Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическое сотрудничество в СНГ



2015-12-04 641 Обсуждений (0)
Экономическое сотрудничество в СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономический союз. Необходимость расширения экономических отношений в рамках СНГ и разработки универсальных международ­ных соглашений в области регулирования экономических связей привели к принятию Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. Договор вступил в силу 14 января 1994 г., его участниками на сегодняшний день являются 11 государств, в том числе и Россия. Украина заявила о своем намерении «сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения», которое так и не вступило в силу.

Договор состоит из преамбулы и 34 статей, объединенных в 8 глав. Объектом договора являются: торгово-экономические отношения; предпринимательство и инвестиции; денежно-кредитные, финансо­вые и валютные отношения; социальная политика; правовое регули­рование экономических отношений и др.

Целями Экономического союза являются: формирование условий стабильного развития экономик государств-участников; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; совместное осуществление экономических проектов; решение экологических проблем и др.

На первом этапе планировалось создать межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли, которая преду­сматривала отмену таможенных пошли и беспрепятственное движе­ние товаров на территории государств-участников Экономического союза.

На втором этапе предполагалось образовать таможенный союз, в рамках которого должен быть установлен в отношении других го­сударств общий таможенный тариф и должна осуществляться ско­ординированная внешняя политика.

На третьем этапе предусматривалось формирование общего рынка капиталов и рабочей силы, а как итог - формирование единого валютного союза, основанного на согласованной бюджетной, нало­говой, кредитно-денежной и валютной политике.

Для обеспечения деятельности Экономического союза государст­ва-участники используют существующие и создают новые совмест­ные исполнительные координационные институты. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам функцио­нирования Экономического союза принимаются на основе кон­сенсуса, при этом любое государство может заявить о своей не­заинтересованности в том или ином вопросе.

Срок действия Договора о создании Экономического союза со­ставляет десять лет, который автоматически продлевается на после­дующие пятилетние периоды, если ни одно из государств-участников не заявит о прекращении своего участия в нем. Договор не преду­сматривает оговорок к тексту.

После заключения Договора государства СНГ подготовили, рас­смотрели и подписали несколько десятков международных соглашений в развитие положений Договора 1993 г. Среди них можно выделить следующие: Соглашение о сотрудничестве в области инвестицион­ной деятельности (декабрь 1993 г.), направленное на осуществление согласованной политики в области правового регулирования поло­жения инвесторов, создания совместных предприятий и др.; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 де­кабря 1993 г., заложивший правовые основы по предупреждению, ограничению, применению санкций в отношении недобросовестной конкуренции юридических лиц и предусматривающий создание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (Анти­монопольный совет).

Однако сочетание нескольких факторов политического и эконо­мического характера не позволило государствам в полной мере ре­ализовать положения Договора о создании Экономического союза 1993 г. Государства СНГ выбрали иную форму построения экономи­ческих отношений - заключение двусторонних и субрегиональных (в большинстве случаев между сопредельными государствами) международных соглашений. Очевидно, что на данном этапе это наиболее эффективная форма международного сотрудничества государств Содружества.

Зона свободной торговли. Одним из первых международных соглашений, разработанных в рамках СНГ и направленных на созда­ние общего экономического пространства и эффективное междуна­родное сотрудничество в экономической сфере, является Соглашение о созданиизоны свободной торговли, подписанное 15 апреля1994 г. В соответствии с ним предполагалось «не применять таможен­ные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающих­ся сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся сторон» (ст. 3). Государства планировали при­нять меры к максимальному упрощению и унификации таможенного законодательства, не облагать прямо или косвенно происходящие с таможенной территории других участвующих сторон товары нало­гами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров, однако данное Соглашение так и не вступило в силу.

Следующая попытка формирования зоны свободной торговли была предпринята на заседании Совета глав государств 2 апреля 1999 г., когда был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 г. (ратифицировано 6 государствами из 12 подписавших). Формирование зоны свободной торговли выгодно всем государствам СНГ, так как, по оценкам ЮНКТАД и ЮНИДО, свыше 70% промышленного экспорта госу­дарств Содружества может реализовываться между данными госу­дарствами. Планировалось, что зона свободной торговли сможет функционировать с января 2000 г., однако до сих пор положения Соглашения и Протокола к нему остаются «на бумаге» и сотрудни­чество государств осуществляется на основе отдельных субрегио­нальных международных соглашений.

Платежный и валютный союзы. Для эффективного развития экономических отношений между государствами СНГ необходимо было сформировать единую и унифицированную платежно-расчетную и финансово-кредитную системы. В связи с этим 22 января 1993 г. на совместном заседании Совета глав государств и Совета глав пра­вительств было подписано Соглашение об учреждении Межгосу­дарственного банка СНГ.Соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмени­стан, Узбекистан и Украина. Оно вступило в силу для всех государств, кроме Украины, которая 4 августа 1997 г. уведомила депозитария договора о прекращении участия в Соглашении.

В соответствии со ст. 3 Соглашения на Межгосударственный банк возлагаются следующие функции: организация и осуществление многосторонних межгосударственных расчетов по торговым и дру­гим операциям; организация управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными (национальными) банками сторон Соглашения; координация деятельности национальных бан­ков сторон в области методологии выполнения расчетно-платежных операций, организации системы бухгалтерского отчета и отчетности по расчетным и иным операциям и др.

Органом управления Банка является Совет Банка, в состав кото­рого входит по одному уполномоченному представителю от члена Банка. Банк является юридическим лицом и имеет право участвовать в международных банковских и финансовых организациях и союзах. Помимо Соглашения деятельность банка регулируется его Уставом. Место пребывания Банка - Москва. Данный вопрос урегулирован Соглашением между Межгосударственным банком и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Банка на террито­рии России от 30 июля 1996 г.

Позднее, 21 октября 1994 г., государства СНГ подписали Согла­шение о создании Платежного союза,по которому они обязались отказаться от директивной котировки валют, считать все денежные единицы участников Союза взаимно конвертируемыми, не допускать на своей территории ограничений в отношении приема и использо­вания валют государств-участников Союза. Создание Платежного союза предусматривает несколько этапов, включающих заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений, а за­тем создание системы расчетов в общей валюте.

Говоря о юридической природе Платежного союза СНГ, необхо­димо отметить, что он находится только в стадии формирования и на данном этапе его нельзя рассматривать как функционирующую международную организацию с определенной компетенцией и струк­турой органов, так как реальные организационно-правовые формы управления Платежным союзом еще четко не определены.

Соглашение о Платежном союзе предусматривало создание Меж­государственного валютного комитета. Поэтому 26 мая 1995 г. в Минске главами 11 государств СНГ было подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета,которое вступило в силу 6 марта 1996 г. (для России - 4 ноября 2000 г.).

Комитет создан как постоянный орган Платежного союза госу­дарств СНГ. Основными направлениями его деятельности являются: развитие экономического сотрудничества государств-участников Договора о создании Экономического союза СНГ; обеспечение бес­перебойности расчетов в режиме использования взаимной конверти­руемости национальных валют; развитие на территории каждого государства-участника Соглашения валютного рынка и рынка ценных бумаг; координация денежно-кредитной и валютной политики и др.

Комитет формируется полномочными представителями госу­дарств-участников из руководителей министерств финансов, цент­ральных (национальных) банков. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Комитет возглавляет председатель, избираемый из числа руководителей делегаций госу­дарств. Решения принимаются консенсусом при подготовке предло­жений но проведению согласованной денежно-кредитной и валютной политики, разработке согласованных правил формирования и фун­кционирования целостной платежной системы, сближению нацио­нального законодательства в области внешнеторгового и валютного регулирования, квалифицированным большинством (не менее 3/4 общего количества голосов) - при подготовке рекомендаций государ­ствам-участникам Соглашения по другим вопросам, входящим в компетенцию Комитета.

Одним из основных нерешенных вопросов в процессе формиро­вания как валютного, так и платежного союзов остается вопрос о единой межгосударственной валюте. От решения этого вопроса зависит дальнейшее интеграционное развитие Содружества. Причин отсутствия единой валюты СНГ существует несколько. Среди них: неустойчивость национальных валют государств СНГ, неурегулиро­ванность долгов некоторых государств перед Россией (например, Украины, Казахстана) и ряд других.

Несколько лет назад был дан старт проекту «Объединенная пла­тежная система Содружества», цель которого - переход к единой платежной системе. Для реализации проекта коммерческими банками и другими хозяйствующими субъектами России, Армении, Казахста­на, Молдовы и Таджикистана учреждена ассоциация «Объединенная платежная система Содружества».

Таможенный союз. Проект создания единого таможенного про­странства на территории государств-участников СНГ, начавшийся в начале 90-х годов прошлого века, был приостановлен по причине незаинтересованности большинства государств Содружества в подоб­ном союзе. Однако 20 января 1995 г. главы России, Беларуси и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном союзе. В 1996 г. к этому Соглашению присоединились Кыргызстан, а в 1998 г. - Тад­жикистан.

Согласно ст. 1 Соглашения Таможенным союзом является экономи­ческое объединение государств, основанное на следующих принципах: а) наличие единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза; б) наличие однотипного механизма регулирова­ния экономики, основанной на рыночных принципах хозяйствова­ния и унифицированном законодательстве.

Соглашение о Таможенном союзе предусматривало следующие этапы его формирования. На первом этапе предполагалось осуще­ствить практическое применение Соглашения о создании зоны сво­бодной торговли от 15 апреля 1994 г.; унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другое законодатель­ство; сформировать механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями. Второй этап предусматривал объединение таможенных территорий государств в единую таможенную территорию; решение вопроса о международ­ной правосубъектности Таможенного союза.

Необходимо отметить, что государства-члены Таможенного союза одновременно являются участниками Договора Российской Федера­ции, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан об углублении интеграции в экономической и гуманитар­ной областях от 29 марта 1996 г. Цель данного договора - форми­рование сообщества интегрированных государств. Для выполнения данной цели государства-участники Договора создали совместные органы управления процессом интеграции - Межгосударственный совет, Интеграционный комитет и Межпарламентский комитет.

Реализация положений Соглашения о Таможенном союзе проис­ходила достаточно сложно и неоднозначно. Основными причинами явились непоследовательность и несогласованность действий госу­дарств, отсутствие эффективного механизма принятия и исполнения принятых решений и т.д. Однако были достигнуты и положительные результаты - в несколько раз вырос товарооборот между странами Таможенного союза. В январе 1998 г. было принято решение о раз­работке международного договора о создании единого экономиче­ского пространства, и 26 февраля 1999 г. в Москве главы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали До­говор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (для России вступил в силу 2 июля 2001 г.).

Договор состоит из 70 статей, объединенных в 6 глав.

Глава I содержит определения следующих понятий и терминов: единое экономическое пространство, единая таможенная террито­рия, общий (внутренний рынок), общий таможенный тариф и др. Например, ст. 1 Договора определяет единое экономическое про­странство как «пространство, состоящее из территории Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструк­тура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечи­вающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы».

В главе IIопределены основные цели и принципы формирования Единого экономического пространства (например, принцип недис­криминации, принцип взаимной выгоды и др.), структура органов управления интеграцией.

Договор предусматривает следующую структуру органов: Меж­государственный совет. Совет глав правительств, Интеграционный комитет и Межпарламентский комитет.

Статья 7 предусматривает два этапа формирования единого эко­номического пространства. Первый этап имеет целью завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной террито­рии, второй - создание Единого экономического пространства, вклю­чающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда.

Глава III«Завершение формирования Таможенного союза» регу­лирует вопросы режима свободной торговли товарами, регулирова­ния внешней торговли товарами и функционирования Таможенного союза.

Глава IV «Создание Единого экономического пространства» опре­деляет порядок проведения общей экономической политики и разви­тия инфраструктуры, предусматривает формирование общего рынка услуг, труда, капитала и развития научно-технологического и инфор­мационного развития.

Глава V «Сближение и унификация законодательства» преду­сматривает координацию деятельности по подготовке проектов за­конодательных и иных правовых актов, заключению международных соглашений в развитие положений Договора, принятию модельных актов и др.

Глава VI «Заключительные положения» регулирует вопросы вступления Договора в силу, присоединения к нему третьих госу­дарств, возникновения ответственности за невыполнение положений Договора и др.

В настоящее время правительства государств-участников Договора осуществляют поэтапную интеграцию в целях формирования Едино­го экономического пространства.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Для ускоре­ния процесса интеграции, предусмотренного положениями Соглашения о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и ряда других международных соглашений 10 октября 2000 г. в Астане главы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Тад­жикистана (так называемой «пятерки») подписали Договор об уч­реждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу в соответствии с Заявлением глав государств-членов Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г.

Согласно ст. 1 Договора договаривающиеся стороны учреждают международную организацию, которая обладает полномочиями, добро­вольно передаваемыми ей сторонами в соответствии с положениями Договора. При этом стороны остаются суверенными и равноправны­ми субъектами международного права. Цель создания ЕврАзЭС - эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализация других задач.

Органами управления стали уже существующие Межгосударст­венный совет, Интеграционный комитет, созданные в соответствии с Договором об углублении интеграции от 29 марта 1996 г., и новые - Межпарламентская ассамблея и Суд Сообщества.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и глав правительств «пятерки». Он рас­сматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с об­щими интересами государств, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения по реа­лизации целей и задач ЕврАзЭС. Межгоссовет дает поручения Ин­теграционному комитету, обращается с запросами и рекомендациями в Межпарламентскую ассамблею и с запросами - к Суду. Заседания Межгоссовета проходят на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Межгоссовет осуществляет деятельность в соответствии с Положе­нием, которое утверждается на уровне глав государств.

Интеграционный комитет является постоянно действующим ор­ганом ЕврАзЭС и выполняет следующие задачи: обеспечение взаи­модействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета, проектов решений и документов, пред­ложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением и др. Членами Интеграционного комитета являются заместители глав правительств «пятерки», его заседания проводятся не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями его функции осуществляет Комитет постоянных представителей госу­дарств при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств.

Секретариат Интеграционного комитета обеспечивает организа­цию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссо­вета и Интеграционного комитета и возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгоссоветом по представлению Интеграционного комитета сроком на три года. Генеральный секре­тарь по должности является высшим должностным лицом ЕврАзЭС, участвует в заседаниях Межгоссовета и Интеграционного комитета.

Межпарламентская ассамблея рассматривает вопросы гармониза­ции национального законодательства «пятерки» и формируется из Депутатов национальных парламентов в количестве 12 представителей от каждого государства. Ассамблея разрабатывает также основы законодательства по различным отраслям права, подлежащие рас­смотрению Межгоссоветом; принимает типовые проекты нацио­нальных законодательных актов; обращается с рекомендациями в Интеграционный комитет и с запросами - в Суд ЕврАзЭС.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение госу­дарствами положений Договора о ЕврАзЭС и других действующих в рамках Сообщества международных соглашений и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает споры экономического характера, которые могут возникнуть между государствами по воп­росам реализации решений органов Сообщества и положений дого­воров в рамках ЕврАзЭС, дает по ним разъяснения и заключения.

Суд Сообщества формируется из представителей государств До­говора о ЕврАзЭС (не более двух от каждого государства), которые назначаются Межпарламентской ассамблеей по представлению Межгоссовета на шесть лет. Порядок деятельности Суда предусмот­рен его Статутом, который утверждается Межгоссоветом.

Данная международная организация открыта для приема новых членов, которые возьмут на себя обязательства, вытекающие из До­говора и других международных соглашений, заключенных в рамках Сообщества, по списку, определяемому Межгоссоветом. Любое го­сударство может выйти из Договора, предварительно урегулировав свои международные обязательства перед самим Сообществом и его членами и направив в Интеграционный комитет уведомление о вы­ходе не позднее чем за 12 месяцев до даты выхода.

Любое государство может участвовать в работе органов ЕврАзЭС в качестве наблюдателя.

Статья 11 Договора о ЕврАзЭС определяет, что на территории государств-членов Сообщество пользуется правоспособностью, не­обходимой для реализации его целей и задач, заключать междуна­родные договоры, пользуется правами юридического лица, может приобретать имущество, выступать в суде и др.

Место нахождения Интеграционного комитета - г. Москва, Межпарламентской ассамблеи - г. Санкт-Петербург, Суда Сообще­ства - г. Минск.

Межгоссовет принимает все решения на основе консенсуса, за исключением решений о приостановке членства или об исключе­нии из Сообщества, которые принимаются по формуле «консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны».

Интеграционный комитет принимает решения на основе боль­шинства в 2/3 голосов. Количество голосов каждого государства-члена ЕврАзЭС соответствует его взносу в бюджет Сообщества и составляет: Беларусь - 20 голосов, Казахстан - 20 голосов, Кыр­гызстан - 10 голосов, Россия - 40 голосов, Таджикистан - 10 голосов.

В соответствии со ст. 16 Договора Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных Дого­вором о ЕврАзЭС. Во исполнение положений данной статьи государ­ства заключили в Минске 31 мая 2001 г. Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества.

Договор заключен на неопределенный срок.

Мировое сообщество положительно отреагировало на создание новой международной субрегиональной организации. В целях расши­рения членской базы ЕврАзЭС 16 мая 2001 г. Государственная Дума России приняла обращение к депутатам парламентов государств СНГ, не участвующих в Сообществе, с призывом ускорить процесс интеграции в рамках СНГ путем присоединения к Договору о ЕврАзЭС.

В конце февраля 2003 г. состоялась неформальная встреча пре­зидентов России, Казахстана, Украины и Беларуси. Итогом встречи стало принятие совместного Заявления, в котором лидеры четырех государств договорились о продолжении экономической интеграции и формирования Единого экономического пространства. С этой целью принято решение о создании совместной группы, которая к сентябрю 2003 г. подготовит проект Соглашения о формировании Единого экономического пространства. Конечной целью работы в этом направлении станет создание Организации региональной ин­теграции. Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что «уже к началу 2004 г. должна быть достигнута свобода передвижения товаров четырех стран».

Союзное государство России и Беларуси, Процесс интеграции двух государств начался в середине 90-х годов прошлого века, когда на референдуме, проведенном 14 мая 1995 г. в Беларуси, большинство населения республики высказалось за придание русскому языку статуса, аналогичного белорусскому, и за экономическую интеграцию с Россией.

В период с 1996 по 1999 г. государствами был подписан ряд международных соглашений, направленных на сближение обеих стран. Среди них: Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., подписанный в Москве; Договор о Союзе Бела-Руси и России от 2 апреля 1997 г.; Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. (26 января 2000 г. все три соглашения прекратили свое действие).

Последним международным соглашением, оформившим образо­вание на территории бывшего СССР нового союзного государства, стал Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., подписанный президентами России и Беларуси и вступивший в силу 26 января 2000 г.

Договор состоит из преамбулы и 71 статьи, которые объединены в 7 разделов.

Среди целей создания Союзного государства необходимо выде­лить следующие: обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников; создание единого экономи­ческого пространства; неуклонное соблюдение прав и свобод человека; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; обеспечение бе­зопасности Союзного государства и борьба с преступностью и др.

В ст. 3 Договора говорится о том, что «Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участни­ков» и что оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участ­никами. Союзное государство по ст. 5 является светским, демократи­ческим, социальным, правовым, в котором признается политическое и идеологическое многообразие.

Союзное государство имеет свой флаг, герб и другие атрибуты государственности при сохранении государственной символики го­сударств-участников. В Союзном государстве существует своя денеж­ная единица (валюта), введение которой планировалось осуществить в 2005 г. с одновременным созданием единого эмиссионного центра на основе отдельного соглашения.

Раздел V определяет полномочия органов Союзного государства: Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда, Счетной палаты и должностных лиц этих органов.

Высшим органом Союзного государства признается Высший Го­сударственный Совет, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участни­ков (ст. 34). Совет решает важнейшие вопросы развития Союзного государства. Председателем Совета на основе ротации является один из глав государств-участников, если государства-участники не дого­ворились об ином. Акты Совета принимают на основе единогласия государств-участников (ст. 37).

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты Представителей. Палата Союза состоит из 36 членов Со­вета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания России, и 36 членов Совета Рес­публики, депутатов Палаты Представителей, делегированных палата­ми Национального Собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы (п. 2 ст. 39).

Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании (п. 3 ст. 39).

Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на четыре года.

Парламент Союзного государства принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к его компетенции; содействует унификации законодательства госу­дарств; заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета; принимает бюджет; ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства; назначает по представ­лению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного го­сударства; утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека; назначает по представ­лению Совета Министров членов Счетной палаты и др.

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, эко­номики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного госу­дарства. Председатель Совета назначается Высшим Государственным Советом. Функции, состав, а также порядок деятельности Совета Министров определяются Положением, которое утверждается Выс­шим Государственным Советом.

Совет Министров формирует Постоянный Комитет, которым руководит Государственный секретарь, назначаемый на должность Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров. На эту должность в январе 2000 г. был утвержден П.П. Бородин.

Согласно ст. 50 Договора о создании Союзного государства Суд является органом, призванным обеспечить единообразное толкова­ние и применение Договора и нормативно-правовых актов Союзного государства. Суд состоит из девяти судей. Они назначаются и дейст­вуют в личном качестве из граждан Союзного государства, облада­ющих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках. В Суде не может быть более пяти судей - граждан одного государства. Судьи избираются на шесть лет, причем каждые два года происходит об­новление трети состава членов Суда. Договор предусматривает право повторного переизбрания судьи. Суд осуществляет свою деятельность на основе Устава и Регламента, которые утверждаются Высшим Государственным Советом.

Счетная палата осуществляет контроль за финансами Союзного государства, состоит из 11 членов, назначаемых на шесть лет. В состав Счетной палаты не может входить более семи граждан одного государства. Члены Счетной палаты избирают из своего состава предсе­дателя и его заместителя. Палата устанавливает собственный Регла­мент, который утверждается Советом Министров.

В тот же день Россия и Беларусь приняли Программу дейст­вий по реализации положений Договора о создании Союзного госу­дарства, полное выполнение которой ознаменует завершение про­цесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом. Про­грамма предусматривает реализацию совместных мероприятий в сле­дующих областях: выравнивание основных макроэкономических показателей; унификация гражданского, налогового законодатель­ства; введение единой денежной единицы; формирование и испол­нение бюджета Союзного государства; объединение энергетической и транспортной систем; проведение единой пограничной полити­ки и т.д.

В настоящее время государства заключают и выполняют огромное количество соглашений на межправительственном, межведомствен­ном уровнях с целью сближения экономик обеих стран. Однако процесс интеграции осуществляется достаточно медленно. Это про­исходит по причине разного видения содержания понятия «союзное государство» лидерами России и Беларуси. Осенью 2002 г. на дву­сторонней встрече президентов России и Беларуси достаточно четко определились позиции государств по данному вопросу. Если Россия жестко выступает за формирование единого федеративного государ­ства с соответствующими принципами его управления, то Беларусь опасается повторения модели объединения государств в форме бывшего СССР и неохотно идет на уступки по многим вопросам, подчас тормозя процесс объединения и представляя такое объеди­нение в виде конфедерации, когда государства делегируют лишь некоторую часть полномочий органам конфедерации (оборона, фи­нансы).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие договорно-институциональные формы может прини­мать региональная интеграция?

2. Охарактеризуйте основные региональные международные организации, которые способствуют экономическому сотрудни­честву и региональной интеграции в Европе.

3. В чем заключается уникальность Европейского Союза как международной организации по региональной интеграции?

4. Назовите главные цели ОЭСР.

5 Какая международная организация оказывает содействие в экономическом сотрудничестве на Европейском континенте по линии ООН?

6. Назовите главные цели ЕАСТ.

7. В чем сущность ЕЭП?

Литература

Лабин Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономи­ческого порядка. - М., 2004.

Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных ин­вестиций. - М., 2001.

Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. - М.,2002.

Шумилов В.М.Международное экономическое право. В двух томах. - М., 2002.



2015-12-04 641 Обсуждений (0)
Экономическое сотрудничество в СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическое сотрудничество в СНГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)