Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сотрудничество государств Европы в области культуры



2015-12-04 1520 Обсуждений (0)
Сотрудничество государств Европы в области культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




входит в сферу интересов Европейского Союза, ОБСЕ, Совета Ев­ропы и СНГ; этой проблеме посвящен ряд многосторонних и двусто­ронних договоров.

Культурные связи европейских государств развиваются в большей степени по инициативе огромного множества неправительственных организаций, культурных центров, музеев, университетов, творческих ассоциаций, а также благодаря усилиям частных лиц и, что немало­важно, путем финансирования частным капиталом. Вследствие этого оценить реальные масштабы сотрудничества в области культуры прак­тически невозможно. Однако некоторые статистические данные таковы: из 721 недвижимого объекта, внесенного по состоянию на декабрь 2001 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, 342на­ходятся в условных территориальных границах европейских госу­дарств. Согласно же исследованиям, проводившимся Европейским Союзом, в Европе расположено около 40% всех музеев мира. В культурном секторе государств ЕС в настоящее время занято около 7,2 млн. человек, а на общеевропейском рынке производства ипре­доставления услуг, связанных с технико-технологическим обеспече­нием культурной сферы, работают около 1000 компаний.

Вместе с тем нельзя не отметить усилий международных органи­заций по координации и интенсификации этого вида сотрудничества.

В Договоре об учреждении Европейского сообщества (1992 г.) в качестве одного из направлений деятельности Сообщества указан «вклад в расцвет культуры в государствах-членах» (ст. 3, п. 1).

Сфера культуры является предметом совместного ведения ЕС и государств-членов, что вытекает из положений ст. 151 Договора: деятельность Сообщества способствует «расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на передний план общее культурное наследие». Сообщество призвано поощрять сотрудничество государств-членов в следующих областях:

- расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

- сохранение и защита культурного наследия общеевропейской значимости;

- некоммерческий культурный обмен;

- художественное и литературное творчество, включая аудиови­зуальный сектор.

Статья 151 содержит также важное положение о том, что все другие направления деятельности ЕС должны учитывать культурные аспекты, руководствуясь прежде всего принципом уважения свое­образия культур. Этот принцип нашел свое отражение и в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой про­возглашается уважение Сообществом культурного, религиозного и языкового разнообразия (ст. 22). Таким образом, признается юри­дическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур.

Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора о ЕС, устанавливающей, что положения ст. 28-29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в част­ности, соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение. Та­ким образом, положения этой статьи создают основу правового ре­гулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и внешние территориальные границы Сообщества при уважении суверенного права государств-членов от­носить или не относить ту или иную культурную ценность к нацио­нальному культурному достоянию.

Одной из самых известных программ Сообщества является про­грамма «Культурная столица Европы». Ее цель - освещение богатства и разнообразия европейских культур для широкого ознакомления сними граждан Европы и всего мира. Так, в 2003 г. культурной сто­лицей Европы был объявлен г. Грац (Австрия).

Вопросы культурных связей заняли значительное место в Заклю­чительном акте СБСЕ (1975 г.), в котором специальный раздел посвящен сотрудничеству в области культуры.

Принципы Хельсинкского Заключительного акта, касающиеся куль­турного и научного сотрудничества, послужили стимулом для принятия Конвенции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе(Стамбул, 1993 г.). Согласно этой Конвенции стороны обязуются поощрять, содейство­вать и развивать:

1) сотрудничество и обмены между научно-исследовательскими организациями, высшими и другими учебными заведениями;

2) обмены специалистами, лекторами, преподавателями истуден­тами с целью ознакомления с опытом иидеями, повышения квали­фикации, чтения лекций, ведения преподавательской и научной Деятельности;

3) языковую практику, научно-исследовательскую работу и аспи­рантское обучение;

4) сотрудничество и обмен информацией о возможностях при­знания дипломов, научных степеней и других академических званий сторон;

5) сотрудничество между национальными комиссиями сторон по делам ЮНЕСКО с целью разработки конкретных совместных проектов;

6) помощь в заключении многосторонней научной конвенции о защите и исследовании памятников древних цивилизаций;

7) прямые контакты в области культуры, образования, науки и информации между городами и регионами сторон.

Также предусмотрено сотрудничество и осуществление совмест­ных проектов в области музыки, театра, изобразительного искусства, музейного дела, а также совместные археологические и этнологиче­ские исследования.

Конвенцией учрежден Координационный совет в составе стар­ших правительственных должностных лиц, ответственных за осуще­ствление и координацию деятельности в рамках Конвенции. Совет собирается ежегодно поочередно в государствах-участниках.

Совету Европы принадлежит ведущая роль среди других европей­ских организаций в развитии общеевропейского и межгосударст­венного сотрудничества в областях культуры, науки, образования, сохранения общеевропейского наследия и защиты окружающей среды.

В Европейской культурной конвенции (подписана в Париже 19де­кабря 1954 г., вступила в силу 5 мая 1955 г.) в качестве главных целей такого сотрудничества провозглашается развитие взаимопонимания между народами Европы и взаимного уважения их культурного разно­образия, сохранение европейской культуры, содействие нацио­нальным вкладам в общее наследие Европы, а также защита общих основополагающих ценностей и поощрение, в частности, изучения языков, истории и цивилизации всех европейских стран.

Наряду с Европейской культурной конвенцией и в развитие ее положений была разработана и принята целая система договоров по конкретным направлениям культурного и научного сотрудничества, включая образование и вопросы информации. К их числу относятся:

- Конвенция об академическом признании документов об уни­верситетских квалификациях (1959 г.);

- Европейская конвенция о защите археологического наследия (1969г.). Пересмотренный текст этой Конвенции был подписан в Валетте 16 января 1992 г. В нем определяются принципы коорди­нации европейской политики в области сохранения археологическо­го наследия, а также сделан упор на обеспечение доступа широкой публики к археологическим объектам, на проведение образовательных кампаний, подъем общественного интереса к ценностям археологи­ческого наследия. Кроме того, Конвенция предусматривает регулярный межгосударственный обмен опытом и экспертами;

- Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей (1985г.). Конвенция содержит определение правонарушений, связанных с культурными ценностями; в ней также предусмотрена обязанность государств сотрудничать с целью возвра­щения культурной собственности, обнаруженной на их территории, которая была перемещена с территории другой стороны вследствие правонарушения, связанного с культурной собственностью, совер­шенного на территории одной из сторон. Помимо этого Конвенция содержит ряд процессуальных норм, касающихся сотрудничества государств при осуществлении правосудия по указанным видам пра­вонарушений;

- Европейская конвенция об охране архитектурного насле­дия Европы (1985 г.). В ней определены категории объектов недви­жимости, подлежащих охране как «архитектурное наследие» (памятники, комплексы строений и достопримечательности). Кон­венция налагает на государства обязанность проводить определен­ную политику в области охраны архитектурного наследия, которая должна включать охрану архитектурного наследия в качестве основ­ной задачи планирования в масштабах города и страны; содейство­вать программам восстановления и содержания архитектурного наследия; делать сохранение, популяризацию и укрепление архитек­турного наследия основным элементом политики в области культу­ры, охраны окружающей среды и планирования и т.п.;

- Европейская конвенция о трансграничном телевидении (подписана в Страсбурге 5 мая 1989 г.) создает правовые рамки для свободной трансграничной циркуляции в Европе телевизионных программ, гарантирует свободу слова, приема и ретрансляции, право ответа, запрещает порнографию, пропаганду насилия, разжигание расовой ненависти и защищает детей и подростков;

- Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (1992 г.) ставит своей целью развитие многостороннего совместного кинопроизводства в Европе. Конвенция защищает принципы свобо­ды творчества и выражения мнения, а также гарантирует культурное многообразие различных европейских стран. Конвенция приравни­вает совместно произведенные фильмы к национальной кинопродук­ции с точки зрения финансовых льгот и других преимуществ;

- Конвенция о признании квалификаций, касающихся выс­шего образования, в Европейском регионе (подготовлена совместно с ЮНЕСКО на Дипломатической конференции в Лиссабоне 11 апреля 1997 г.).

В последние годы в Совете Европы активно разрабатывается нормативное обеспечение решения вопросов спортивного сотрудни­чества: борьба с употреблением допинга, предотвращение насилия на стадионах, этические и медицинские проблемы спорта.

Одним из наиболее эффективных методов работы Совета Европы вобласти культуры, науки и образования является создание специаль­ных проектов и программ. Так, в программе «Европа: общее наследие» особое место отводится повышению роли национальных культур вобогащении общеевропейского наследия. В рамках образователь­ного проекта «Воспитание гражданина демократического общества» (граждановедение) акцент делается на воспитание граждан в духе де­мократии, уважения демократических ценностей и прав человека.

Сотрудничество государств-участников СНГ в области культуры основывается на подписанном 15 мая 1992 г. в Ташкенте Соглашении о сотрудничестве в области культуры.В соответствии со ст. 1 Соглашения государства взяли на себя обязательства «создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культур­ного обмена и сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телеви­дения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов куль­турно-исторического наследия, самодеятельного народного творче­ства, народных промыслов и других видов культурной деятельности».

В развитие положений Соглашения 26 мая 1995 г. все 12 госу­дарств-участников СНГ в Минске подписали Соглашение о созда­нии Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.Для РФданное Соглашение вступило в силу 30 июня 1998 г.

Для дальнейшего развития международного сотрудничества госу­дарств СНГ в области культуры 10 февраля 1995 г. в г. Алма-Ате были подписаны два международных соглашения: Соглашение о сотрудни­честве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфиии Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии,которые вступили в силу 5 мая 1995 г. для всех 12 государств-участников СНГ.

В целях создания благоприятных условий для развития культур­ных связей и культурного обмена 28 сентября 2001 г. в Москве было подписано Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей.Участниками данного Соглашения являются восемь государств-участ­ников СНГ, в том числе иРоссия. Соглашение вступило в силу 11 де­кабря 2002 г. Данное Соглашение определяет понятие «культурные ценности» как ценности религиозного или светского характера либо их коллекции, которые рассматриваются каждым государством-участ­ником Соглашения как представляющие значение для истории, куль­туры, искусства, науки. Оно устанавливает, что ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен международный розыск, запрещен, а такие ценности подлежат задержанию для их последу­ющего возвращения законным собственникам; регламентирует поря­док ввоза и вывоза культурных ценностей, их транзит, временный вывоз и ввоз на территорию государств-участников Соглашения; определяет функции и полномочия таможенных служб государств; предусматривает разработку и принятие как международных согла­шений в этой области, так и приведение в соответствие с ним на­ционального законодательства государств-участников.

Для постоянного расширения сотрудничества государств-участ­ников СНГ в области культуры 29 ноября 2001 г. Решением Совета глав государств СНГ была утверждена Программа основных меропри­ятий государств-участников СНГ в области культуры до 2005 г.,которая предполагает проведение 61 мероприятия в рамках совмест­ных международных программ.

С момента создания СНГ государства-участники одной из целей Содружества провозгласили осуществление тесного сотрудничества в научно-технической сфере. Для ее реализации было принято не­сколько соглашений.

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве было подписано 13 марта 1992 г. Основными направлениями сотрудни­чества в нем были определены выбор приоритетных форм совместной научно-технической деятельности, формирование совместных межго­сударственных программ, подготовка специалистов с высшим образо­ванием, научных и научно-педагогических кадров, охрана интеллек­туальной собственности и обмен научно-технической информацией.

Для осуществления положений Соглашения был учрежден Меж­государственный научно-технический совет (МНТС), действующий на основе Положения, утвержденного Советом глав государств.

Большое внимание было уделено осуществлению совместных межгосударственных научно-технических программ и проектов по реализации и освоению новых технологий. Любое государство СНГ может на добровольной основе принимать участие в таких програм­мах при условии, если оно выделяет необходимые ресурсы, виды и объемы которых должны быть согласованы с другими участни­ками программ. Общие принципы формирования, финансирования и реализации совместных программ определяются Положением о меж­государственных программах, другими документами, которые при­нимает Межгосударственный научно-технический совет. Тогда же в дополнение к Соглашению были подписаны Соглашение о совмест­ном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ, Со­глашение о прямых научно-технических связях в рамках СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и науч­но-педагогических кадров и нострификации документов об их квали­фикации в рамках СНГ, Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Среди наиболее важных международных соглашений СНГ в данной сфере является Соглашение о создании общего научно-техниче­ского пространства 1995г., которое предусматривало осуществление данного процесса в несколько этапов параллельно с другими интег­рационными процессами в государствах СНГ. Под общим научно-техническим пространством Соглашение определяет среду, характе­ризующуюся проведением государствами согласованной политики по приоритетным направлениям, представляющим взаимный интерес в развитии науки и техники, гармонизации содержания ее отдельных компонентов и соответствующих национальных нормативно-правовых баз. Соглашение также предусматривает право каждого государства-участника Соглашения использовать рынок научно-технологических товаров и услуг других государств-участников.

Соглашение предусматривает создание Межгосударственного ко­митета по научно-технологическому развитию, действующего на основе Положения. В его задачу входит рассмотрение вопросов формиро­вания общего научно-технологического пространства, определение направлений и форм сотрудничества. Исполнительным органом Ко­митета является Межгосударственный научно-технический совет.

В рамках СНГ было осуществлено несколько совместных программ: «Создание конкурентоспособных на мировом рынке сварных конст­рукций, ресурсосберегающих технологий, материалов и оборудова­ния для сварочного производства», «Новые материалы» и ряд других.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные направления сотрудничества в Европе в области гражданской авиации.

2. Каковы организационные формы сотрудничества евро­пейских государств по исследованию и использованию космоса?

3. Каковы формы сотрудничества европейских государств в области энергетики?

4. Что такое ЦЕРН и ОИЯИ?

5. Каковы формы сотрудничества европейских государств в сфере массовой информации?

6. Охарактеризуйте состояние сотрудничества европейских государств в области науки, культуры и образования.

Литература

Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. - М., 1986.

Международное космическое право. Учебник // Под ред. Г.П. Жукова и Ю.М. Колосова. - М., 1999.

Международное атомное право. - М., I987.

Днепровский А.Г. Правовые проблемы нового международного инфор­мационного порядка. - М., 1989.

Галенская Л.Н. Музы и право: правовые вопросы международного со­трудничества в области культуры. -Л., 1987.



2015-12-04 1520 Обсуждений (0)
Сотрудничество государств Европы в области культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сотрудничество государств Европы в области культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.06 сек.)