Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, признаки и функции государства



2015-12-04 715 Обсуждений (0)
Понятие, признаки и функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Государствоможно определить как исторически сложившуюся осо­бую политическую организацию, обладающую суверенитетом, распо­лагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.

В правоведении выделяют следующие признаки государства,прин­ципиально отличающие его от органов управления догосударственных форм общества:

наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принужде­ния и охраны общественного порядка (вооруженные силы, спе­циальные службы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и ис­полнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета;

административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата. Распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, не­избежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.). В отличие от государства, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровнородственных связей и принадлежности их к тому или иному племени, роду или семье;

государственный суверенитет, то есть независимость государствен­ной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выра­женная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики;

сбор налогов с населения, направляемых на содержание органов госу­дарственного управления, развитие национальной и региональной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, обра­зование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства — это основные направления его деятель­ности. Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.

Публичное упорядочение общественных отношений имеет два ас­пекта: установление определенных правил, имеющих общий характер, и охрана этих правил от нарушения кем бы то ни было. Соответственно функции государства можно разделить на два типа: регулятивные и охранительные (рис. 1.2).

 
 

 

 


В зависимости от сферы применения выделяются также внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее развитие общества; внешние - направления деятельности в отношениях с другими государствами.

Конкретное содержание функций государства определяется его формой и политическим режимом. В наибольшей степени функции государства проявляются в политической, экономической и социаль­ной сферах. Соответственно выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства.

Политическая функция государства заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, за­креплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.

Экономическая функция государства призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормати­вов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических свя­зей и т. д.

Социальная функция государства направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необ­ходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи ли­цам, которые по независящим от них причинам не могут самостоятель­но обеспечить себе средства для достойного существования, и т. д.

Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

К числу правовых форм осуществления функций государства отно­сятся:

♦ правотворчество - разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

♦ правоприменение - государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

♦ правоохрана - деятельность, направленная на осуществление пра­вового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

♦ экономические - государственные дотации, кредитование, субси­дии и т. п.;

♦ политические — согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.;

Форма государственного (территориального) устройства— это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, ха­рактер их взаимоотношений друг с другом и с центральными органами власти. В правоведении, формы государственного устройства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государственное устройство (от лат. unus — «один») характеризуется полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Оно включает в себя лишь административ­но-территориальные образования (губернии, области, департаменты), которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни своего правительства, ни собствен­ной судебной и правоохранительной системы (например, Франция, Финляндия, Белоруссия).

Федерация (от лат. foedus — «союз») — это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Государственные образования внутри федерации облада­ют определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и во­оруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).

Конфедерация — это союз государств, который образуется для до­стижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Государство — член конфедерации полностью сохраняет свой сувере­нитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во внешней и внутренней политике. Органы власти конфедерации образуются из представителей входящих в него суверенных государств и не имеют им­перативной власти по отношению к государствам — членам конфедера­ции. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств — участни­ков конфедерации (например, США в 1776-1864 гг., Германский союз в 1815-1867 гг.).

Политический режим— это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выражение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как пра­вило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективно­го механизма прямого воздействия населения на характер государ­ственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер государства), многообразием политических взглядов и убеждений.

Для авторитарного политического режима как одной из разновид­ностей недемократических режимов характерны монополия правящей власти на политическую деятельность и концентрация законодатель­ной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дис­креционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным ого­сударствлением всех сфер общественной жизни, государственной об­щеобязательной моноидеологией, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Политический режим как элемент формы государства занимает ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные харак­теристики государственного устройства.



2015-12-04 715 Обсуждений (0)
Понятие, признаки и функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, признаки и функции государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)