Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прокурорский надзор в Российской Федерации



2015-12-04 957 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Прокуратураявляется единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающих меры, направленные на устранение нарушений законов, привлечение винов­ных к ответственности, и осуществляющих уголовное преследование и иные функции, установленные федеральным законом.

Правовой основой деятельности прокуратуры является Конститу­ция РФ и Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О проку­ратуре Российской Федерации».

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государ­ственного надзора и контроля состоит в следующем:

♦ прокуратура не обладает какими-либо законодательными, админи­стративными или судебными функциями;

♦ она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управ­ленческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не подвергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практиче­ской целесообразности, а единственно следит за тем, чтобы объекты надзорной деятельности не допускали нарушений закона;

♦ прокурор (за исключением случаев, прямо оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение закона и применили меры воздействия к виновным лицам;

♦ осуществляемый от имени государства прокурорский надзор рас­пространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятель­ность.

Таким образом, прокурорский надзорпредставляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона.

Система органов прокуратурывключает в себя Генеральную про­куратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные тер­риториальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокуро­ром РФ (рис. 2.2).

 

 
 

 


В систему прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из Главного следственного управле­ния, следственных управлений по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов.

Территориальные прокуратурыимеют трехзвенную систему.

Первым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, возглавляемые прокурорами, назначаемыми Генеральным прокурором РФ. В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, назна­чаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором. Каких-либо структурных подразделений в этих прокуратурах, как правило, не образуется.

Второе звено составляют прокуратуры субъектов РФ. Они возглав­ляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным прокурором РФ по согласованию с главами субъектов РФ, и имеют в своем составе первых заместителей и заместителей, также назначае­мых Генеральным прокурором. В прокуратурах этого звена образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников кото­рых назначаются прокурором и являются его старшими помощниками и помощниками. В прокуратурах второго звена имеются старшие про­куроры и прокуроры управлений и отделов, которые назначаются на должность соответствующими прокурорами.

Третье звено составляет Генеральная прокуратура РФ, возглав­ляемая Генеральным прокурором, назначаемым Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Генеральный прокурор имеет первого замес­тителя и заместителей, назначаемых Советом Федерации по представ­лению Генерального прокурора. В Генеральной прокуратуре имеются главные управления, управления и отделы. Начальники главных управ­лений, управлений и отделов на правах управлений являются старши­ми помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Имеются также помощники по особым поручениям. В управлениях и отделах работают старшие прокуроры и прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая замести­телем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

К числу специализированных прокуратуротносятся транспорт­ные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания и природоохранные прокура­туры.

Транспортные прокуратуры существуют двух видов: на правах рай­онных (первое звено) и областных (второе звено) прокуратур. Первые подчиняются вторым и Генеральному прокурору. Территориальным прокурорам они не подчиняются. Транспортные прокуратуры осущест­вляют надзор за соблюдением законов на железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте по тем же направлениям и отраслям, что и территориальные прокуроры.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания создаются в местах сосредоточения учреждений уголовно-исправительной системы. Они осуществляют надзор за со­блюдением законности в исправительных учреждениях и непосред­ственно подчиняются территориальным прокурорам второго звена.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюде­нием законов об охране окружающей среды. Виды их те же, что и проку­ратур на транспорте. Однако они непосредственно подчиняются терри­ториальным прокуратурам второго звена, а расположенные в акватории Волги — также Волжской природоохранной прокуратуре.

Деятельность прокуратурывключает в себя два направления: над­зорную и пенадзорную деятельность.

Надзорная деятельностьзаключается в надзоре за точным и едино­образным исполнением законов. При этом прокурорский надзор огра­ничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора1 выделяют следующие направления надзорной деятельности.

Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры) имеет своим предметом исполнение законов федеральными министерства­ми и ведомствами, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответ­ствие издаваемых ими правовых актов законодательству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании посту­пивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обла­дает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, прини­мает меры по предупреждению нарушений последних, привлечению к ответственности нарушителей закона и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголов­ное дело и принимает меры к уголовному преследованию виновных. Если нарушение носило характер административного правонарушения, прокурор возбуждает соответствующее производство либо незамедли­тельно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). В том случае, когда законодательством предусмотрена защита нарушен­ных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан прокурор предъявляет и поддер­живает в суде иск в интересах пострадавших.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет своим предметом соблюдение прав и свобод человека и гражда­нина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность прини­маемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессуаль­ным и иным законодательством.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принуди­тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание, со­блюдения установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергну­тых мерам принудительного характера, а также законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

К ненадзорной деятельностипрокуратуры относится:

♦ координация деятельности правоохранительных органов в борь­бе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются координационные совещания, организуются рабочие группы, и требуется у правоохранительных органов статистическая и иная отчетность и т. д.;

♦ участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное пре­следование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвинителя, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры нака­зания в отношении подсудимого. Формой реагирования прокуро­ра на незаконное или необоснованное судебное решение является принесение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд кассационного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.

К иным направлениям ненадзорной деятельности прокуратуры от­носится участие в заседаниях органов государственной власти, в пра­вотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое конституция? Дайте определение и раскройте сущность этого понятия.

2. Какое значение имеет конституция как источник права?

3. Что такое конституционный строй и чем он отличается от основ конституционного строя?

4. Какие элементы составляют основы конституционного строя Рос­сийской Федерации? Перечислите их и раскройте их содержание.

5. Что такое конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина и какое место они занимают в правовом статусе лич­ности?

6. Какие вы знаете личные, политические и социально-экономические права и свободы человека и гражданина? Назовите их особенно­сти.

7. В чем состоят конституционные обязанности граждан России?

8. Какие субъекты Российской Федерации вы знаете?

9. Какова компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ?

10.Что вы знаете о системе органов государственной власти Санкт - Петербурга?

11.Какое значение имеет Президент России в системе органов государ­ственной власти?

12. Каковы основные полномочия Президента РФ?

13. Каковы основные задачи деятельности Государственного совета?

14. В каком порядке формируются палаты Федерального Собрания РФ?

15.Что составляет специальную компетенцию и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы РФ?

16.Какое место занимает Правительство РФ в системе органов госу­дарственной власти?

17. Каковы основные цели и задачи Общественной палаты РФ?

18.Каковы правовые и экономические основы местного самоуправле­ния в Российской Федерации?

19.Что такое судебная власть, судебная система, звено судебной сис­темы?

20.Что такое подсудность и судебная инстанция?

21.Каковы система и структура судов общей юрисдикции в Российской Федерации?

22.Что такое прокурорский надзор и в чем заключается его сущ­ность?

23. В чем состоят основные направления деятельности прокуратуры?

 



2015-12-04 957 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прокурорский надзор в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)