Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.7. Основы экологического права



2015-12-04 494 Обсуждений (0)
Тема 2.7. Основы экологического права 0.00 из 5.00 0 оценок




Экологическое право представляет собой совокупность правовых принци­пов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружаю­щей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной дея­тельности; по рациональному использованию природных ресурсов; по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц; по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятель­ность органов государственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юриди­ческих и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природ­ных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. По­следние годы все большее распространение и обоснование получает точка зрения, в соответствии с которой экологическое право охватывает своим ре­гулированием все аспекты человеческого взаимодействия с материальным миром природы, окружающим людей, т.е. экологические отношения. В их содержание включаются природопользование, охрана окружающей среды, сохранение уникальных произведений природы, культуры, здравоохранения, все виды воздействий на природу, искусственное восстановление благопри­ятного состояния природной среды, защита от неблагоприятных воздействий стихии и т.д. В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, мо­ря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами.

Сегодня во многих государствах мира все большее признание получает


подход, в соответствии с которым обеспечение экологической безопасности является относительно самостоятельным предметом регулирования, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды. Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других госу­дарств и международные документы, в которых понятие «экологическая безопасность» используется чрезвычайно редко (предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человека и пр.). Экологиче­ское право - одна из отраслей в системе российского права. Появление и за­крепление норм, регулирующих экологические общественные отношения, в источниках, относящихся к другим отраслям российского права (конститу­ционному, гражданскому, уголовному, предпринимательскому, администра­тивному, финансовому, аграрному, трудовому и др.), свидетельствуют об экологизации российского законодательства, а не о размытости границ пред­мета рассматриваемой отрасли.

Принципы экологического права составляют основу рассматриваемой от­расли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспече­нию экологической безопасности. Экологическое право основано как на об­щих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (от­раслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определе­ны в ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г. Этим Законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юри­дических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую сре­ду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благо­приятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного соче­тания экологических, экономических и социальных интересов человека, об­щества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды; охраны, воспроизводства и рационального ис­пользования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответст­венности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и эколо­гической безопасности на соответствующих территориях; платности приро­допользования и возмещения вреда окружающей среде; независимости кон­троля в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритета со­хранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательности участия в деятельности по охране


окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объедине­ний, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной дея­тельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружаю­щей среды; соблюдения права каждого на получение достоверной информа­ции о состоянии окружающей среды; ответственности за нарушение законо­дательства в области охраны окружающей среды и др.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаи­модействия общества и природы. Систему источников экологического права образуют: ратифицированные международные конвенции и договоры; Кон­ституция Российской Федерации; законы (конституционные и федеральные); указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Пра­вительства РФ; конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты министерств и ведомств; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты; правовой обычай.

Экологические права граждан - центральный институт современного рос­сийского экологического права. Признание этих прав можно рассматривать как одну из наиболее существенных тенденций развития российского эколо­гического права. Закрепление в ст. 42 Конституции РФ права каждого на бла­гоприятную окружающую среду и других субъективных экологических прав важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды, обеспечения общественного контроля за природоохран­ной деятельностью государственных органов и предприятий. Ранее, до при­нятия Конституции РФ, в Законе "Об охране, окружающей природной среды" 1991 г. было закреплено право граждан на охрану здоровья от неблагоприят­ного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11). В соответствии с этим Законом это право должно было обеспечиваться планированием и нормированием качества ок­ружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, пре­дупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бед­ствий; возмещением в судебном или административном порядке вреда, при­чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава­рий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече­нием к ответственности лиц, виновных в его нарушении.

Для реализации конституционного права каждого на благоприятную ок­ружающую среду Закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. предусмот­рел ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды. Они включают право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие орга-


низации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей сре­ды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Фе­дерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; прини­мать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетиро­вании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Россий­ской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окру­жающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заяв­лениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевре­менные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательст­вом права (ст. 11).

Экологический контроль в России проводится в форме государственного,
муниципального, производственного и общественного контроля. Государст­
венный экологический контроль осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Рос­
сийской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Муни­
ципальный экологический контроль осуществляется на территории муници­
пального образования органами местного самоуправления или уполномочен­
ными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Феде­
рации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления. Производственный экологический контроль осу­
ществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональ­
ному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях
соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установлен­
ных законодательством в области охраны окружающей среды. Общест­
венный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется об­
щественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с
их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в це­
лях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и пре­
дотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды.

В соответствии с российским экологическим законодательством должно­стные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголов-


ную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия -административную и гражданско-правовую ответственность за экологиче­ские правонарушения и преступления. Дисциплинарная ответственность на­ступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рацио­нальному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований экологического законодательства, вытекаю­щих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники пред­приятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причи­ненного экологическим правонарушением. Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вред­ных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по прове­дению государственной экологической экспертизы и требований, содержа­щихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, от­каз от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и др.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Понять понятие экологического права.

- Уяснить основные принципы экологического права.

- Иметь ясное представление о праве граждан на здоровую и благопри­ятную окружающую природную среду.

- Знать основные нормативно-правовые акты, регулирующие правоот­ношения в области охраны окружающей среды.

- Разобраться в объектах экологических правоотношений.

- Знать принципы охраны окружающей среды.

- Иметь представления об экономическом механизме охраны окру­
жающей среды.

- Уяснить специфику ответственности за экологические правонаруше­
ния.


Тест по правоведению

 

 

1. Политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом это:

а) общество;

б) политическая партия;

в) государство;

г) юридическое лицо.

2. Форма государство включает в себе:

а) государственно-правовой режим;

б) форму государственного устройства;

в) правовое регулирование;

г) форму правления.

3. Монархия бывает:

а) демократической;

б) абсолютной;

в) конституционной;

г) президентской

4. Союз суверенных государств созданных для достижения военных или экономических целей:

а) федерация;

б) республика;

в) монархия;

г) конфедерация.

5. Режим, в котором контролируется государством все сферы общества, называется:

а) демократическим;

б) авторитарным;

в) тоталитарным;

г) все ответы верны.

6. Какого кодекса нет в праве:

а) уголовного;

б) бюджетного;

в) гражданского;

г) налогового;

д) все вышеуказанные кодексы есть.

7. Основным Законом России является:

а) Трудовой кодекс;

б) Уголовный кодекс;

в) Конституция;

г) указы Президента.

8. Высшей юридической силой обладают:

а) постановления Правительства;

б) указы Президента;

в) законы;

г) решение органов местного самоуправления.

9. Конституция России была принята:

А) 12 июня 1993г.

б) 12 декабря 1993г.

в) 7 ноября 1994г.

г) 4 ноября 1992г.

10. В действующей Конституции РФ :

а) 9 глав

б) 8 глав

в) 10 глав

г) 12 глав

11. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто на срок более:

а) 24 часов

б) 36 часов

в) 48 часов

г) 72 часов

12. К ведению Совета Федерации относятся:

а) отрешение Президента РФ от должности

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ

в) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ

г) объявление амнистии

13. Федеральные законы принимаются:

а) Президентом РФ

б) Советом Федерации

в) Конституционным Судом

г) Государственной Думой

д) Правительством РФ

14.Исполнительную власть РФ осуществляет:

а) Федеральное Собрание

б) Президент РФ

в) Верховный Суд РФ

г) Правительство РФ

15. Финансирование судов производится:

а) из бюджета субъекта РФ

б) из федерального бюджета

в) из бюджета муниципальных органов

г) из бюджета ООН

16. Конституционный Суд РФ состоит из:

а) 10 судей

б) 15 судей

в) 19 судей

г) 23 судей

17. В ведении Российской Федерации находятся:

а) разграничение государственной собственности

б) общие вопросы воспитания, образования, науки

в) судоустройство, прокуратура

г) государственные награды и почетные звания РФ

18. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат

б) определение статуса и защита государственной границы

в) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

г) метеорологическая служба, стандарты, эталоны

19. В Государственной Думе:

а) 250 депутатов

б) 350 депутатов

в) 450 депутатов

г) 550 депутатов

20. По Гражданскому кодексу субъектами гражданских правоотношений являются:

а) правоохранительные органы

б) юридические лица

в) муниципальные образования

г) политические партии

21. Права, перечисленные в Гражданском кодексе:

а) иметь имущество на права собственности

б) право на труд

в) право на жизнь

г) избирать место жительства

22. Полная гражданская дееспособность возникает с :

а) 17 лет

б) 18 лет

в) 21 года

г) 22 года

23. Организация, имеющая в собственности обособленное имущество и, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, называются:

а) муниципальное образование

б) субъект РФ

в) трудовой коллектив

г) юридическое лицо

24. Правовой способ прекращения юридических лиц:

а) уничтожение

б) реорганизация

в) банкротство

г) ликвидация

25. К коммерческим организациям относятся:

а) товарищества

б) фонды

в) ассоциации

г) производственные кооперативы

26. Высшим органом ООО являются:

а) Совет директоров

б) Общее собрание его участников

в) дирекция ООО

г) все ответы неверны

27. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, называется:

а) Общество с ограниченной собственностью

б) ОДО

в) Унитарное предприятие

г) Акционерное общество

28. К вещным правам лиц, не являющихся собственниками относятся:

а) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

б) право государственной собственности

в) сервитут

г) общая собственность

29. К объектам гражданских прав Гражданский Кодекс относит:

а) граждан РФ

б) юридические лица

в) вещи

г) информация

30. К недвижимому имуществу Гражданский Кодекс относит:

а) деньги

б) морские суда

в) земельные участки

г) ценные бумаги

31. К первоначальному приобретению права собственности относятся:

а) реквизиция

б) строительство

в) наследование

г) приватизация

32. Иск об истребовании в натуре своего имущества из чужого незаконного владения это:

а) негаторный иск

б) виндикационный иск

в) иск об истребовании

г) все ответы неверны

33. Правоотношение, в котором одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие это:

а) сервитут

б) договор

в) обязательство

г) акцепт

34. К мерам обеспечения обязательств относятся:

а) неустойка

б) поручительство

в) залог

г) все вышеуказанные меры неверны

д) все вышеуказанные меры верны

35. Обязательства прекращаются:

а) предоставлением отступного

б) банковской гарантией

в) соглашением сторон

г) все вышеуказанные ответы верны

36. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей называется:

а) трудовой договор

б) коллективный договор

в) соглашение

г) все ответы верны

37. Коллективный договор заключается на срок не более:

а) 1 года

б) 2 лет

в) 3-х лет

г) 5 лет

38. Сторонами трудового договора являются:

а) дирекция и профсоюз

б) профсоюз и работник

в) работодатель и работник

г) работодатель и профсоюз

39. Срочный договор заключается с:

а) лицами, направляемыми на работу за границу

б) со студентами дневной формы обучения

в) с лицами работающими по совместительству

г) с руководящими работниками

д) все ответы верны

40. Заключение трудового допускается с лицами достигшими:

а) 16 лет

б) 17 лет

в) 18 лет

г) 21 год

41. Срок испытания при приеме на работу не может превышать:

а) 1 мес.

б) 2 мес.

в) 3 мес.

г) 4 мес.

42. Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

а) руководителей

б) беременных женщин

в) лиц не достигших 18 лет

г) все ответы верны

43. Работник при увольнении по собственному желанию должен предупредить работодателя за:

а) 1 неделю

б) 10 дней

в) 2 недели

г) 3 недели

44. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

а) ликвидации организации

б) совершения работником хищения

в) однократного опоздания на работу

г) все ответы верны



2015-12-04 494 Обсуждений (0)
Тема 2.7. Основы экологического права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.7. Основы экологического права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)