяются три части: общая, особенная, специальная. В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.). Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.). В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.
1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами
Вводный характер курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» предполагает его взаимодействие с другими учебными дисциплинами. Для того чтобы освоить курсы, предметом которых являются отрасли права (конституционное, административное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий методический и лексический инструментарий. Наряду с курсом теории государства и права учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» создает фундамент для глубокого изучения и понимания целого ряда отраслевых предметов. Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы Российской Федерации». В учебных заведениях данные дисциплины изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государства, правовой системе и системе права, формах государственного устройства, теории разделения властей, институтах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах правосудия, подзаконности судебной и правоохранительной деятельности. Общие теоретические понятия источников права, нормативных актов находят здесь выражение в изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций. Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Федерации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации». Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Судебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также принципы построения и система органов прокуратуры. По мнению ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов государства. Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном государстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и судов субъектов РФ). Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процессе; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах. Если в курсе «Конституционное право Российской Федерации» изучаются конституционные основы статуса судей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (понятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юридическое образование, имеют разделы курса, в которых изучаются организационные и инстанционные связи между судами. В полном объеме характеристики каждого судебного полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы». Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судоустройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оценка доказательств, разграничение функции председательствующего и присяжных заседателей и др.). В аспекте судоустройства институт присяжных заседателей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных кандидатов, оснований освобождения от данной деятельности. В курсах «Правоохранительные органы Российской Федерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются понятие предварительного расследования, его виды, система органов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей. Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также некоторые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вытекающих из административных правоотношений, — арбитражным судам. Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Российской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности. В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятельности прокуратуры, система ее органов, функции и основные направления деятельности, правовой статус прокурорских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор». В меньшей степени данный курс связан с материальными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных организации судебной системы, затрагиваются вопросы компетенции судов различных видов и звеньев. Так, рассматривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частности, относятся уголовные, гражданские и административные дела, указанные в законе. Таким образом, составы преступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических вопросов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия. В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные органы в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.
Контрольные вопросы и задания 1. Что составляет предмет курса « Правоохранительные органы Российской Федерации»? 2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете? 3. Назовите основные признаки правоохранительной деятельности. 4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе. 5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?
Рекомендуемая литература 1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. — М., 2008. 2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997. 3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко, Н. Власенко. — М., 2005. 4. Ершов, В. В. Судебная система России : учеб. пособие / В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001. 5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002. 6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, Г. Павлинов. — М., 2007. 7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010. 8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003. 9.Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001. 10 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |