Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 2



2015-12-04 812 Обсуждений (0)
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует подготовиться по семинарскому занятию № 1 и № 2, выполнить письменно все задания

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 1

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Вопросы:

1. Происхождение и понятие государства, его признаки.

2. Социальное назначение государства.

3. Функции государства.

4. Форма правления.

5. Форма государственного устройства.

6. Политический режим, его виды.

7. Государственный аппарат. Иерархия государственных органов, их властные полномочия.

8. Гражданское общество. Признаки и структура гражданского общества.

9. Правовое государство и его признаки.

 

Практические задания

 

1. Определите, какие теории происхождения государство кратко здесь изложены:

1. Структура и функция государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм.

2. По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственных форм регулирования общественной жизни– к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы эксплуататоров.

3. Если бог сотворил мир, то его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема.

4. Государственная власть – это результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных прав, а государство с свою очередь обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны.

5. Это теория происходит из ложного деления людей на «высшую» (хозяев) и «низшую» (рабов) расы. Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными.

6. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

 

2. Определите (объясните) следующие понятия:

Форма государства - …

Форма правления - …

Форма государственного устройства - …

Политический режим - …

Дуалистическая монархия - …

Президентская республика - …

Парламентская республика - …

Унитарное государство -…

федеративное государство - …

 

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите разновидности государств с точки зрения формы правления?

2. Назовите разновидности государств с точки зрения формы государственного устройства?

3. Назовите разновидности государств с точки зрения политического режима общества?

4. В чем принципиальное отличие демократических политических режимов общества от антидемократических?

5. В чем заключается суть смешанной республики?

6. Чем принципиально отличается конфедеративное государство от федерации?

7. Чем отличается симметричные федерации от асимметричных?

 

 

4. Какие из перечисленных черт были присущи тоталитаризму в советском государстве:

А) безраздельное господство в политической жизни одной партии, а лидер с формально неограниченными полномочиями, практически не подконтрольный народу партийно-государственный аппарат;

Б) фиктивное законодательство;

В) все вышеперечисленные.

 

5. Выделяя признаки правового государства, Акимов перечислил:

Верховенство закона;

Тотальный контроль правящей элиты;

Принцип разделения властей;

Гарантированность прав и свобод личности.

Независимый суд.

В чем ошибся Акимов?

 

6. Можно ли отнести к правовому государству государства, имеющие следующие характеристики?

1. Государство, где властные органы без непосредственного мандата народа, хотя и определяемые законом, произвольно контролируются ограниченным кругом властвующих лиц.

2. Государство, где административное управление строится на началах всевластия и не определяется законом, общество попадает под тотальный контроль правящей элиты, из общества исключается независимое правосудие и права человека.

3. Государство, где сложилась всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

 

7. Изучая вопрос «правовое государство» сравните два высказывания:

«Главный принцип правового государства заключается в том, что государственная власть в нем ограничена. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав».

«Если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от преступности, поможет человеку реализовать свои права в борьбе с сильными мирами сего». Какое из высказываний является правильным и почему?

 

8. Вставьте пропущенные слова и закончите фразы:

а) форма государства – это единство ___________________________ её основных элементов:_______;

 

б) при парламентарной монархии право формировать правительство принадлежит не ______________________, а _______________________________;

 

в) конституционная монархия (Осман, Саудовская Аравия, Катар и др.) представляет собой такую форму правления, при которой власть ______________________ значительно ограничена __________________________ органом;

 

г) при президентской республике парламент не может _______________________ министерств, а президент не может _______;

 

д) форма правления – это организация _____ порядок образования её органов и их взаимодействия с населением;

 

е) форма государственного устройства – это _______________________________ устройство государства, характер взаимоотношений между его ___, а также каждой из них с ___ в целом;

 

ж) политический режим – это совокупность приёмов, методов, средств _____, осуществления ________________________.

 

 

9. Выберите наиболее правильное утверждение:

Государство – это

а) элемент общества;

б) аппарат насилия над обществом;

в) арбитр общественных потребностей и интересов, объединяющий граждан в общую политическую ассоциацию;

г) союз людей, контролирующий определенную территорию и подчиняющийся единой власти;

 

К признаку государства можно отнести:

а) авторитет государственной власти;

б) верховенство закона;

в) публичную власть;

г) легальность и легитимность государственной власти.

 

Политическая власть – это:

а) способность (свойство) некого субъекта (индивида; коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц;

б) спутник человеческого общества на всех этапах его развития;

в) государственная власть;

г) система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.

10. Заполните таблицу

 

Форма государства
Форма правления Форма государственного устройства Политический режим
     

 

 

Литература:

 

Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.–192с.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В Российское право. Учебник. Изд. -5е. -–М., 2007. – 800 с.

Марченко М.Н., Дерябин Е.М. Правоведение. Учебник. – М., ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 416с.

Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе //журнал российского права. 2007 №5.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 2

Тема 2. Теория права

 

Вопросы:

1. Социальные нормы и место права в их системе. Общие признаки социальных норм.

2. Общественные потребности возникновения права. Теории происхождения права. Признаки права.

3. Формы (источники) происхождения права.

4. Норма права, понятие и признаки.

5. Нормативные акты, понятие и признаки.

6. Система права.

7. Понятие правоотношения, его состав и свойства.

8. Определение правонарушения, его типичные виды и признаки. Причины правонарушений.

9. Юридическая ответственность, понятие, признаки и принципы. Виды юридической ответственности.

 

Практические задания

 

1. Давая определение одной из форм права, студент определил следующее:

«Правовой обычай – это решение суда по конкретному дела, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел». На что другой студент возразил: Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила».

Кто из них прав?

 

2. Выделите отрасли в системе права: семейное право, налоговое право, административное право, нотариальное право.

 

 

3. При изучении системы права студентам было предложено привести в качестве примера институт права.

Первая группа назвала – авторское право, вторая – гражданско-процессуальное право, третья – Государственную юридическую академию

Кто из них прав?

 

4. К каким отраслям права (конституционному праву, административному праву, трудовому праву, гражданскому праву, уголовному праву) относятся следующие правовые институты:

1. Институт административной ответственности;

2. Институт материальной ответственности;

3. Институт купли-продажи.

4. Институт уголовной ответственности.

5. Институт гражданства.

 

5. Выделите законы и подзаконные нормативные акты и расположите их по юридической силе?

1. Указ Президента субъекта

2. Конституция РФ.

3. Постановление Правительства РФ.

4. Локальный нормативный акт.

 

 

6. Какой из указанных нормативных актов обладает в России высшей юридической силой:

1 Закон Республики Бурятия.

2. Приказ ректора университета.

3. Постановление Правительства РФ.

4. Указ Президента Татарстана.

 

7. Расположите нормативные правовые акты по степени юридической сил:

1. Постановление Правительства РФ.

2. Закон РФ.

3. Инструкция Министерства образования и науки России.

4. Указ Президента РФ.

 

 

8. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 224 УК РФ «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».

 

 

9. Выделите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 331 ГК РФ «Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке»

 

 

10. Студент считает, что нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Студент Ефремов не согласился. Нормативным актом, по его мнению, является решение суда, по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел.

Кто из них ошибается?

 

 

11. К каким видам юридических фактов относятся:

 

1.. Получение высшего образования.

2. Выход на пенсию.

3. Смерть гражданина.

4. Составление завещания.

5. Выдача доверенности.

6. Действие непреодолимой силы.

7. Нанесение телесных повреждений.

 

Литература:

 

Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Бек, 1995. – 160с.

Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– 192с.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право. Учебник. Изд. 5-е. – М., 2007. – 800 с.

Марченко М.Н., Дерябин Е.М. Правоведение. Учебник. – М., ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 416с.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 189с.

Марченко М.Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления //Журнал российского права. 2007 №7.

Темы для докладов и сообщений:

1. Право в исламских государствах.

2.. Прецедентная правовая система.

3. Российская правовая система.

 

 



2015-12-04 812 Обсуждений (0)
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИ № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)