Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы мирного разрешения споров в рамках ЕС



2015-12-04 2082 Обсуждений (0)
Механизмы мирного разрешения споров в рамках ЕС 4.75 из 5.00 4 оценки




В основе развития интеграционных процессов Европейского Союза лежат два фундаментальных принципа: принцип верховенства права и принцип демократии. Уникальность европейского интеграционно­го объединения характеризуется прежде всего наличием обособлен ной правовой системы, получившей название «право ЕС». Право ЕС имеет прямое действие на территории государств-членов: нормы права ЕС имеют верховенство над внутренним национальным зако­нодательством и обязательны для всех граждан и юридических лиц. Как и в любой иной правовой системе, для полноценного функци­онирования правовой системы ЕС требуются механизмы адекватной защиты всего объема правоотношений.

В соответствии с учредительными документами ЕС стержнем такой системы служит Европейский суд. Главная функция Европейского суда заключается в обеспечении единообразного толкования и применения норм права ЕС всеми государствами-членами ЕС без каких-либо ис­ключений и независимо от конкретных обстоятельств. Для выполнения данной функции Суд вправе рассматривать споры, в которых стороной может выступать: государство-участник, любой орган ЕС, а также юридические и физические лица государств Европейского Союза.

Европейский суд был учрежден в 1958 г. как единый орган по рассмотрению споров для трех формально самостоятельных междуна­родных организаций - родоначальниц Европейского Союза. Соответ­ствующие положения о компетенции Суда были закреплены в двух Римских (1957 г.) учредительных договорах. Последующие осново­полагающие документы Европейских сообществ - Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1997 г.) и Ниццский (2001 г.) договоры еще раз закрепили полномочия Европейского суда как уникального инструмента Европейского Союза по мирному разрешению споров. Местом постоянного пребывания суда был избран Люксембург.

Суд состоит из 15 судей, которые проводят свои заседания в рамках пленарных сессий. Суд вправе учреждать палаты в составе трех, пяти и семи судей для рассмотрения определенных категорий дел. Дела представляются Суду специально уполномоченными гене­ральными адвокатами, которые в судебном процессе должны дейст­вовать абсолютно независимо и беспристрастно. В соответствии с учредительным соглашением всего в Суде работают девять гене­ральных адвокатов.

И судьи, и генеральные адвокаты назначаются на шестилетний срок правительствами государств-членов, гражданами которых они являются. На должность судьи назначаются лица, доказавшие свою безупречную беспристрастность и объективную независимость и име­ющие опыт работы на высших судебных должностях в своих странах. Кандидаты на замещение должности генерального адвоката, как правило, имеют богатую адвокатскую практику и пользуются без­условным авторитетом в юридических или общественных кругах. За­мена судей и генеральных адвокатов происходит на основе ротации каждые три года. Судьи из своего состава выбирают Президента Суда на трехлетний срок.

Административные обязанности в Суде возложены на регистра­тора Суда, который подотчетен ему.

Число обращений и рассматриваемых дел в Суде неуклонно воз­растает. По этой причине Совет ЕС в 1988 г. учредил Суд первой инстанции, на который возложил функцию рассмотрения всех судеб­ных дел в качестве суда первой инстанции. В соответствии с Ниц-цским договором 2001 г. этот Суд является самостоятельной судебной инстанцией.

Суд первой инстанции состоит из пятнадцати судей, назначаемых правительствами государств-членов, из числа лиц, пользующихся репутацией независимых личностей и отвечающих профессиональ­ным требованиям.

Механизмы по мирному разрешению споров, предусмотренные учредительными договорами, являются уникальными в своем роде и играют ключевую роль в обеспечении функционирования институ­циональной системы Европейского Союза. Суд призван поддерживать баланс властных полномочий: с одной стороны, между различными руководящими органами и институтами Союза, с другой стороны, между государствами-членами, делегировавшими часть своего суве­ренитета международной организации Европейского Союза, и соб­ственно Европейским Союзом. Зачастую, рассматривая те или иные споры, Суд затрагивает основополагающие правовые вопросы, кото­рые по своему характеру являются конституционными или имеют важное экономическое значение.

Практика Европейского суда, несомненно, внесла свой вклад в укрепление фундаментальных принципов построения социального общества новой формации на Европейском континенте. В своих решениях Суд конкретизировал эти принципы, юридически закрепив следующие основополагающие элементы правовой системы: 1) право ЕС имеет прямое действие на территории всех государств-членов; 2) примат права ЕС над национальными законодательными систе­мами.

В решениях Суда нашли свое подтверждение базовые режимы свободной торговли без каких-либо барьеров, которые лежат в ос­нове экономического союза европейских государств. Так, в судебном прецеденте 1979 г. Суд установил, что любой товар, произведенный в любом государстве европейского сообщества и соответствующий установленным нормам, является товаром надлежащего качества и может свободно, без каких-либо дополнительных экспертиз и про­верок, реализовываться на территории других государств ЕС. Тем самым Суд подтвердил подлинное функционирование режима сво­бодного движения товаров.

Практическое действие режима свободного движения капиталов и устранение всех барьеров на этом пути нашли отражение в судеб ном деле 1995 г. Суд вынес решение, что гражданин любого государ­ства-участника вправе в пределах Европейского Союза без получе­ния дополнительного разрешения вывозить в любом количестве денежные банкноты, монеты и банковские чеки.

Суд в своих решениях защитил право каждого гражданина госу­дарств Евросоюза на свободное перемещение и пользование всеми правами и льготами, предусмотренными национальным законом для резидентов. Решения Европейского суда гарантируют каждому, не­зависимо от гражданства и места проживания в пределах ЕС, равные социальные гарантии и минимальное пенсионное обеспечение.

Римский договор 1957 г. предусматривал снятие всех ограниче­ний, препятствующих свободному движению в торговле услугами и учреждению хозяйствующих субъектов, не позднее 1960 г. Однако потребовалось принятие ряда судебных решений для внедрения в хозяйственный оборот данного режима свободной торговли.

Следует еще раз подчеркнуть особую важность решений Европей­ского суда и ту роль, которую играет прецедентное право в жизни европейского общества и эволюции Европейского Союза.

Являясь уникальным и комплексным механизмом по мирному разрешению споров, Суд системно и в эволюционном порядке прежде всего раскрывает на практике и дает правовую оценку всем аспектам и тонкостям международно-правовых обязательств государств-участ­ников Европейского Союза, которые они взяли на себя в соответ­ствии с международными соглашениями. Более того, Суд логически вывел и определил принципы ответственности государств Евросоюза за причиненный ущерб физическим и юридическим лицам вслед­ствие нарушения норм права ЕС. Суд в своих решениях установил действенные инструменты ответственности государств по возмеще­нию причиненного вреда и, соответственно, эффективной защиты прав и основных свобод физических и юридических лиц.

Европейский суд - не единственный правовой механизм но раз­решению споров между европейскими государствами.

В рамках Соглашения о европейском экономическом простран­стве (ЕЭП), подписанного 15 государствами Европейского экономи­ческого сообщества и 3 государствами Европейской ассоциации свободной торговли в 1992 г. в г. Порту (Португалия), действует Суд ЕАСТ. Юрисдикция Суда распространяется на все случаи разногла­сий и споров, возникающих как между государствами-участниками ассоциации, так и государствами-участниками и главными органами ЕАСТ по поводу применения и толкования норм и правил ЕЭП. Суд также дает официальное толкование норм и правил ЕЭП по запросам национальных судов государств-участников.

Суд формируется в составе трех судей, по одному от каждого государства-участника ЕАСТ, с шестилетним сроком полномочий.

Из своего круга судьи выбирают президента Суда на трехлетний период. Постоянный состав Суда проводит свои заседания на пленар­ных сессиях, на которых решения принимаются большинством го­лосов. Суду могут на временной основе помогать судьи ad hoc, списки которых находятся в Суде.

Договор о создании Экономического союза Бенилюкс, подписанный в 1958 г. Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, также преду­сматривает в своих положениях международно-правовые механизмы разрешения споров. Конвенционный орган - Арбитражная комиссия для разрешения споров между государствами-участниками - рассмат­ривает возникающие споры и разногласия между этими государства­ми по поводу выполнения ими взятых на себя обязательств или толкования отдельных положений договора.



2015-12-04 2082 Обсуждений (0)
Механизмы мирного разрешения споров в рамках ЕС 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Механизмы мирного разрешения споров в рамках ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2082)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)