Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Теория государства



2015-12-04 489 Обсуждений (0)
Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Теория государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство можно определить как особую организацию публичной, по­литической власти господствующего класса (социальной группы, блока клас

совых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуж­дения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим об­ществом и обеспечивает его интеграцию.

Вопрос о сущности государства долгое время был предметом острой идеологической борьбы. Так, марксизм видел сущность государства в том, что оно является орудием политического господства того или иного класса. Отсюда оно определялось как комитет по управлению общими делами гос­подствующего класса; как машина для подавления одного класса другим и т.д. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере теоретически) при­знавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции. Опыт истории свидетельствует, что классовое подавление посред­ством государства имело место в течение многих веков. Представляется, что в основе антагонизма классов лежит неспособность общества обеспечить всем его членам достойное существование. Поэтому по мере накопления об­щественного богатства этот антагонизм постепенно исчезает. Об этом свиде­тельствует, в частности, опыт современных высокоразвитых государств.

Классовой концепции государства противостоит множество других, воз­
никших в разные периоды истории и рассматривающих государство как ор­
ганизацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности
Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической де­
мократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового
государства и т.д.).

Термин "государство" можно понимать двояко - и как некую организа­цию, структуру, аппарат для проведения в жизнь властных велений, и как властную деятельность в рамках этого аппарата. Таким образом, государст­венную власть можно рассматривать в статике и в динамике.

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверени­тет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для все­го населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права. Власть госу­дарства распространяется на определенную территорию в пределах его гра­ниц с проживающим на ней населением. Такой аспект его характеристики важен при сопоставлении понятий "государство" и "страна". Так, рассматри­вая государство сквозь призму населения и территории, его, по сути, отожде­ствляют со страной. С другой стороны, территория, не обладающая сувере­нитетом, может рассматриваться только как страна (колониальная, полуко­лониальная и т.д.), но не как самостоятельное государство.

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по ре­шению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В ха­рактере функций раскрывается социальная природа государства. Для клас­сификации функций государства используют различные основания. Так,


наиболее распространенным является деление их по предмету, или по харак­теру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интегра­ционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства. Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата го­сударства в их осуществление. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени.

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который рас­крывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается организация высшей власти государ­ства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства под­разделяются на монархии и республики.

Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществ­ляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии.

Республика. Республика - это форма правления, при которой глава госу­дарства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика -столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их класси­фикации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуаз­ные.

Под формой государственного устройства понимается территориальная
организация государственной власти, соотношение между центром и осталь­
ными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяют­
ся на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

Унитарное государство обычно характеризуется следующими признака­ми: единая конституция и единая правовая система; единая система органов государственной власти и управления; единое гражданство; единство судеб­ной системы и осуществление правосудия на основе единых норм; деление государства на административно-территориальные единицы (провинции, де­партаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления. Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-


территориальные единицы (провинции, районы, графства и т.д.), не обла­дающие какой-либо политической самостоятельностью. При этом в рамках такого государства возможно существование районов, обладающих админи­стративной. Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В отличие от унитарного государства федерация является сложным госу­дарством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в част­ности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов фе­дерации. Таким образом, в условиях федерации на одной и той же террито­рии одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компе­тенцию.

Иногда к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Од­нако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществле­ния государственной власти. Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уров­нем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических ре­жимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические. Демократия - понятие исторически изменчивое, и по­этому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологиче­ский и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демокра­тические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либе­рально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из пере­численных элементов. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпар­тийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий. Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократиче-


ские.

Государственная власть разделяется на: законодательную ветвь; исполни­тельную ветвь; судебную ветвь. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структу­ре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на: высшие (к ним относятся ор­ганы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической си­лы); местные (местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к испол­нению на соответствующих территориях). В федеративных государствах за­конодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъ­ектов федерации. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодатель­ной власти. Они подразделяются на: высшие (правительство, министерства и ведомства); местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Рос­сийской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполни­тельной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительст­ва, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах). Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и ар­битражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независи­мости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система орга­нов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности все­ми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Знать определение государства, знать его основные признаки и теории происхождения.

- Уметь объяснять сущность государства.

- Понимать основные функции государства.

- Знать формы государства.

- Уметь объяснить особенности формы правления, формы государст­
венного устройства, политического режима.



2015-12-04 489 Обсуждений (0)
Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Теория государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Теория государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)