Организация государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В политической науке иногда говорят о существовании отдельной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Президента России, наделенного особым конституционно-правовым статусом, так и его Администрацию. Специалисты же в области конституционного права1 трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношении с другими ветвями власти. Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти, отдельно выделяют также федеральные органы государственной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и академии наук. Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти, а представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Общественный контроль за деятельностью государственной и муниципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ. По Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Особенность его положения состоит в том, что он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет совокупные, то есть общие интересы всего народа и всей России. Он находится также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных движений, выступая своеобразным правозащитником всего российского народа. Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией РФ, а также федеральными законами от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Президент России избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с предложениями действующего Президента РФ Д. А. Медведева, высказанными им в ноябре 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ, в конце 2008 г. Государственной Думой РФ был принят федеральный конституционный закон, увеличивающий срок президентских полномочий до шести лет. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий досрочные выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий. Избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит в торжественной обстановке присягу народу, которая носит название инаугурации. С момента принесения присяги Президент России приступает к исполнению своих обязанностей. Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом РФ. Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Временно исполняющий обязанности Президента РФ не вправе: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Конституция РФ (ст. 93) предусматривает возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Полномочия Президента России охватывают практически все сферы государственной жизни. Ему принадлежит право: ♦ назначать общероссийский референдум и выборы Государственной Думы; ♦ с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначать его заместителей и федеральных министров, самостоятельно принимать решение об отставке Правительства РФ; ♦ представлять Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ♦ выдвигать кандидатуры для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также самостоятельно назначать судей других федеральных судов; ♦ представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; ♦ назначать одну треть членов Центральной избирательной комиссии РФ; ♦ представлять депутатам законодательных собраний субъектов РФ кандидатуры для утверждения на должность губернатора субъекта РФ; ♦ выступать с законодательной инициативой и налагать вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (вето может быть преодолено лишь при повторном принятии законопроекта большинством в две трети голосов обеих палат), и др. Конституционные полномочия Президента РФ реализуются им как лично, так и через такие функционирующие при нем органы, как Администрация Президента, Государственный совет и Совет Безопасности. Администрация Президента Российской Федерацииявляется государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений. Правовой основой ее деятельности является Конституция РФ (п. «и» ст. 83), а также Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490. Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции: ♦ подготовку законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; ♦ подготовку проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; ♦ подготовку предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; ♦ подготовку Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных документов; ♦ подготовку материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений; ♦ контроль за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента РФ; ♦ содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам и др. В состав Администрации Президента входит Руководитель, его заместители, помощники Президента РФ, пресс-секретарь и руководитель протокола Президента РФ, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты и иные должностные лица Администрации, а также управления и иные самостоятельные подразделения (департаменты) Администрации Президента РФ. Полномочные представители Президента РФ представляют его интересы в федеральных органах государственной власти и федеральных округах. Они контролируют исполнение руководителями этих органов власти федерального законодательства и в случае его нарушения вносят соответствующее представление Президенту РФ, который вправе приостанавливать (до решения этого вопроса соответствующим судом) действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина. Государственный совет Российской Федерацииявляется совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Правовой основой его деятельности является Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». Основными задачами Государственного совета являются: ♦ содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; ♦ обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; ♦ обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ; ♦ рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение; ♦ обсуждение проекта федерального бюджета, а также хода исполнения федерального бюджета; ♦ обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации; ♦ обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение. В состав Государственного совета входят председатель и члены Государственного совета, участвующие в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент РФ, который определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума, председательствует на их заседаниях, формирует план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания, дает поручения членам и секретарю Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (губернаторы, президенты, главы администрации) субъектов РФ. По решению Президента РФ в состав Государственного совета могут также включаться лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов компетенции Государственного совета формируется президиум в составе семи членов, персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит обновлению один раз в полгода. Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц. Для обеспечения работы Государственного совета предусмотрена должность секретаря Государственного совета, обязанности которого возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ. Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляется соответствующими подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в три месяца. Для признания заседания правомочным достаточно присутствия на нем большинства от общего числа членов. Решения Государственного совета принимаются на его заседании и оформляются протоколом, подписываемым секретарем Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета могут оформляться указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. Совет Безопасности Российской Федерацииявляется конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Правовой основой деятельности Совета Безопасности РФ является Конституция РФ, Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», а также Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, которым утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации Основными задачами Совета Безопасности являются: ♦ обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; ♦ определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; ♦ разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности; ♦ подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; ♦ подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; ♦ подготовка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; ♦ решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности. Решая указанные задачи, Совет Безопасности рассматривает законопроекты и готовит проекты решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; организует и координирует разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики РФ; рассматривает вопросы, касающиеся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также вопросы оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент РФ, являющийся по должности его Председателем. В Совет Безопасности входит также Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в его состав Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Работу Совета Безопасности организует Секретарь Совета Безопасности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности возглавляет Аппарат Совета Безопасности, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях, проводимых, как правило, один раз в квартал постоянными членами Совета Безопасности, оформляются протоколами и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. В целях оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с его постоянными членами также еженедельные оперативные совещания. Для подготовки решений, выносимых на заседания, Секретарь Совета Безопасности проводит со всеми членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию. Основными рабочими органами Совета Безопасности являются его постоянные или временные межведомственные комиссии. Федеральное Собрание Российской Федерации(парламент) состоит из двух палат — нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации). Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерацииосновывается на Федеральном законе от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По предложению Президента РФ Д. А. Медведева, высказанному им в ноябре 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ, в конце 2008 г. специальным федеральным конституционным законом срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ был увеличен до пяти лет. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная избирательная система, или голосование «по партийным спискам»). Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями и должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тыс. подписей) либо обеспечено избирательным залогом (60 млн руб.), внесенным политической партией. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение требований федерального законодательства при выдвижении федеральных списков кандидатов. В случае представления подписных листов ЦИК РФ проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, после чего принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы откладывается на срок до двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов. Для финансирования своих избирательных кампаний политические партии создают собственные избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн руб., при этом в указанную сумму не включаются расходы региональных отделений политической партии (предельная сумма расходов каждого регионального отделения политической партии не должна превышать 30 млн руб.). По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты выборов. К распределению депутатских мандатов будут допущены те федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Другие федеральные списки кандидатов в настоящее время к распределению депутатских мандатов не допускаются. В течение 2009 г. предполагается внесение в избирательное законодательство изменений, которые давали бы право политическим партиям, не прошедшим 7%-ный барьер, получить представительство в Государственной Думе. После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы и выполнения победившим кандидатом требования о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует такого депутата и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерациив настоящее время регулируется Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации раскрываются в правоведении через категории «специальной (исключительной) компетенции» и «предметов совместного ведения»1. В специальную компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы: ♦ утверждение изменения границ между субъектами РФ; ♦ утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения; ♦ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; ♦ назначение выборов Президента РФ и отрешение в установленных законом случаях Президента РФ от должности; ♦ назначение на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также одной трети членов ЦИК РФ; ♦ назначение на должность и освобождение от должности заместителя ♦ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, а также выражение недоверия Правительству РФ; ♦ контроль за работой Правительства РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; ♦ назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов; ♦ назначение на должность одной трети членов ЦИК РФ; ♦ объявление амнистии и др. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации,являющееся органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ (премьер-министр) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. При этом освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку всего Правительства. Заместители Председателя Правительства РФ (вице-премьеры) и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. В настоящее время в составе Правительства РФ предусмотрено наличие семи вице-премьеров, в том числе двух первых вице-премьеров. Для решения важнейших вопросов функциональной компетенции Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц, проводятся заседания Правительства. Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об его исполнении; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; рассматриваются программы приватизации государственной собственности, вопросы предоставления дотаций, субсидий и др. По предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства, заседания которого проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ, принимаемые большинством голосов, не могут противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Работа Правительства РФ обеспечивается Аппаратом Правительства, руководство которым осуществляет Руководитель Аппарата в ранге федерального министра. Общие полномочия Правительства РФ закреплены в ст. 114 Конституции РФ и включают в себя: ♦ организацию реализации внутренней и внешней политики России; ♦ осуществление регулирования социально-экономической сферы; ♦ обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, направление и контроль деятельность ее органов; ♦ реализацию права законодательной инициативы и др. Система и структура Правительства РФ в настоящее время установлены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура Правительства РФ приводится в табл. 2.3.
Систему федеральных органов исполнительной власти(Правительство РФ) образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. При этом оно не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности контрольно-надзорные и правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется федеральным министром, входящим в состав Правительства РФ. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью. В настоящее время в структуре Правительства РФ существует 35 федеральных служб, из которых пять непосредственно подведомственны Президенту РФ (например, ФСБ России, СВР России, ФСО России и другие «силовые» структуры), пять непосредственно подчиняются Правительству РФ (например, ФАС России, ФТС России, ФСФР России и др.), а остальные входят в состав соответствующих федеральных министерств. В установленной сфере деятельности федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — не вправе также управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги. Возглавляет федеральную службу руководитель (директор). Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В настоящее время существует 29 федеральных агентств, из которых два непосредственно подведомственны Президенту РФ, два непосредственно подчиняются Правительству РФ, а остальные входят в состав соответствующих федеральных министерств. Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор). Руководители федеральных служб и федеральных агентств, за исключением федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению соответствующих федеральных министров. Заместители руководителей федеральных служб и федеральных агентств, за исключением федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими федеральными министрами по представлению руководителей федеральных служб и федеральных агентств. Организация системы государственной власти субъекта РФв настоящее время регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Рассмотрим ее на примере субъекта РФ, города федерального значения Санкт-Петербурга. Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: ♦ законодательный орган государственной власти — Законодательное собрание Санкт-Петербурга; ♦ высший исполнительный орган государственной власти — Правительство Санкт-Петербурга, возглавляемое высшим должностным лицом — губернатором, а также возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти, в совокупности составляющие Администрацию Санкт-Петербурга; ♦ судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи; ♦ органы и должностные лица специальной компетенции — Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Государственный секретарь, Санкт-Петербургская избирательная комиссия. Законодательное собрание избирает из своего состава Председателя и двух его заместителей, а также образует органы Законодательного собрания: комитет по законодательству, бюджетно-финансовый комитет и постоянные комиссии (не более семи). Организационное, юридическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания осуществляется его Аппаратом. Помимо комитетов и комиссий, Законодательное собрание создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга — структурное подразделение, осуществляющее контроль за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, а также расходованием средств из внебюджетных фондов. Компетенция Законодательного собрания включает в себя: ♦ утверждение бюджета Санкт-Петербурга и отчета о его исполнении; ♦ установление местных налогов и сборов, а также порядка их взимания; ♦ установление порядка управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга; ♦ утверждение программ социально-экономического развития города; ♦ установление порядка проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, а также выборов в органы местного самоуправления; ♦ установление административно-территориального устройства Санкт-Петербурга и порядка его изменения, а также структуры исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; ♦ иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям Санкт-Петербурга. Законодательное собрание принимает законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и по предметам ведения Санкт-Петербурга. Высшим должностным лицом Санкт-Петербурга является губернатор, утверждаемый на должность на четыре года депутатами Законодательного собрания по представлению Президента РФ. Вступая в должность, губернатор приносит присягу на заседании Законодательного Собрания в присутствии судей Уставного суда и почетных граждан Санкт-Петербурга. Законодательством допускается досрочное прекращение полномочий губернатора в случае его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием, а также в случае отрешения его от должности Президентом РФ. Во всех случаях, когда губернатор не может исполнять свои обязанности, в том числе в случае отстранения его от исполнения обязанностей Президентом РФ, обязанности губернатора временно исполняет вице-губернатор Санкт-Петербурга — руководитель Канцелярии. Временно исполняющий обязанности губернатора не имеет права распускать Законодательное собрание, вносить предложения о поправках в Устав Санкт-Петербурга, назначать на должность и освобождать от должности членов Правительства Санкт-Петербурга. Полномочия губернатора Санкт-Петербурга включают в себя: ♦ представление Санкт-Петербурга в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также право подписи от имени Санкт-Петербурга договоров и соглашений при осуществлении внешнеэкономических связей; ♦ обнародование либо отклонение принятых Законодательным собранием законов Санкт-Петербурга; ♦ право законодательной инициативы в Законодательном собрании; ♦ формирование Правительства Санкт-Петербурга и руководство им с правом подписания правовых актов Правительства Санкт-Петербурга; ♦ представление Законодательному собранию бюджета Санкт-Петербурга и программ социально-экономического развития города, а также отчетов об их исполнении; ♦ право отмены правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в случае их противоречия федеральному и региональному законодательству; ♦ осуществление иных полномочий. Постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Правительство, состоящее не более чем из 15 членов, в том числе Губернатора и вице-губернаторов. Назначение на должности вице-губернаторов производится губернатором по согласованию с Законодательным собранием. При этом одна и та же кандидатура не может быть представлена для назначения на должность вице-губернатора более двух раз. Законодательное собрание вправе выразить недоверие должностным лицам Администрации Санкт-Петербурга, в назначении которых оно принимало участие. При этом повторное выражение недоверия должностному лицу Администрации в течение одного года влечет его немедленное освобождение от занимаемой должности. При прекращении полномочий губернатора в отставку одновременно уходит все Правительство Санкт-Петербурга. Полно
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |