Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры доверия и ограничение вооружений



2015-12-04 646 Обсуждений (0)
Меры доверия и ограничение вооружений 0.00 из 5.00 0 оценок




В Хельсинкском Заключительном акте 1975 г. есть раздел, посвя­щенный мерам укрепления доверия. В нем содержится согласие на предварительные уведомления о крупных военных маневрах и пере­движениях, на обмен наблюдателями на военных учениях и на обмен между военными представителями. Все эти меры предназначены для снижения опасности возникновения военного конфликта.

На Мадридской встрече на высшем уровне было решено провести специальную конференцию по мерам доверия и безопасности и разо­ружению в Европе. Она состоялась в Стокгольме в 1984-1986 гг. и завершилась принятием Стокгольмского документа, который укреплял и развивал режим Хельсинкского Заключительного акта. В частности, устанавливались более низкие потолки численности участников военных маневров и передислокаций, о которых делают­ся предварительные уведомления; увеличивались сроки, в соответ­ствии с которыми должны быть представлены предварительные уведомления; предусматривались приглашение наблюдателей и об­мен годовыми планами военной деятельности, а также обязательные инспекции как средство контроля.

В 1990 г. принят Венский документ (переговоры в Вене получили известность как «Стокгольм II»), в котором расширялся объем вза­имно предоставляемой военной информации и инспекций, создава­лись новые механизмы консультаций и обменов - контакты в случае опасных инцидентов военного характера, сеть компьютерной связи, чрезвычайные встречи для разъяснения необычной военной деятель­ности, а также проведение ежегодных встреч по оценке выполнения Мер доверия и безопасности.

Дальнейшие переговоры по мерам доверия и безопасности велись на Форуме по сотрудничеству в области безопасности и завершились принятием Венского документа 1994 г. (Венский документ перего­воров по мерам укрепления доверия и безопасности). Он предусмат­ривает ежегодный обмен военной информацией (в соответствии с таблицей о количестве и качестве вооруженных формирований и боевой техники), включая сведения о планах развертывания основ­ных систем вооружения и техники, политику и доктрины в области обороны и др. В этом документе отражен механизм консультаций в отношении необычной военной деятельности (направление запросов в случае озабоченности и ответы на них в течение 48 часов, двусто­ронние встречи по разъяснению содержания ответов и обсуждение проблемы в случае необходимости в Постоянном совете, который должен собраться в течение 48 часов). Контакты предусматривают посещение авиабаз и других военных объектов, демонстрацию новых типов основных систем вооружения и техники. Венский документ предусматривает также предварительные уведомления об определен­ных видах военной деятельности, таких как проведение учений с участием 9000 человек, 250 танков, 500 боевых бронированных машин и т.п., с 200 и более самолето-вылетами. Уведомления даются за 42 дня в письменном виде с использованием сети связи ОБСЕ. Предусматриваются также проведение инспекций и система запросов-ответов. Оценка выполнения Венского документа проводится на ежегодных совещаниях в рамках Форума по сотрудничеству в обла­сти безопасности. Как указывается в Венском документе, все эти меры «являются политически обязательными».

В 1999 г. в Стамбуле состоялась очередная Конференция по мерам укрепления доверия и безопасности, на которой был принят допол­ненный Венский документ (он получил название «Венский документ 1999 г.»).

Меры доверия и безопасности распространяются на всю Европу, включая прилегающий морской район и воздушное пространство.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в Па­риже 19 ноября 1990 г. 16 государствами-членами НАТО и 6 госу­дарствами-членами Организации Варшавского договора (ОВД). Целью ДОВСЕ являлось установление баланса вооруженных сил между двумя блоками на сухопутной территории Европы от Атлан­тики до Урала. При этом баланс устанавливался на более низком уровне по сравнению с фактическим наличием пяти видов обычных вооружений, что предполагало их сокращения. Тем самым ДОВСЕ был изначально нацелен на ликвидацию потенциала для осуществ­ления внезапного нападения и для начала крупномасштабных насту­пательных действий.

Баланс вооружений НАТО и ОВД был установлен на следующих уровнях: по 20 000 боевых танков, по 30 000 боевых бронированных машин, по 20 000 артиллерийских единиц, по 6800 боевых самолетов и по 2000 ударных вертолетов. При этом распределение указанных максимальных коллективных квот между членами каждого блока должно было основываться на правиле достаточности для обеспече­ния безопасности каждого участника ДОВСЕ.

Особенностью договорной техники в сфере ограничения и сокра­щения вооружений является согласование определений большого количества используемых терминов и конкретных количественных и качественных параметров вооружений. Соответственно, ДОВСЕ содержит 21 определение терминов и 8 протоколов (о существующих типах вооружений и техники, о процедурах сокращений примени­тельно к каждому виду вооружений, об уведомлениях и обменах информацией, об инспекциях и др.).

Другой особенностью договоров об ограничении и сокращении вооружений является согласование эффективных методов контроля за их соблюдением каждым из участников. Поэтому ДОВСЕ преду­сматривает учреждение Совместной консультативной группы (СКГ), которая рассматривает ход выполнения обязательств по Договору, оценивает представляемые государствами-участниками отчеты, со­гласовывает проведение инспекций на местах. Договор предусматри­вает проведение каждые пять лет конференций по рассмотрению действия ДОВСЕ.

В целях недопущения высокой концентрации вооружений на линии соприкосновения двух блоков и на опасных направлениях ДОВСЕ предусматривается «многослойность» максимальных уровней воору­жений, а также зональный (фланговый) принцип. Договор стал вре­менно применяться со дня его подписания, а вступил в силу 9 ноября 1992 г.

В 1990 г. была распущена ОВД, а в 1991 г. прекратил существо­вание СССР. Это привело к возникновению в районе применения Договора новой военно-политической ситуации, когда блоковый принцип оказался неприемлемым. Встал вопрос о необходимости адаптации ДОВСЕ к новым условиям. После выхода Эстонии, Латвии и Литвы из состава СССР они были исключены из района примене­ния ДОВСЕ, а также все их права и обязанности перешли к СССР, о чем председатель СКГ сделал заявление 18 октября 1991 г.

На чрезвычайной конференции государств-участников в Осло 5 июня 1992 г. было принято решение о включении в состав участ­ников ДОВСЕ Беларуси, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана. Таким образом, состав участников ДОВСЕ увеличился до 29. После раздела Чехословакии на Чехию и Словакию Участников ДОВСЕ стало 30. При этом групповой подход сохранился, и все восемь новых участников были включены в восточноевропей­скую группу. Поэтому возникла необходимость заключения соглашений о перераспределении максимальных уровней вооружений среди этих новых участников. 3 ноября 1990 г. было заключено такое соглашение между бывшими членами ОВД, 15 мая 1992 г. - Ташкент­ское соглашение между бывшими республиками СССР (в силу фор­мально не вступило, но соблюдается), 12 января 1993 г. - соглашение между Чехией и Словакией.

В мае 1996 г. состоялась первая конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ, на которой СКГ получила поручение начать кон­сультации по адаптации Договора к новым реалиям. В декабре 1996 г. СКГ приняла документ о параметрах адаптации, но окончательная договоренность была достигнута только в ноябре 1999 г. 19 ноября 1999 г. во время встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Стамбуле государства-участники ДОВСЕ подписали Согла­шение об адаптации ДОВСЕ и приняли Заключительный акт конфе­ренции.

В адаптированном Договоре вместо группового подхода по квотам был применен индивидуальный для каждого государства-участника. Приняты два новых протокола - о национальных предельных уров­нях пяти видов вооружений и о территориальных предельных уров­нях трех видов вооружений (танки, ББМ и артиллерия). Второй протокол оказался необходимым в связи с тем, что США и Канада не имеют территории в районе применения ДОВСЕ, но размещают свои вооружения на территории государств-членов НАТО. Таким образом, национальные предельные уровни установлены для всех 30 государств, а территориальные предельные уровни - для 28. Для государств, на территории которых не размещаются иностран­ные вооружения, национальные и территориальные квоты сов­падают.

Было решено сделать Договор открытым для присоединения новых государств, чьи территории находятся в Европе от Атлантики до Урала. Была разработана сложная процедура рассмотрения заявок о присоединении, что связано с необходимостью пересмотра квот, чтобы не увеличивалось совокупное количество вооружений в рай­оне применения Договора.

К Заключительному акту приложены односторонние заявления некоторых государств о «сдержанности» в деле использования так называемых «гибкостей» (по Договору допускаются некоторые увели­чения установленных квот до определенных пределов). Эти заявления носят политический характер, но учитывались при окончательном согласовании положений адаптированного Договора.

Договор учитывает возможные случаи временного дополнитель­ного, сверх предельных уровней, размещения вооружений с целью проведения миротворческих операций, проводимых на основании решений Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. В документах Стамбульской встречи на высшем уровне было признано, что ДОВСЕ продолжает оставаться краеугольным камнем европейской безопас­ности.

Численность личного состава обычных вооруженных сил в Европе. В ст. XVIII ДОВСЕ содержится положение о продолжении переговоров по обычным вооруженным силам, включая меры по ограничению численности личного состава обычных вооруженных сил. При подписании ДОВСЕ договаривающиеся государства сдела­ли совместное заявление о замораживании численности личного состава на период ведения переговоров.

10 июля 1992 г. в Хельсинки был подписан Итоговый акт пере­говоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе (известен также как Соглашение ДОВСЕ-1 А). Данный до­кумент имеет «политическую силу». В основе договоренности лежит, как и по ДОВСЕ, принцип достаточности, то есть численный состав не должен превышать потребностей для обороны и предотвращения войны. Для России был установлен лимит в 1 450 000 человек. Преду­сматривается регулярный обмен информацией о выполнении догово­ренностей, уведомления о призыве резервистов, взаимные инспекции и др. Итоговый акт вступил в силу вместе с ДОВСЕ 17 июля 1992 г. Его участниками являются 30 государств.

Договор по открытому небу. Идея взаимных наблюдательных полетов над территорией договаривающихся государств была впер­вые выдвинута в 1955 г. президентом США Д. Эйзенхауэром. Совет­ский Союз готов был с ней согласиться лишь при условии достижения соглашения о сокращении вооружений, на что не шли западные страны.

В феврале 1990 г. в Оттаве состоялась встреча государств-членов НАТО и ОВД, на которой была рассмотрена инициатива Канады и Венгрии о заключении Договора по открытому небу. После перегово­ров в Вене Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 г. Договор тесно связан с целями ОБСЕ, поскольку содействует откры­тости в военных вопросах.

Договор был подписан 27 государствами (его не подписали из числа ДОВСЕ Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдова, но подписал не участвующий в ДОВСЕ Кыргызстан). Депозитария­ми являются Венгрия и Канада. Договор вступил в силу 1 января 2002 г.

Договором установлены квоты для полетов (активные и пассив­ные, т.е. число полетов, которое государство может совершить над территориями других государств и которое обязано разрешить в от­ношении своей территории другим государствам), уведомления о во­ротах влета в воздушное пространство каждого государства, а также технические требования к установленным на борту самолетов сенсорам. Договор предусматривает создание Консультативной комис­сии по открытому небу (ККОН).

Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии был принят в ноябре 2000 г. на восьмой встрече Совета министров в Вене. Он предусматривает меры противодействия незаконному обороту легкого и стрелкового оружия.

Безопасность в Юго-Восточной Европе. Военный конфликт на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия был урегулирован Общим рамочным соглашением о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г. (так называемое Дейтонское согла­шение).

В ст. II, IV и V приложения 1 В Дейтонского соглашения содер­жалось поручение ОБСЕ содействовать заключению и выполнению трех соглашений: о мерах доверия и безопасности в Боснии и Гер­цеговине, о субрегиональном контроле за вооружениями и о регио­нальном контроле за вооружениями «в бывшей Югославии и вокруг нее».

В результате переговоров под эгидой ОБСЕ в Вене в январе 1996 г. было заключено Соглашение о мерах доверия и безопасности в Бос­нии и Герцеговине. Участниками соглашения являются Республика Босния и Герцеговина, Федерация Боснии и Герцеговины и Сербская Республика. Соглашение предусматривало систему взаимных воен­ных уведомлений, наблюдений и сдержанности, отвод войск и тяже­лых вооружений в установленные районы, создание Совместной консультативной комиссии для наблюдения за выполнением догово­ренностей.

Соглашение о субрегиональном контроле за вооружениями было заключено в 1996 г. во Флоренции. Участниками Соглашения являют­ся Республика Босния и Герцеговина, Федерация Боснии и Герцего­вины, Сербская Республика, Хорватия и Федеративная Республика Югославия. По соглашению, вступившему в силу 1 ноября 1997 г., стороны договорились о максимальных предельных уровнях для пяти категорий обычных вооружений - боевых танков, артиллерии, бое­вых самолетов и вертолетов и боевых бронированных машин. Конт­роль за соблюдением Соглашения, включая сокращение вооружений, осуществляет образованная по Соглашению Субрегиональная кон­сультативная комиссия.

Заключение этих соглашений явилось существенным вкладом ОБСЕ в усилия по поддержанию мира и стабильности на Балканах.

Переговоры но заключению Соглашения о региональном контро­ле за вооружениями в Юго-Восточной Европе завершились 18 июля 2001 г. В переговорах по ст. V Дейтонских соглашений участвовали Албания, Германия, США, Австрия, Босния и Герцеговина, Бол­гария, Хорватия, Испания, Франция, Англия, Греция, Венгрия, Италия, бывшая Югославская Республика Македония, Нидерланды, Румыния, Россия, Словения, Турция и Федеративная Республика Югославия.



2015-12-04 646 Обсуждений (0)
Меры доверия и ограничение вооружений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры доверия и ограничение вооружений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)