Меры доверия и ограничение вооружений
В Хельсинкском Заключительном акте 1975 г. есть раздел, посвященный мерам укрепления доверия. В нем содержится согласие на предварительные уведомления о крупных военных маневрах и передвижениях, на обмен наблюдателями на военных учениях и на обмен между военными представителями. Все эти меры предназначены для снижения опасности возникновения военного конфликта. На Мадридской встрече на высшем уровне было решено провести специальную конференцию по мерам доверия и безопасности и разоружению в Европе. Она состоялась в Стокгольме в 1984-1986 гг. и завершилась принятием Стокгольмского документа, который укреплял и развивал режим Хельсинкского Заключительного акта. В частности, устанавливались более низкие потолки численности участников военных маневров и передислокаций, о которых делаются предварительные уведомления; увеличивались сроки, в соответствии с которыми должны быть представлены предварительные уведомления; предусматривались приглашение наблюдателей и обмен годовыми планами военной деятельности, а также обязательные инспекции как средство контроля. В 1990 г. принят Венский документ (переговоры в Вене получили известность как «Стокгольм II»), в котором расширялся объем взаимно предоставляемой военной информации и инспекций, создавались новые механизмы консультаций и обменов - контакты в случае опасных инцидентов военного характера, сеть компьютерной связи, чрезвычайные встречи для разъяснения необычной военной деятельности, а также проведение ежегодных встреч по оценке выполнения Мер доверия и безопасности. Дальнейшие переговоры по мерам доверия и безопасности велись на Форуме по сотрудничеству в области безопасности и завершились принятием Венского документа 1994 г. (Венский документ переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности). Он предусматривает ежегодный обмен военной информацией (в соответствии с таблицей о количестве и качестве вооруженных формирований и боевой техники), включая сведения о планах развертывания основных систем вооружения и техники, политику и доктрины в области обороны и др. В этом документе отражен механизм консультаций в отношении необычной военной деятельности (направление запросов в случае озабоченности и ответы на них в течение 48 часов, двусторонние встречи по разъяснению содержания ответов и обсуждение проблемы в случае необходимости в Постоянном совете, который должен собраться в течение 48 часов). Контакты предусматривают посещение авиабаз и других военных объектов, демонстрацию новых типов основных систем вооружения и техники. Венский документ предусматривает также предварительные уведомления об определенных видах военной деятельности, таких как проведение учений с участием 9000 человек, 250 танков, 500 боевых бронированных машин и т.п., с 200 и более самолето-вылетами. Уведомления даются за 42 дня в письменном виде с использованием сети связи ОБСЕ. Предусматриваются также проведение инспекций и система запросов-ответов. Оценка выполнения Венского документа проводится на ежегодных совещаниях в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности. Как указывается в Венском документе, все эти меры «являются политически обязательными». В 1999 г. в Стамбуле состоялась очередная Конференция по мерам укрепления доверия и безопасности, на которой был принят дополненный Венский документ (он получил название «Венский документ 1999 г.»). Меры доверия и безопасности распространяются на всю Европу, включая прилегающий морской район и воздушное пространство. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в Париже 19 ноября 1990 г. 16 государствами-членами НАТО и 6 государствами-членами Организации Варшавского договора (ОВД). Целью ДОВСЕ являлось установление баланса вооруженных сил между двумя блоками на сухопутной территории Европы от Атлантики до Урала. При этом баланс устанавливался на более низком уровне по сравнению с фактическим наличием пяти видов обычных вооружений, что предполагало их сокращения. Тем самым ДОВСЕ был изначально нацелен на ликвидацию потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий. Баланс вооружений НАТО и ОВД был установлен на следующих уровнях: по 20 000 боевых танков, по 30 000 боевых бронированных машин, по 20 000 артиллерийских единиц, по 6800 боевых самолетов и по 2000 ударных вертолетов. При этом распределение указанных максимальных коллективных квот между членами каждого блока должно было основываться на правиле достаточности для обеспечения безопасности каждого участника ДОВСЕ. Особенностью договорной техники в сфере ограничения и сокращения вооружений является согласование определений большого количества используемых терминов и конкретных количественных и качественных параметров вооружений. Соответственно, ДОВСЕ содержит 21 определение терминов и 8 протоколов (о существующих типах вооружений и техники, о процедурах сокращений применительно к каждому виду вооружений, об уведомлениях и обменах информацией, об инспекциях и др.). Другой особенностью договоров об ограничении и сокращении вооружений является согласование эффективных методов контроля за их соблюдением каждым из участников. Поэтому ДОВСЕ предусматривает учреждение Совместной консультативной группы (СКГ), которая рассматривает ход выполнения обязательств по Договору, оценивает представляемые государствами-участниками отчеты, согласовывает проведение инспекций на местах. Договор предусматривает проведение каждые пять лет конференций по рассмотрению действия ДОВСЕ. В целях недопущения высокой концентрации вооружений на линии соприкосновения двух блоков и на опасных направлениях ДОВСЕ предусматривается «многослойность» максимальных уровней вооружений, а также зональный (фланговый) принцип. Договор стал временно применяться со дня его подписания, а вступил в силу 9 ноября 1992 г. В 1990 г. была распущена ОВД, а в 1991 г. прекратил существование СССР. Это привело к возникновению в районе применения Договора новой военно-политической ситуации, когда блоковый принцип оказался неприемлемым. Встал вопрос о необходимости адаптации ДОВСЕ к новым условиям. После выхода Эстонии, Латвии и Литвы из состава СССР они были исключены из района применения ДОВСЕ, а также все их права и обязанности перешли к СССР, о чем председатель СКГ сделал заявление 18 октября 1991 г. На чрезвычайной конференции государств-участников в Осло 5 июня 1992 г. было принято решение о включении в состав участников ДОВСЕ Беларуси, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана. Таким образом, состав участников ДОВСЕ увеличился до 29. После раздела Чехословакии на Чехию и Словакию Участников ДОВСЕ стало 30. При этом групповой подход сохранился, и все восемь новых участников были включены в восточноевропейскую группу. Поэтому возникла необходимость заключения соглашений о перераспределении максимальных уровней вооружений среди этих новых участников. 3 ноября 1990 г. было заключено такое соглашение между бывшими членами ОВД, 15 мая 1992 г. - Ташкентское соглашение между бывшими республиками СССР (в силу формально не вступило, но соблюдается), 12 января 1993 г. - соглашение между Чехией и Словакией. В мае 1996 г. состоялась первая конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ, на которой СКГ получила поручение начать консультации по адаптации Договора к новым реалиям. В декабре 1996 г. СКГ приняла документ о параметрах адаптации, но окончательная договоренность была достигнута только в ноябре 1999 г. 19 ноября 1999 г. во время встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Стамбуле государства-участники ДОВСЕ подписали Соглашение об адаптации ДОВСЕ и приняли Заключительный акт конференции. В адаптированном Договоре вместо группового подхода по квотам был применен индивидуальный для каждого государства-участника. Приняты два новых протокола - о национальных предельных уровнях пяти видов вооружений и о территориальных предельных уровнях трех видов вооружений (танки, ББМ и артиллерия). Второй протокол оказался необходимым в связи с тем, что США и Канада не имеют территории в районе применения ДОВСЕ, но размещают свои вооружения на территории государств-членов НАТО. Таким образом, национальные предельные уровни установлены для всех 30 государств, а территориальные предельные уровни - для 28. Для государств, на территории которых не размещаются иностранные вооружения, национальные и территориальные квоты совпадают. Было решено сделать Договор открытым для присоединения новых государств, чьи территории находятся в Европе от Атлантики до Урала. Была разработана сложная процедура рассмотрения заявок о присоединении, что связано с необходимостью пересмотра квот, чтобы не увеличивалось совокупное количество вооружений в районе применения Договора. К Заключительному акту приложены односторонние заявления некоторых государств о «сдержанности» в деле использования так называемых «гибкостей» (по Договору допускаются некоторые увеличения установленных квот до определенных пределов). Эти заявления носят политический характер, но учитывались при окончательном согласовании положений адаптированного Договора. Договор учитывает возможные случаи временного дополнительного, сверх предельных уровней, размещения вооружений с целью проведения миротворческих операций, проводимых на основании решений Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. В документах Стамбульской встречи на высшем уровне было признано, что ДОВСЕ продолжает оставаться краеугольным камнем европейской безопасности. Численность личного состава обычных вооруженных сил в Европе. В ст. XVIII ДОВСЕ содержится положение о продолжении переговоров по обычным вооруженным силам, включая меры по ограничению численности личного состава обычных вооруженных сил. При подписании ДОВСЕ договаривающиеся государства сделали совместное заявление о замораживании численности личного состава на период ведения переговоров. 10 июля 1992 г. в Хельсинки был подписан Итоговый акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе (известен также как Соглашение ДОВСЕ-1 А). Данный документ имеет «политическую силу». В основе договоренности лежит, как и по ДОВСЕ, принцип достаточности, то есть численный состав не должен превышать потребностей для обороны и предотвращения войны. Для России был установлен лимит в 1 450 000 человек. Предусматривается регулярный обмен информацией о выполнении договоренностей, уведомления о призыве резервистов, взаимные инспекции и др. Итоговый акт вступил в силу вместе с ДОВСЕ 17 июля 1992 г. Его участниками являются 30 государств. Договор по открытому небу. Идея взаимных наблюдательных полетов над территорией договаривающихся государств была впервые выдвинута в 1955 г. президентом США Д. Эйзенхауэром. Советский Союз готов был с ней согласиться лишь при условии достижения соглашения о сокращении вооружений, на что не шли западные страны. В феврале 1990 г. в Оттаве состоялась встреча государств-членов НАТО и ОВД, на которой была рассмотрена инициатива Канады и Венгрии о заключении Договора по открытому небу. После переговоров в Вене Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 г. Договор тесно связан с целями ОБСЕ, поскольку содействует открытости в военных вопросах. Договор был подписан 27 государствами (его не подписали из числа ДОВСЕ Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдова, но подписал не участвующий в ДОВСЕ Кыргызстан). Депозитариями являются Венгрия и Канада. Договор вступил в силу 1 января 2002 г. Договором установлены квоты для полетов (активные и пассивные, т.е. число полетов, которое государство может совершить над территориями других государств и которое обязано разрешить в отношении своей территории другим государствам), уведомления о воротах влета в воздушное пространство каждого государства, а также технические требования к установленным на борту самолетов сенсорам. Договор предусматривает создание Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН). Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии был принят в ноябре 2000 г. на восьмой встрече Совета министров в Вене. Он предусматривает меры противодействия незаконному обороту легкого и стрелкового оружия. Безопасность в Юго-Восточной Европе. Военный конфликт на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия был урегулирован Общим рамочным соглашением о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г. (так называемое Дейтонское соглашение). В ст. II, IV и V приложения 1 В Дейтонского соглашения содержалось поручение ОБСЕ содействовать заключению и выполнению трех соглашений: о мерах доверия и безопасности в Боснии и Герцеговине, о субрегиональном контроле за вооружениями и о региональном контроле за вооружениями «в бывшей Югославии и вокруг нее». В результате переговоров под эгидой ОБСЕ в Вене в январе 1996 г. было заключено Соглашение о мерах доверия и безопасности в Боснии и Герцеговине. Участниками соглашения являются Республика Босния и Герцеговина, Федерация Боснии и Герцеговины и Сербская Республика. Соглашение предусматривало систему взаимных военных уведомлений, наблюдений и сдержанности, отвод войск и тяжелых вооружений в установленные районы, создание Совместной консультативной комиссии для наблюдения за выполнением договоренностей. Соглашение о субрегиональном контроле за вооружениями было заключено в 1996 г. во Флоренции. Участниками Соглашения являются Республика Босния и Герцеговина, Федерация Боснии и Герцеговины, Сербская Республика, Хорватия и Федеративная Республика Югославия. По соглашению, вступившему в силу 1 ноября 1997 г., стороны договорились о максимальных предельных уровнях для пяти категорий обычных вооружений - боевых танков, артиллерии, боевых самолетов и вертолетов и боевых бронированных машин. Контроль за соблюдением Соглашения, включая сокращение вооружений, осуществляет образованная по Соглашению Субрегиональная консультативная комиссия. Заключение этих соглашений явилось существенным вкладом ОБСЕ в усилия по поддержанию мира и стабильности на Балканах. Переговоры но заключению Соглашения о региональном контроле за вооружениями в Юго-Восточной Европе завершились 18 июля 2001 г. В переговорах по ст. V Дейтонских соглашений участвовали Албания, Германия, США, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Испания, Франция, Англия, Греция, Венгрия, Италия, бывшая Югославская Республика Македония, Нидерланды, Румыния, Россия, Словения, Турция и Федеративная Республика Югославия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |