Сотрудничество государств Европы в области культуры
входит в сферу интересов Европейского Союза, ОБСЕ, Совета Европы и СНГ; этой проблеме посвящен ряд многосторонних и двусторонних договоров. Культурные связи европейских государств развиваются в большей степени по инициативе огромного множества неправительственных организаций, культурных центров, музеев, университетов, творческих ассоциаций, а также благодаря усилиям частных лиц и, что немаловажно, путем финансирования частным капиталом. Вследствие этого оценить реальные масштабы сотрудничества в области культуры практически невозможно. Однако некоторые статистические данные таковы: из 721 недвижимого объекта, внесенного по состоянию на декабрь 2001 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, 342находятся в условных территориальных границах европейских государств. Согласно же исследованиям, проводившимся Европейским Союзом, в Европе расположено около 40% всех музеев мира. В культурном секторе государств ЕС в настоящее время занято около 7,2 млн. человек, а на общеевропейском рынке производства ипредоставления услуг, связанных с технико-технологическим обеспечением культурной сферы, работают около 1000 компаний. Вместе с тем нельзя не отметить усилий международных организаций по координации и интенсификации этого вида сотрудничества. В Договоре об учреждении Европейского сообщества (1992 г.) в качестве одного из направлений деятельности Сообщества указан «вклад в расцвет культуры в государствах-членах» (ст. 3, п. 1). Сфера культуры является предметом совместного ведения ЕС и государств-членов, что вытекает из положений ст. 151 Договора: деятельность Сообщества способствует «расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на передний план общее культурное наследие». Сообщество призвано поощрять сотрудничество государств-членов в следующих областях: - расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов; - сохранение и защита культурного наследия общеевропейской значимости; - некоммерческий культурный обмен; - художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор. Статья 151 содержит также важное положение о том, что все другие направления деятельности ЕС должны учитывать культурные аспекты, руководствуясь прежде всего принципом уважения своеобразия культур. Этот принцип нашел свое отражение и в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Сообществом культурного, религиозного и языкового разнообразия (ст. 22). Таким образом, признается юридическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур. Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора о ЕС, устанавливающей, что положения ст. 28-29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение. Таким образом, положения этой статьи создают основу правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и внешние территориальные границы Сообщества при уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную культурную ценность к национальному культурному достоянию. Одной из самых известных программ Сообщества является программа «Культурная столица Европы». Ее цель - освещение богатства и разнообразия европейских культур для широкого ознакомления сними граждан Европы и всего мира. Так, в 2003 г. культурной столицей Европы был объявлен г. Грац (Австрия). Вопросы культурных связей заняли значительное место в Заключительном акте СБСЕ (1975 г.), в котором специальный раздел посвящен сотрудничеству в области культуры. Принципы Хельсинкского Заключительного акта, касающиеся культурного и научного сотрудничества, послужили стимулом для принятия Конвенции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе(Стамбул, 1993 г.). Согласно этой Конвенции стороны обязуются поощрять, содействовать и развивать: 1) сотрудничество и обмены между научно-исследовательскими организациями, высшими и другими учебными заведениями; 2) обмены специалистами, лекторами, преподавателями истудентами с целью ознакомления с опытом иидеями, повышения квалификации, чтения лекций, ведения преподавательской и научной Деятельности; 3) языковую практику, научно-исследовательскую работу и аспирантское обучение; 4) сотрудничество и обмен информацией о возможностях признания дипломов, научных степеней и других академических званий сторон; 5) сотрудничество между национальными комиссиями сторон по делам ЮНЕСКО с целью разработки конкретных совместных проектов; 6) помощь в заключении многосторонней научной конвенции о защите и исследовании памятников древних цивилизаций; 7) прямые контакты в области культуры, образования, науки и информации между городами и регионами сторон. Также предусмотрено сотрудничество и осуществление совместных проектов в области музыки, театра, изобразительного искусства, музейного дела, а также совместные археологические и этнологические исследования. Конвенцией учрежден Координационный совет в составе старших правительственных должностных лиц, ответственных за осуществление и координацию деятельности в рамках Конвенции. Совет собирается ежегодно поочередно в государствах-участниках. Совету Европы принадлежит ведущая роль среди других европейских организаций в развитии общеевропейского и межгосударственного сотрудничества в областях культуры, науки, образования, сохранения общеевропейского наследия и защиты окружающей среды. В Европейской культурной конвенции (подписана в Париже 19декабря 1954 г., вступила в силу 5 мая 1955 г.) в качестве главных целей такого сотрудничества провозглашается развитие взаимопонимания между народами Европы и взаимного уважения их культурного разнообразия, сохранение европейской культуры, содействие национальным вкладам в общее наследие Европы, а также защита общих основополагающих ценностей и поощрение, в частности, изучения языков, истории и цивилизации всех европейских стран. Наряду с Европейской культурной конвенцией и в развитие ее положений была разработана и принята целая система договоров по конкретным направлениям культурного и научного сотрудничества, включая образование и вопросы информации. К их числу относятся: - Конвенция об академическом признании документов об университетских квалификациях (1959 г.); - Европейская конвенция о защите археологического наследия (1969г.). Пересмотренный текст этой Конвенции был подписан в Валетте 16 января 1992 г. В нем определяются принципы координации европейской политики в области сохранения археологического наследия, а также сделан упор на обеспечение доступа широкой публики к археологическим объектам, на проведение образовательных кампаний, подъем общественного интереса к ценностям археологического наследия. Кроме того, Конвенция предусматривает регулярный межгосударственный обмен опытом и экспертами; - Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей (1985г.). Конвенция содержит определение правонарушений, связанных с культурными ценностями; в ней также предусмотрена обязанность государств сотрудничать с целью возвращения культурной собственности, обнаруженной на их территории, которая была перемещена с территории другой стороны вследствие правонарушения, связанного с культурной собственностью, совершенного на территории одной из сторон. Помимо этого Конвенция содержит ряд процессуальных норм, касающихся сотрудничества государств при осуществлении правосудия по указанным видам правонарушений; - Европейская конвенция об охране архитектурного наследия Европы (1985 г.). В ней определены категории объектов недвижимости, подлежащих охране как «архитектурное наследие» (памятники, комплексы строений и достопримечательности). Конвенция налагает на государства обязанность проводить определенную политику в области охраны архитектурного наследия, которая должна включать охрану архитектурного наследия в качестве основной задачи планирования в масштабах города и страны; содействовать программам восстановления и содержания архитектурного наследия; делать сохранение, популяризацию и укрепление архитектурного наследия основным элементом политики в области культуры, охраны окружающей среды и планирования и т.п.; - Европейская конвенция о трансграничном телевидении (подписана в Страсбурге 5 мая 1989 г.) создает правовые рамки для свободной трансграничной циркуляции в Европе телевизионных программ, гарантирует свободу слова, приема и ретрансляции, право ответа, запрещает порнографию, пропаганду насилия, разжигание расовой ненависти и защищает детей и подростков; - Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (1992 г.) ставит своей целью развитие многостороннего совместного кинопроизводства в Европе. Конвенция защищает принципы свободы творчества и выражения мнения, а также гарантирует культурное многообразие различных европейских стран. Конвенция приравнивает совместно произведенные фильмы к национальной кинопродукции с точки зрения финансовых льгот и других преимуществ; - Конвенция о признании квалификаций, касающихся высшего образования, в Европейском регионе (подготовлена совместно с ЮНЕСКО на Дипломатической конференции в Лиссабоне 11 апреля 1997 г.). В последние годы в Совете Европы активно разрабатывается нормативное обеспечение решения вопросов спортивного сотрудничества: борьба с употреблением допинга, предотвращение насилия на стадионах, этические и медицинские проблемы спорта. Одним из наиболее эффективных методов работы Совета Европы вобласти культуры, науки и образования является создание специальных проектов и программ. Так, в программе «Европа: общее наследие» особое место отводится повышению роли национальных культур вобогащении общеевропейского наследия. В рамках образовательного проекта «Воспитание гражданина демократического общества» (граждановедение) акцент делается на воспитание граждан в духе демократии, уважения демократических ценностей и прав человека. Сотрудничество государств-участников СНГ в области культуры основывается на подписанном 15 мая 1992 г. в Ташкенте Соглашении о сотрудничестве в области культуры.В соответствии со ст. 1 Соглашения государства взяли на себя обязательства «создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена и сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности». В развитие положений Соглашения 26 мая 1995 г. все 12 государств-участников СНГ в Минске подписали Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.Для РФданное Соглашение вступило в силу 30 июня 1998 г. Для дальнейшего развития международного сотрудничества государств СНГ в области культуры 10 февраля 1995 г. в г. Алма-Ате были подписаны два международных соглашения: Соглашение о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфиии Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии,которые вступили в силу 5 мая 1995 г. для всех 12 государств-участников СНГ. В целях создания благоприятных условий для развития культурных связей и культурного обмена 28 сентября 2001 г. в Москве было подписано Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей.Участниками данного Соглашения являются восемь государств-участников СНГ, в том числе иРоссия. Соглашение вступило в силу 11 декабря 2002 г. Данное Соглашение определяет понятие «культурные ценности» как ценности религиозного или светского характера либо их коллекции, которые рассматриваются каждым государством-участником Соглашения как представляющие значение для истории, культуры, искусства, науки. Оно устанавливает, что ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен международный розыск, запрещен, а такие ценности подлежат задержанию для их последующего возвращения законным собственникам; регламентирует порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, их транзит, временный вывоз и ввоз на территорию государств-участников Соглашения; определяет функции и полномочия таможенных служб государств; предусматривает разработку и принятие как международных соглашений в этой области, так и приведение в соответствие с ним национального законодательства государств-участников. Для постоянного расширения сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры 29 ноября 2001 г. Решением Совета глав государств СНГ была утверждена Программа основных мероприятий государств-участников СНГ в области культуры до 2005 г.,которая предполагает проведение 61 мероприятия в рамках совместных международных программ. С момента создания СНГ государства-участники одной из целей Содружества провозгласили осуществление тесного сотрудничества в научно-технической сфере. Для ее реализации было принято несколько соглашений. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве было подписано 13 марта 1992 г. Основными направлениями сотрудничества в нем были определены выбор приоритетных форм совместной научно-технической деятельности, формирование совместных межгосударственных программ, подготовка специалистов с высшим образованием, научных и научно-педагогических кадров, охрана интеллектуальной собственности и обмен научно-технической информацией. Для осуществления положений Соглашения был учрежден Межгосударственный научно-технический совет (МНТС), действующий на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Большое внимание было уделено осуществлению совместных межгосударственных научно-технических программ и проектов по реализации и освоению новых технологий. Любое государство СНГ может на добровольной основе принимать участие в таких программах при условии, если оно выделяет необходимые ресурсы, виды и объемы которых должны быть согласованы с другими участниками программ. Общие принципы формирования, финансирования и реализации совместных программ определяются Положением о межгосударственных программах, другими документами, которые принимает Межгосударственный научно-технический совет. Тогда же в дополнение к Соглашению были подписаны Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ, Соглашение о прямых научно-технических связях в рамках СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ, Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Среди наиболее важных международных соглашений СНГ в данной сфере является Соглашение о создании общего научно-технического пространства 1995г., которое предусматривало осуществление данного процесса в несколько этапов параллельно с другими интеграционными процессами в государствах СНГ. Под общим научно-техническим пространством Соглашение определяет среду, характеризующуюся проведением государствами согласованной политики по приоритетным направлениям, представляющим взаимный интерес в развитии науки и техники, гармонизации содержания ее отдельных компонентов и соответствующих национальных нормативно-правовых баз. Соглашение также предусматривает право каждого государства-участника Соглашения использовать рынок научно-технологических товаров и услуг других государств-участников. Соглашение предусматривает создание Межгосударственного комитета по научно-технологическому развитию, действующего на основе Положения. В его задачу входит рассмотрение вопросов формирования общего научно-технологического пространства, определение направлений и форм сотрудничества. Исполнительным органом Комитета является Межгосударственный научно-технический совет. В рамках СНГ было осуществлено несколько совместных программ: «Создание конкурентоспособных на мировом рынке сварных конструкций, ресурсосберегающих технологий, материалов и оборудования для сварочного производства», «Новые материалы» и ряд других. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите основные направления сотрудничества в Европе в области гражданской авиации. 2. Каковы организационные формы сотрудничества европейских государств по исследованию и использованию космоса? 3. Каковы формы сотрудничества европейских государств в области энергетики? 4. Что такое ЦЕРН и ОИЯИ? 5. Каковы формы сотрудничества европейских государств в сфере массовой информации? 6. Охарактеризуйте состояние сотрудничества европейских государств в области науки, культуры и образования. Литература Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. - М., 1986. Международное космическое право. Учебник // Под ред. Г.П. Жукова и Ю.М. Колосова. - М., 1999. Международное атомное право. - М., I987. Днепровский А.Г. Правовые проблемы нового международного информационного порядка. - М., 1989. Галенская Л.Н. Музы и право: правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. -Л., 1987.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |